Нормы потребления электроэнергии. Нормы потребления электричества: что об этом следует знать

Отопление и горячее водоснабжение

На основании постановления Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” действует норматив на теплоснабжение:

1. Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений: 0,016 Гкал/кв. м

2. Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды: 0,294 Гкал/чел.

Водоснабжение и водоотведение

Согласно постановления Правительства Москвы от 28 июля 1998 г. N 566 “О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве - действует норматив на водоснабжение и водоотведение:

Водоотведение

Холодная вода

(куб. м на 1 человека в месяц)

Горячая вода

(куб. м на 1 человека в месяц)

Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением

Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с многоточечными газовыми нагревателями

Жилые дома, оборудованные канализацией, водопроводом с газовыми нагревателями у ванн

Жилые дома гостиничного типа, оборудованные водопроводом, газом и горячим водоснабжением

Жилые дома с водопроводом, канализацией, без ванн, с газопроводом

Жилые дома с водопользованием из водозаборных колонок

Электроэнергия

Согласно постановления Правительства Москвы от 20 декабря 1994 г. N 1161 “О переходе ко второму этапу реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг» в г.Москве действует норматив потребления электроэнергии:

Газоснабжение

На основании Постановлениея Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” в Москве действует следующий норматив потребления газа:

Оплата по нормативу за отопление производится в том случае, если в доме не установлен общедомовой счетчик тепла. Оплата электроэнергии, водоснабжения, водоотведения и газа производится по установленным нормам, если не установлен индивидуальный прибор учета. При этом необходимо также учитывать то, что согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, в случае отсутствия у потребителей приборов учета (коллективных или индивидуальных), при наличии технической возможности их установки, к нормативам потребления коммунальных услуг в жилых помещениях будут применяться повышающие коэффициенты.

    • С 1 января по 30 июня 2015 г. - 1,1.
    • С 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 1,2.
    • С 1 января по 30 июня 2016 г. - 1,4.
    • С 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1,5.
    • С 2017 г. - 1,6.

Тарифы и нормы

Наше государство регулирует тарифы и увеличивает их в зависимости от существующей инфляции. Даже в этом случае рост цен весьма ощутим для большей части населения.

В России могут ввести нормы потребления электричества

В московском центре энергоэффективности провели свое исследование. По их данным средний житель нашей страны в день тратит 2-3 кВт. Сравним с США, получается 12,5 кВт.

По мнинею эксперта в сфере ЖКХ, мало кто сможет уложиться в норму 3 октября 2018. На днях российские власти заявили о намерениях ввести в стране лимит на потребление электроэнергии, который «поможет навести в отрасли порядок и устранить вопиющую несправедливость». Предполагается, что если потребитель не укладывается в норму, он платит по завышенному тарифу. Нововведение якобы направлено на борьбу с владельцами вилл и коттеджей, которые, несмотря на гораздо большие объемы использования ресурса, сейчас рассчитываются за него наравне с обычными гражданами.

Для кировчан такая идея не нова. Еще в 2015 году при правлении Никиты Белых в регионе таким образом хотели решить вопрос перекрестного субсидирования. Население платило меньше, чем предприятия, для которых стоимость электроэнергии была в разы больше. Получалось, что предприятия частично финансировали население. Для внедрения данной соцнормы даже была создана рабочая группа, но и итоге все отменилось.

На этом, в частности настаивал эксперт в сфере ЖКХ Андрей Воробьев, по словам которого проблем в сфере электроэнергии лимит не решит, а лишь законодательно увеличит тариф:

— Во всех развитых странах — и в Европе, и в Америке — идет тренд на повышение потребления, а нас наоборот загоняют в угол и заставляют экономить себе в ущерб. Сейчас везде устанавливаются кондиционеры, мультиварки, посудомоечные машины.

Нормативы потребления электроэнергии по СПб

А летом во многих домах нет горячей воды, из-за чего людям приходится использовать водонагреватели, а это дополнительная нагрузка. То есть нас стимулируют ничего не покупать. .

Андрей Воробьев, эксперт в сфере ЖКХ:
— По сути это выгодно только крупным сетевым компаниям, которые занимаются передачей и продажей электроэнергии. Они будут получать больше денег. Нам же придется платить больше.

Новую систему расчетов могут ввести уже летом 2019 года.

Все новости

Вопрос потребления электроэнергии сейчас волнует всех. Предстоящее введение нормы потребления электроэнергии на человека, а, следовательно, фактическое удорожание стоимости отпускаемой электроэнергии, активно обсуждается в обществе.

Норматив этот, согласно постановлению правительства, должен вводиться региональными властями, значит, в каждом субъекте Федерации будет своя норма, иногда сильно отличающаяся от соседнего региона. Для единообразия перехода на норматив потребления электроэнергии, официального обследования ни социологического, ни статистического не проводилось.

Данные о расходе электроэнергии на человека за год в развитых странах приводят специалисты Института по проблемам естественных монополий нашей страны.

Из таблицы видим, что в нашей стране потребление очень далеко от развитых стран мира, это говорит о низкой энергоемкости домов граждан России. Монополии не образовывались сами, они достались стране в наследство от СССР, где много лет строилась централизованная система производства и продажи энергии.

В настоящее время, средняя цена отпускаемой населению электроэнергии по разным регионам колеблется от 2.5 до 4 рублей за 1 кВт. Следовательно, средний россиянин за год платит примерно 2570 рублей. Многие источники отмечают, что цена эта уже выше, чем в США примерно в 1.2 раза.

Тарифы и нормы

Понятно, что наше государство ставит своей целью экономию энергоресурсов, но нужна ли она в обществе потребления.

Нормативы потребления электроэнергии без счетчика

Чем выше потребление электроэнергии на человека, тем больше доход монополий, следовательно, и государства.

Мощность любой техники написана в ее паспорте (потребление электроэнергии бытовыми приборами можно посмотреть здесь). Конечно, можно подсчитать, так ли уж необходимо покупать дополнительный холодильник или телевизор. Представьте себе семьи ваших друзей и знакомых и вспомните – у многих ли есть в доме посудомоечная машина или кондиционер? Наличие техники говорит об уровне жизни граждан страны, не отбросит ли нас далеко назад по этому показателю энергопаек?

Дата публикации: 03.04.2014

Социальная норма потребления электрической энергии – определенный объем электрической энергии, который потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии осуществляются по различным регулируемым тарифам применяется в Ростовской области с 01.09.2013

Размер социальной нормы потребления электрической энергии с 01.04.2014

(в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 05.08.2013 № 28/1 (в ред.

300 кВт по лимиту: для чего вводят норматив потребления электричества

от 25.03.2014 № 10/1))

кВт/ч в месяц

на домохозяйство

Кол-во граждан, зарегистрированных в жилом помещении (п. 12 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), ПП РФ от 22.07.2013 № 614)

Жилые помещения, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

Жилые помещения, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

1 человек

2 человека

3 человека

4 человека

5 человек

* В случае если в домохозяйстве зарегистрировано более 5 человек, надбавка к социальной норме составляет 40 кВтч в месяц на человека.

** В случае если в домохозяйстве, оборудованном в установленном порядке стационарными плитами для приготовления пищи, зарегистрировано более 5 человек надбавка к соцнорме составляет 43 кВтч на человека.

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения:

— применяется социальная норма в размере 96 кВт/ч на одного члена объединения.

В случае если граждане зарегистрированы в жилом помещении, располагающемся на территории такого объединения граждан – от количества зарегистрированных.

Ж илые помещения специализированного жилищного фонда, в которых проживают граждане, не объединенные совместным ведением хозяйства:

— 29 кВт/ч на человека

Тарифы на электроэнергию, по которым осуществляется расчет платы за потребленную электроэнергию с 01.09.2013 для городского населения

(постановление РСТ РО от 27.12.2013 № 72/3)

Руб./кВт*ч

*также установлены тарифы, дифференцированные по времени суток

Размер платы рассчитывается исходя из суммы потребления электроэнергии в помещении и объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, и приходящейся на данное помещение.

Примеры расчетов

В жилом помещении, не оборудованном в установленном порядке электроплитами для приготовления пищи, с тремя зарегистрированными лицами (тариф сверх социальной нормы () = 3,89 руб./кВт*ч, (Т>сн) = 3,5 руб./кВт*ч, соц.норма=196 кВт*ч).


В жилом помещении, оборудованном в установленном порядке электроплитами для приготовления пищи, с тремя зарегистрированными лицами (тариф сверх социальной нормы (Т>сн) = 2,72 руб./кВТ*ч, тариф в пределах социальной нормы (Т<сн) = 2,45 руб./кВТ*ч, соц.норма – 325 кВт/ч).


Вопрос потребления электроэнергии сейчас волнует всех. Предстоящее введение нормы потребления электроэнергии на человека, а, следовательно, фактическое удорожание стоимости отпускаемой электроэнергии, активно обсуждается в обществе.

Норматив этот, согласно постановлению правительства, должен вводиться региональными властями, значит, в каждом субъекте Федерации будет своя норма, иногда сильно отличающаяся от соседнего региона.

Норма потребления электроэнергии на 1 человека без установленного счетчика на электричество

Для единообразия перехода на норматив потребления электроэнергии, официального обследования ни социологического, ни статистического не проводилось.

Сравнение расхода электроэнергии в разных странах

Данные о расходе электроэнергии на человека за год в развитых странах приводят специалисты Института по проблемам естественных монополий нашей страны.

Из таблицы видим, что в нашей стране потребление очень далеко от развитых стран мира, это говорит о низкой энергоемкости домов граждан России. Монополии не образовывались сами, они достались стране в наследство от СССР, где много лет строилась централизованная система производства и продажи энергии.

В настоящее время, средняя цена отпускаемой населению электроэнергии по разным регионам колеблется от 2.5 до 4 рублей за 1 кВт. Следовательно, средний россиянин за год платит примерно 2570 рублей. Многие источники отмечают, что цена эта уже выше, чем в США примерно в 1.2 раза.

Тарифы и нормы

Наше государство регулирует тарифы и увеличивает их в зависимости от существующей инфляции. Даже в этом случае рост цен весьма ощутим для большей части населения. В московском центре энергоэффективности провели свое исследование. По их данным средний житель нашей страны в день тратит 2-3 кВт. Сравним с США, получается 12,5 кВт.

Понятно, что наше государство ставит своей целью экономию энергоресурсов, но нужна ли она в обществе потребления. Чем выше потребление электроэнергии на человека, тем больше доход монополий, следовательно, и государства.

Мощность любой техники написана в ее паспорте (потребление электроэнергии бытовыми приборами можно посмотреть здесь). Конечно, можно подсчитать, так ли уж необходимо покупать дополнительный холодильник или телевизор. Представьте себе семьи ваших друзей и знакомых и вспомните – у многих ли есть в доме посудомоечная машина или кондиционер? Наличие техники говорит об уровне жизни граждан страны, не отбросит ли нас далеко назад по этому показателю энергопаек?

Электрическая энергия относится к видам наиболее дорого оплачиваемых видов коммунального обслуживания, за превышение ее потребления пользователь отдает существенно более высокую цену.

С 1 июля 2014 г. по всем регионам РФ планировалось ввести социальную норму потребления электрической энергии.
Правительство пытается сделать это, руководствуясь следующими соображениями:

  1. Стимуляция энергоэффективного использования услуг в коммунальной сфере.
  2. Уклонение от перекрестного субсидирования* и желание понизить нагрузку по тарифам крупных промышленных производителей.
  3. Повышение эффективности системы защиты граждан.

*Примечание: Перекрестное субсидирование: оплата населения за электроэнергию ниже его реальной стоимости, а оплата кВт-часа, предприятием выше стоимости электроэнергии.

Потребление электрической энергии по социальной норме устанавливается для семей и домохозяйств на основании местоположения жилья наличия электроплиты, водонагревателя, при этом владельцы коттеджей, оборудованных теплым полом, подогревом воды в бассейне и тому подобными наворотами, будут платить за потребление электричества по полной программе.

Введение оплаты по социальной нормы должно было предоставить семьям пенсионеров или одиноким пенсионерам – оплату за электроэнергию, в течение одного первого года после начала оплаты по социальной норме – сниженного тарифа.

Все субъекты РФ имеют право подхода к установлению собственного значения социальной нормы сообразно уровню благосостояния своего региона и индивидуальных особенностей региона. И решается этот вопрос каждым регионом самостоятельно.

Статистическая служба каждого региона делает анализ использования электрической энергии, за основу расчета берется 10000 граждан, которые проживают без семьи, общее количество потребленной электроэнергии делиться на 10000 и на 12 месяцев, полученный результат является социальной нормой потребления электричества. Кроме этого, учитываются климатические условия и особенности жилого фонда.

Например, норматив потребления электроэнергии, применяемый в Ростовской области составил 96кВтч, Забайкалье – 65 кВтч, Красноярский край – 100 кВтч.

Размер потребления электроэнергии по социальной норме составляет прямую зависимость от того сколько человек фактически прописано и зарегистрировано на жилой площади.

Рис №1. Норматив потребления электроэнергии по социальной норме.

На размер норматива потребления электроэнергии на человека, влияют еще некоторые факторы, это: наличие электрической печи или ее отсутствие, электрический обогрев в зимний период, состояние жилья, наличие водогрейного котла, работающего на электричестве. Местность, в которой находится жилое помещение, город или село.

Рис №2. Размер мощности потребления по социальной норме в зависимости от условий содержания жилого комплекса. Пример потребления рассмотрен по расчетному потреблению в Белгородской области.

Рис №3. Норматив потребления электроэнергии 2014 в соответствии с постановлением РСТ от 29. 04. 2014 за №17/6.

Рис № 4. Способы оплаты, требования и нормативы потребления электроэнергии в 2015 году по данным РИА НОВОСТИ на примере Москвы и Московской области.

Расчет платежей по нормам потребления электроэнергии

Порядок расчета определяется в правительственном постановлении РФ №614 от 22, 07, 2013 года.

По закону «О энергосбережении» энергосбытовые предприятия и коммунальные службы ведут политику об оснащении многоквартирных домов общедомовыми счетчиками.

Расчет потребления электроэнергии заключается в суммировании показаний индивидуального счетчика плюс показания по общедомовому счетчику энергопотребления, расчет производится в зависимости от количества проживающих в квартире людей, если проживает два человека, то они заплатят по социальной стоимости за норматив определенный в этом регионе на двух человек, пусть это будет, например, 150 кВт-ч. за 3.5 руб. за кВт-ч. все что выше оплачивается по обычной цене по региональному тарифу, например, 3,90 руб.

В том случае, когда отсутствует квартирный электросчетчик норматив потребления электроэнергии без счетчика будет значительно выше так для многоквартирных домов этот норматив вырастет на 80%, граждане, проживающие в частном секторе будут, платить еще больше.

Норматив потребления электроэнергии без счетчика

Расчет социальной нормы происходит с использованием повышающего коэффициента «К» примерно 60% до 2017 года или по-другому,

«Социальная норма». В России ограничат потребление электричества

2015 г. по 31. 12. 2015 г. – 1,2,
с 1. 01. 2016 по 29. 06. 2016 г. – 1,4;
с 1. 06. 2016 г. по 31. 12. 2016г. составит 1,5;
после 2017 г. будет равен 1,6.

За не допуск к снятию проверочных показаний счетчика в течение двух или нескольких раз, стоимость платы за электроэнергию рассчитывается также с использованием повышающих коэффициентов.

Ключевой принцип распределения общедомового потребления, рассматривается исходя пропорционально площади в м2всех включительно помещений.

Важно знать: некоторые регионы так, например, Кузбасс и Липецкая область, Приморский край, не приняли пилотный проект и ввод социальной нормы, мотивом к этому послужило отсутствие во многих жилых домах электронных паспортов, что делает проведения расчета нормы необъективным и в корне неправильным, кроме этих причин министерство регионального развития не предоставило регионам методики по правильному проведению определения норм потребления.

В частности, для Кузбасса введение нормы превысит уровень 6 % роста оплаты за коммунальное обслуживание, что невозможно допустить так, как это действие повлечет социальный взрыв.

Рис №5. Нормы расчета потребления электроэнергии из чего складывается и чем руководствуются при расчете.

На очереди не менее занимательная тема — какие будут тарифы на электроэнергию для населения России с 1 июля 2019 года.

Если сравнивать доступность электроэнергии для населения между странами Европы, то Россия занимает третье место, судя по данным за первое полугодие 2019 года.

Дешевле электричество стоит для граждан только Украины и Казахстана, в Белоруссии ненамного дороже, а дальше рост цен уже более значительный.

Общая европейская статистика граждан России не слишком интересует, их волнует тот факт, что тарифы на электроэнергию постоянно растут. Хорошо, хоть не на 55,7%, как на Украине, и даже не на 24,6%, как в Белоруссии, но и обещанные 4% не радуют , несмотря на то, что повышение вступит в силу только в июле этого года.

Тариф в данном случае – это стоимость потреблённой электроэнергии, выражается в рублях за 1 киловатт-час (кВт⋅ч). На самом деле это сложносоставленный показатель, в который входит много компонентов.

Методика расчёта тарифов разрабатывается на федеральном уровне. Руководствуясь ею, региональные органы исполнительной власти устанавливают конкретные тарифы для своего региона. После публикации соответствующего постановления в местной прессе тарифы становятся действующими.

Перемена тарифов, а точнее говоря, точка смены значений, назначена на первое июля по всей стране. Раньше меняли в начале года, это как-то привычнее.

Но холодная Россия – не Италия и не Греция, для неё понятие отопительного сезона как единого процесса важнее, чем соблюдение бухгалтерского периода. Да и инфляция разгоняется именно в начале года, так что перенос момента смены тарифов на середину лета выглядит вполне оправданным.

Рост тарифов на электроэнергию в 2019 году в наибольшей степени ощутят граждане, избегающие установления счётчика. К ним не относятся те, кто не пользуется счётчиком по объективным причинам – из-за ветхих домов, или аварийных, или подлежащих сносу и пр.

Таких всего около 5% по всей России, вот для них платёжки увеличатся значительно.

Она достаточно громоздка, к тому же, имеет тенденцию к усложнению. За основу берётся понятие базового тарифа, к которому применяются понижающие коэффициенты.

Базовым считается тариф, который устанавливается в городских домах с газовыми плитами и центральным отоплением (во всяком случае, не электрическим).

К базовому тарифу применяется понижающий коэффициент для оплаты электроэнергии в домах с электроплитами и электроотопительными установками. Это в том случае, если указанное электрооборудование должным образом зарегистрировано.

Такой же коэффициент обычно вводится и для расчётов с жителями в сельской местности, хотя региональные власти вправе корректировать эти коэффициенты в пределах от 0,7 до 1.

То есть, жители сёл платят за потреблённое электричество на 30% меньше , и неважно, какие у них плиты – газовые, или электрические, или иные.

Приравненными к населению считаются те, кто рассчитывается за электроэнергию по общему счётчику.

Это могут быть различные объединения граждан некоммерческого характера, например, дачи, кооперативы, гаражи и прочее. Сюда же относятся жилые зоны при воинских частях и другие объекты. В каждом регионе это всё подробно регламентировано.

За израсходованную электроэнергию в основном платят по счётчику. Обычный счётчик просто крутится, считая потраченные киловатты, и ему всё равно, день в данный момент или ночь. Это единый счётчик, или, как сейчас его называют, одноставочный – у него одна ставка, один тариф для любого времени суток.

Однако есть и другие, более современные, которые разделяют сутки на день и ночь. Такие счётчики называются двухзонными, или дифференцированными по двум зонам суток.

Есть ночной тариф, с 23 часов до 7 утра, и дневной, с 7 утра до 23. Дневной тариф значительно выше ночного.

Появились и счётчики трёхзонные, дифференцированные по трём зонам суток:

  • пиковую — с 7 до 9 и с 17 до 20 часов;
  • полупиковую – с 9 до 17 и с 20 до 23 часов;
  • ночную — с 23 до 7 утра, она совпадает с ночной зоной двухзонного счётчика.

Самое дорогое электричество в пиковое время, а самое дешёвое – в ночное.

Для расчётов за оплату проще всего, конечно, единый счётчик. Умножил стоимость киловатта на потраченное количество – и плати полученную сумму.

Оплата по остальным видам тоже не слишком сложна: надо подсчитать частичные суммы и сложить их. Тариф для каждой зоны известен, киловатты показывает счётчик, так что никаких проблем.

Сложность появляется тогда, когда начинают менять часовые пояса в масштабах страны. Или когда отменяется/возвращается переход на зимнее время, или когда проводят «реформу времени» — и такое уже бывало не раз.

В таких случаях приходится перепрограммировать двух- и трёхзонный счётчик, а это стоит денег, около 2-3 тысяч руб. Но обычной, единый счётчик, не обращает внимания на такие подробности.

3. Введение социальной нормы потребления электроэнергии

В последние годы в России проводится многоплановая работа по упорядочению рынка электроэнергии. Её стоимость для населения, выраженная в тарифах, гораздо ниже той, которую можно назвать экономически обоснованной.

Правительство старается найти путь, как отделить граждан рядовых, не слишком обеспеченных, от тех, которые под их прикрытием расходуют дешёвую энергию в неоправданно больших количествах. Например, отапливает электросауны, бассейны, полы в обширных особняках, щедро освещает приусадебные участки и прочее.

Одной из мер, способных заставить таких владельцев недвижимости платить рыночную цену за электроэнергию, является введение социальной нормы потребления. Эта мера также призвана уменьшить перекрёстное субсидирование и мотивировать население на экономное расходование электричества.

Надо сказать, что введение соцнормы влечёт за собой значительное усложнение расчётов, и именно из-за этого её не спешат вводить (в том числе).

Ведь таблица тарифов увеличится, базовый тариф будет уже в двух ипостасях, то же самое для сельских жителей, и вообще для каждой строчки.

Кроме того, соцнорма предполагает привязку к количеству лиц, зарегистрированных в объекте, к состоянию самого жилья, так что подсчёты суммы для оплаты электроэнергии существенно усложнятся.

В 2013 году был начат эксперимент по введению соцнормы. Согласно постановлению правительства РФ выделили регионы, на которых запустили пилотный проект. Это оказались Ростовская, Владимирская области, Красноярский и Забайкальский край, области Нижегородская, Орловская, Самарская.

Однако сразу после запуска началась компания по срыву эксперимента, появилось много публикаций, направленных на его дискредитацию. В 2013-2014 годах дело доходило до митингов на местах, которые, как правило, инициировали местные чиновники и депутаты.

И все, как один, беспокоились о среднестатистическом жителе России, у которого и так низкий уровень потребления электроэнергии.

Приводились доводы о том, что страна не готова, что это только способ скрытого повышения тарифов, что необходимой техники нет, что методика не разработана, и прочее. Многое из сказанного действительно имело место, но и методика, и техника появляются только после того, как начата какая-то работа в заданном направлении.

Кроме того, против этой инициативы правительства высказалась Счётная палата РФ, определившая, что заявленных целей проект не достигает.

Активно против введения соцнормы и идеи Минэнерго о дифференцированном тарифе выступил ОНФ. Он тоже счёл введение подобных мер попыткой содрать побольше денег с населения, вместо того, чтобы наладить работу энергокомпаний, сделать формирование тарифов полностью прозрачными.

Тем не менее, эксперимент продолжился, но регионам дали право выбирать — вводить у себя соцнорму на расходование электроэнергии или продолжать старую практику расчётов.

К тем, кто не согласился вводить социальную норму, относится, к примеру, администрация Смоленской области. Основные аргументы сводятся к известным, в основном к тому, что населению придётся платить больше.

При этом игнорируется то обстоятельство, что именно к компетенции руководителей области относится определение социально оправданных норм, которые не дают эффекта массового превышения.

Также была приведена ссылка на недостаток сведений о тех категориях граждан, к которым применяется соцнорма: на несоответствие числа проживающих и зарегистрированных лиц, на отсутствие сведений об одиноких пенсионерах и прочее.

Действительно, дело это непростое, тут требуется наладить взаимодействие федеральных и местных подразделений, отвечающих за образование тарифов; отделений ПФР, ФМС, органов соцзащиты населения; исполнителей коммунальных услуг, поставщиков электроэнергии и других.

Но, опять-таки, кто должен наводить порядок в области и знать состав своих жителей, как не местная администрация?

Ответ на это содержится в следующей причине, которая тоже имеется в списке возражений: это дополнительный груз обязанностей местной исполнительной власти и увеличение в этой связи численности аппарата.

То есть, прибавление хлопот и ответственности нежелательны, поэтому губернатор принял решение максимально откладывать введение соцнормы в области.

В Ростовской области эксперимент был признан успешным, и отмены соцнормы не планируется. Оказывается, большинство граждан не ощутили никаких перемен, и таких порядка 80% в области. Те же, кто социальную норму превысил, не слишком пострадал: превышение составило 10-30%, в деньгах это составляет 100-150 руб. в месяц.

В 2019 году социальная норма потребления электроэнергии вводится в Краснодарском Крае, продолжает действовать в Нижегородской, Орловской, Владимирской области, в Забайкальском и Красноярском крае.

В каждом из субъектов установлено своё значение нормы потребления электричества.

В Краснодарском крае базовая соцнорма — одна из самых высоких в России, это 250 кВт/ч на человека. В Нижнем Новгороде, например, это 50 кВт/ч, в Ростовской области – 96 кВт/ч.

Местные власти работают над грамотным введением в крае соцнормы. Например, по предварительным прикидкам, около 70% населения Анапы полностью уложится в норму, а превышение будет только у тех, кто имеет дома большой площади (их не так много), да ещё те, кто превратил своё жильё в мини-гостиницу (а таких как раз побольше, и они будут весьма недовольны)

Местные чиновники утверждают, что обычные потребители только выиграют от нововведения, однако население, наученное опытом, сомневается в этом. Кроме того, людям не нравится сам факт ограничения, то, что их заставляют экономить.

Человек считает, что, поскольку он честно платит за свет, то он никому ничего не должен. А то, что тариф дешевле себестоимости, так на то и государство, чтобы дотировать своих граждан.

Действительно, так и было в Советском Союзе. Граждане не учитывают, что теперь в России капитализм, и жить приходится в других условиях.

Сергей Савчук

Эксперт: социальные нормы электропотребления в России неэффективны Ввод социальной нормы электропотребления для населения в России может оказаться неэффективным, сообщила РИА Недвижимость исполнительный директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.

Современное информационное пространство настолько спрессовано и подается под таким эфирным давлением, что все происходящие в современном мире события сливаются в одну бесконечную ленту, которая, размываясь, несется сквозь наше сознание. Что сегодня вызывает колоссальный отклик, послезавтра будет забыто и станет никому не интересно. В этой мелькающей последовательности событий крайне занятно наблюдать, как самая пассионарная часть нашего общества перепрыгивает с одной "жизненно важной" темы на другую.

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье. Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления. Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к "этой стране". Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Российские электроэнергетики готовятся к холодной зиме На особом контроле Минэнерго находится подготовка к зимнему периоду в Крыму. Сейчас ситуация с энергоснабжением на полуострове стабильная и сформирован запас резервных мощностей и оборудования, энергокомпании провели необходимые ремонты.

Сама инициатива не нова: впервые о ней во всеуслышание заговорили почти четыре года назад. Тогда (просто напомним) планировалось ввести три нормы потребления электроэнергии на домохозяйство: менее 150 киловатт-часов в месяц, 151-600 и более 600 киловатт-часов. По данным Минэнерго, которое тщательно отслеживает колебания потребления электричества, на тот момент в первую категорию попадало подавляющее большинство россиян, владеющих недвижимостью, — более 73 процентов. Во вторую — около 25 процентов, в третью — менее двух. Подразумевалось, что первая (базовая и льготная) квота обеспечивает все потребности условного среднего домовладения, будь то квартира или частный дом. В данном диапазоне цена на использованные киловатт-часы была минимальной. При потреблении в рамках второй квоты стоимость электричества повышалась на 12 процентов, а в том случае, если вам и 600 киловатт мало, цена подпрыгивала сразу на 52 процента.

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны. В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов. Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто "съел" больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Пилотным регионом с одной из самых низких норм потребления стала Ростовская область. Ей установили пороговые уровни в 96 киловатт-часов на первого зарегистрированного человека, 60 — на второго, и по 40 киловатт-часов на всех остальных членов семьи и проживающих.

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше. Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

Эксперимент 2013-2014 годов был проведен совсем не с целью пожировать на народной шее, а в рамках оптимизации алгоритмов перекрестного субсидирования, которое повсеместно применяется в большинстве стран мира. Суть его в том, что одна категория потребителей доплачивает за другую. Такой аналог прогрессивного налога на доходы. Правительство России неоднократно подчеркивало, что стремится максимально отойти от данной практики. По состоянию на день сегодняшний полностью сделать указанное не удалось. Обусловлено это, в частности, тем, что тарифы, по которым население рассчитывается за электричество, до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, то есть "недоимки" покрывают средние и крупные потребители — объекты производства и промышленности. Чтобы не быть обвиненными в лоббизме интересов бизнеса, просто приведем цифры статистики. Темпы роста цен на электроэнергию для средних потребителей по сравнению с населением росли на 7,7 процента в 2017 году против 6,9 процента в 2016-м. Для крупных — на 10,5 против 4,3 процента соответственно. При этом промышленность покупает все меньше энергии: за последние три года отмечен спад на 495 миллионов киловатт-часов. А вот население покупает все больше, за тот же период россияне сожгли на семь процентов больше электричества, что равно 161 добавочному миллиону киловатт-часов.

На начало 2017 года российское Министерство энергетики оценивало минимально необходимый объем субсидирования данного сектора энергетики в 368 миллиардов рублей. Согласно прогнозу этого же министерства, если не реформировать порядок бытового потребления электроэнергии, то к 2022 году потребуется уже 417 миллиардов. Было подсчитано, что для того, чтобы привести показатели субсидирования к плановым 89 миллиардам, нужно было еще год назад повысить тарифы на электричество сразу на 13,9 процента. Не отдельным категориям граждан, а сразу всей стране. И выполнять аналогичное повышение каждый год. Что характерно, правительство от этого отказалось. В 2014 году этот проект в целом — ввиду неоднозначных результатов — был признан преждевременным и не отвечающим реальному уровню доходов граждан, его свернули и отложили до лучших времен.

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак. И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям). На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по "экономически обоснованному производителем и поставщиком". Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

Хуже всех в России оценивают качество работы коммунальных служб жители подмосковного Волоколамска, следует из результатов опроса, проведенного порталом недвижимости Domofond.ru.

Самый скользкий момент предварительной версии реформы в том, что она слабо учитывает интересы жителей деревни, а также всех пользователей электроплит. Для них ФАС предлагала ввести тридцатипроцентную скидку, но данная инициатива встретила сопротивление со стороны представителей генерирующих компаний и крупного производства. Для всех остальных социально незащищенных групп предполагается введение многоуровневой системы субсидий. Если судить по имеющимся сегодня фактам, то под тарифный удар попадут в первую очередь владельцы частных домов большой площади, а также владельцы множества энергоемких приборов, особенно любители отапливать свое жилище при помощи электрических теплых полов.

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт. Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем "тянет" 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

Для того чтобы пользоваться услугами и товаром (электричеством), который предоставляют поставщики электроэнергии, каждый потребитель должен быть оборудован исправным и поверенным элементом учёта, то есть счётчиком. Расчёт энергопотребления должен выполняться по снятым показаниям, однако, как быть если электросчетчик был украден, снят по каким-то причинам или же признан недействительным? В этом случае производится расчет электроэнергии по нормативу (без счетчика).

Расчет энергопотребления по счетчику

Для населения, проживающего в частных домах и квартирах и оборудованных элементами учёта, рассчитать потреблённую электроэнергию за определённый период времени достаточно легко. Для этого нужно всего лишь посмотреть показания за текущий месяц, отнять от них показания за предыдущий месяц и умножить на действующий тариф. При этом нужно быть внимательным ведь учитываются только цифры, указанные до запятой. О том, мы подробно рассказали в отдельной статье.

Если стоит элемент учёта и с поставщиком подписан договор по двухтарифному или многотарифному режиму потребления, то ведётся особый расчет. Стоимость каждого киловатт/часа зависит от времени суток. Днём цена за электричество будет дороже, а ночью дешевле. При этом данный счётчик - это современный электронный прибор, который ведёт учёт расхода и вывод его на дисплей. Без труда, в любой момент есть возможность просмотреть отдельно показания за дневное и ночное, а затем аналогично рассчитать, умножив разницу на соответствующий тариф. Стоимость одного кВт/ч напрямую зависит от типа жилого помещения:

  • с газовой плитой;
  • с электроплитой.

Для домов, которые находятся в селе либо посёлке нормативы также могут отличаться.

Цены для юридических лиц и предприятий отличаются от цен для населения и зависят от итого рыночных торгов для конкретного региона. Просмотреть эту информацию можно на сайте гарантирующего поставщика электроэнергии.

Расчет без счетчика (по нормативу)

Если по счетчику потребление электроэнергии вычисляется и оплачивается без труда, то вот в случае когда его нет ситуация и формула подсчётов в корне меняется. Для частного дома или жилого помещения в многоквартирном доме существует норматив, который зависит от следующих факторов:

  • количества комнат, при этом обязательно учитывается размер их по площади;
  • наличия или же отсутствия электроплиты;
  • количества жильцов, зарегистрированных на жилплощади.

В 2017 году к плате по нормативу стал учитываться коэффициент, составляющий значение 1,5 и это связанно, как утверждают, чиновники, с увеличением количества электроприборов и как следствие общей мощности. В связи с этим потребление безучетной электроэнергии стало настолько невыгодно, что больше напоминает штрафные санкции, нежели оплату по нормативу.

Вот пример реального выведенного потребления. Для двухкомнатной квартиры в одной из многоэтажек, в которой прописано совершенно официально два человека и есть электрическая плита. Норматив на одного человека составляет 91 кВт/ч. для того чтобы рассчитать ежемесячный платёж необходимо:

  1. Взять выведенный электропоставщиками и чиновниками норматив 91 кВт/ч, умножить на количество проживающих жильцов, то есть 2.
  2. Умножить на действующий тариф, составляющий 3,53 рубля за 1 киловатт/час.
  3. И ещё раз умножить на повышающий коэффициент 1,5.

При этом получается довольно внушительная сумма в размере 964 рубля.

Как не платить повышающий коэффициент

Дело в том что существует возможность совершенно законно отказаться от уплаты и расчета электроэнергии по нормативу учитывая повышающий коэффициент. Для этого нужно предоставить документ (справку) подтверждающую что:

  • установка элемента учёта электрической энергии невозможна по техническим причинам;
  • жилой дом признан аварийным.

Расчет для нежилых общественных помещений

Расчёт израсходованной электроэнергии за общедомовые нужды, сокращённо ОДН, не так давно был вписан в счёт за коммунальные услуги отельной строкой. С января 2017 года произошли изменения, но исчезнуть никуда эта цифра не может, ведь кто-то должен платить за электричество. В перечень этих нужд входят следующее:

  • Освещение подъезда, лестничной клетки.
  • Питание домофонов и видеокамер, если они установлены для поддержания порядка.
  • Электропитание лифтов.
  • Другие типы потерь энергии в сетях многоквартирных домов.

Естественно, что величина оплаты напрямую зависит от показаний счетчиков, но их установка для контроля сетей нежилых помещений не всегда существует. Если всё же счётчик есть, то каждая квартира будет платить сумму соответствующую площади проживания. Всё же этот вариант высчитывается по мощности и зависит от неё, ситуация по учёту без счетчика немного другая.

Как же ведутся такие расчёты, если элемента учёта не существует? Как и с жилыми помещениями существует общий норматив, установленный администрацией области. После чего этот показатель умножается на площадь общедомового хозяйства и на площадь отдельно взятой квартиры многоэтажного дома. В каждом регионе существует своя норма и она является ключевой величиной подсчётов потребления электроэнергии.

Как видите, в настоящее время исправный электрический счётчик как для жилых, так и для общественных помещений и потребителей является единственным действенным методом платить меньше, и только за фактически израсходованную энергию. Теперь вы знаете, как выполнить расчет электроэнергии по нормативу и понимаете, насколько затратно оплачивать счета за электричество без счетчика!

На чем можно сэкономить:

Нравится(0 ) Не нравится(0 )