Как импровизировать во время разговора. Как научиться импровизировать: освоение приемов импровизации. Выучены и отработаны заранее

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.

Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.

Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.

Что важно для импровизации?

Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:

  1. Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в ) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель.
  2. Необходимость музыку формовать , то есть придавать ей какую-либо из – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).
  3. Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма).
  4. Выбор стиля – тоже важное определение. – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича).
  5. Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро , в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
  6. Фактура , если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).

Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.

Как научиться импровизировать: немного из личного опыта

Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии . Это даёт творческую свободу.

Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.

Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.

Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину учились, переписывая ноты других композиторов.

Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом . Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.

Основные методы или приёмы импровизации

Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.

Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе

Итак, вот некоторые приёмы импровизации:

Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:

  • поменять (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре);
  • перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым мелодия будет звучать по-другому;
  • поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.

Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:

  • Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически.
  • Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево.
  • Если в мелодии есть скачки на широкие (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его).
  • -ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески.
  • Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры.
  • Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и !

Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.

Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).

Живой пример импровизации: Денис Мацуев – известный пианист импровизирует на тему песенки “В лесу родилась ёлочка”!

В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!

Здравствуйте, дорогие друзья!

Порой, слушая опытного оратора, мы удивляемся, насколько легко и непринужденно у него получается складывать слова в пазлы.

Кажется, будто бы его не волнует в момент выступления, возможность запнуться, перенервничать или сбиться с правильной мысли.

Такое ощущение, что буквы, трансформируются в слова, а те, в свою очередь, образуют гармоничную, красивую сетку мыслей и образов мастера. В такой момент хочется и самому научиться на ходу придумывать шедевры, чувствуя себя уверенным в искусстве, что доступно каждому. Как научиться импровизировать?

Для начала, что такое словесная импровизация? Это уникальная способность легко, непринужденно и без предварительной подготовки, сражаться в разговорных «войнах».

Это может касаться любой темы: от пингвинов до терактов в Америке. Зашла речь о живописи, балете или космосе, человек тут же ориентируется и мастерски вникает в саму суть, разбавляя ее интересно подмеченными фразами.

Многие люди заблуждаются, думая, что импровизация - это пустой треп. Это целая наука, помогающая оратору не один раз в момент общения с публикой.

Конечно же, даже самый продвинутый мастер, может запнуться, забыть текст или неудачно сменить тему беседы. Только вот у опытных гуру, мы таких моментов не замечаем. Потому, как они владеют навыком словесной эквилибристики, а у неопытных - именно такие провалы и запоминаются.

Зачем это нужно?

Какие существуют приемы словесной импровизации?

1. Ассоциации

Суть такого приема, основывается на поиске в своем сознании, близкой ассоциации, напрямую связанной с темой выступления. Конечно же, вы понимаете, что не любую, пришедшую в голову мысль, стоит озвучивать.

Вот, допустим, вы общались с массами, на одну из выбранных тем. Если возникла запинка и вы затрудняетесь дальше что-либо сказать, вам нужно перейти на наиболее подходящую ассоциацию в контексте темы разговора.

Например, вам нужно в своем докладе симпровизировать на тему музыки. Как соорудить нечто стоящее за пару секунд? Подумайте над тем, с чем еще у вас ассоциируется слово музыка? Может быть, вы знаете интересную историю создания того или иного жанра?

А может, в вашей семье есть музыканты? В любом случае, просматривая в сознании пищу для построения мысли, вы с легкостью отыщите там «интересные факты», которые очень тесно связанны с основной темой вашего выступления.

К примеру, в разговоре с ребенком, очень ловко просматривается такой метод. Когда маленький человек, задает вам вопрос, вы же не вываливаете всю правду на неподготовленный разум?

Правильно, вы ищите варианты, нюансы, даже игровые способы донести свою мысль так, чтобы это было интересно, подходило по уровню развития и было наполнено пользой.

2. Вопросы, спасите!

Довольно-таки распространенная ситуация заключается в том, что вы говорите текст, как внезапно, все заготовленные фразы улетучиваются. Ощущение не из приятных и при этом, на помощь могут прийти верные, проверенные вопросы.

В таком случае, вы включаете коммуникацию с залом, проводите некий интерактив, а с другой стороны - позволяете себе прийти в чувства и заново поймать смысл происходящего.

Будьте осторожны с формулировкой сути вопроса. Слишком сложный - позволит кому-то из зала найти в себе силы для того что бы перехватить инициативу и начать отвечать на вопрос, который предназначался для вашего спасения, а не утопии. Слишком простой - может выглядеть туповато и слушатель, задастся вопросом: «Что происходит? Это же очевидно ».

Заранее подготавливайте цепочку вопросов, которые легко запоминаются. Они способны качественно переключать внимание и порой, даже расслаблять аудиторию. Но от того, каким способом вы его озвучите - зависит многое.

В юморе - есть один существенный аспект. Это непринужденное повествование. Если к постановке вопроса, подойти с улыбкой, то у вас может выйти прекрасный переход от состояния: «О, боги! Я все забыл », до этапа «Я - гений! ». Смело используйте шутки, байки, а так же короткие рассказы в пред-истории к вопросам и смело общайтесь с людьми с их помощью.

3. Последнее слово - решающее

Иногда, голова отказывается помогать своему владельцу и не хочет использовать ни ассоциации, ни вопросы! Ничего! В таком случае, есть еще один способ выкарабкаться.
Его суть заключается в аккуратном и ненавязчивом использовании последнего слова предложения в докладе.

Например вы зависли на фразе: «Музыка — это то, чем живут люди! ». Вам нужно сконцентрироваться и зацепиться за последнее слово. «Люди, существа издавна привыкшие к звуковому сопровождению: издревне они восхваляли священный инструмент, с помощью которого извлекался звук », — «А что такое звук? ».

Конечно же, это была моя импровизация на тему последних слов в предложении. Я думаю, вы уловили смысл такой игры, которая способна вовремя натолкнуть на правильную мысль и спасти ситуацию.

Какие упражнения могут повысить навык?

1. Книга

Для выполнения первого задания вам потребуется книга. Откройте ее на любой странице и посмотрите с какого слова она начинает свой рассказ.

Берите именно это слово, как тему своего выступления и смело копайтесь в памяти, для доставания оттуда интересных данных и фактов, для раскрытия сути.

Прорабатывайте игру с партнером - так уж точно будет веселее!

2. Пинг-понг

Для такой тренировки обязательно потребуется партнер. Совместно выберите одну из тем. Допустим, это фехтование. Начните говорить о первой ассоциации пришедшей вам в голову, оформив ее в предложение. Достаточно не более 30-40 сек. для ее качественного раскрытия.

Потом - замолкаете и черед напрягать извилины, занимает ваш партнер. С аналогичными заданиями по первой теме. В идеале - должно прозвучать около 5 тем от каждого участника мозгового штурма . Потом, смените задание.

3. Бесконечная импровизация

Суть такой встряски мозга, направленна на то, что бы подготовить вас к беспрерывным переходам от одной темы, к десятку схожих или кардинально отличающихся.

Выберите первую «жертву» и постарайтесь максимально эмоционально и живо подойти к игровому выступлению. Когда ваши знания и силы будут исчерпаны - переходите к другой теме.

Выступление, длительностью 1-4 минуты, должно смотреться органично и цельно. Вы можете попросить близких выступить в роли слушателей или приготовить ребенку увлекательную историю перед сном.

Друзья, на этом точка.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вы относитесь к импровизации и пробовали ли вы овладеть таким искусством?

До встречи на блоге, пока-пока!

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)

«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня.»

Марк Твен

Не знаю у кого как, а у меня ночь за окном. Поэтому, доброй ночи, товарищи. Не спрашивайте, чего мне не спиться, еще как спиться, но днем и даже вечером нет возможности нам с вами пообщаться. Но главное, что сейчас мы встретились. Так вот, сегодня, у нас не романтическая тема, а просто нужно-интересная. Хочешь узнать, как научиться импровизировать в повседневной жизни и перестать бояться вопросов в диалогах, а также выступлений на сцене? Тогда правильно сделал, что заглянул в нашу беседку.

Чего желается

Я правильно понимаю, что тебе хочется говорить без пауз, не теряться при обсуждении не знакомой темы и вменяемо отвечать на вопросы, так сказать из зала? Это достижимо. Скажу сейчас и буду повторять далее, импровизация в разговоре, требует такой же постоянной практики, как и любое другое действие по принципу «ЗУН»: знания – умения – навыки. Ты узнаешь теорию, применяешь, коряво, в жизни в первый раз, и с каждым новым подходом и повторением, у тебя вырабатывается автоматическая реакция в нужный тебе момент. Это уже навык. Упражнения, приведенные ниже по тексту – обязательны к большому количеству тренировок, до получения нужного результата.

Для чего она нужна

Давай рассуждать вместе, что нам дает выше названый навык. Учит непринужденно вести беседу? Учит. И это плюс. Когда ты не переживаешь о выступлениях при большом скопление людей - это здорово? Да! Плюсуем. Ведя сухой технический или презентационный монолог, заметив, что публика стухает, ведь классно уметь с ходу перестроиться, и рассказать байку из жизни, чтобы вернуть внимание аудитории. Уже 3 «за». Пока не отошли от массовой работы с публикой, умение импровизировать помогает нам не «батанить» материал доклада на полную толщину книжки, а дает возможность, оперируя 10-30 ключевыми словами, довести до заказчика или потенциального клиента основную суть. Четыре. И пятое с шестым это то, что есть на поверхности всегда в жизни: легко отвечаем на любые вопросы и устраняем паузы-ступоры, когда от нас ждут нашего мнения.

Убедил? Или есть что забыл из причин? Напиши в комментариях.

Что делаем

Техник, для речевой раскрепощённости, довольно много, и они разного уровня вхождения. Сейчас мы с тобой поговорим о доступных, не требующих глубоких знаний с твоей стороны, и которые можно практиковать по всюду.

Мне очень помогает в этом деле моя зависимость от чтения. У меня для этого есть десятилетний смартфон, нокейка E71, с очень удобным по размерам экраном, который со мной постоянно. Я читаю в очередях, ожидая кого-нибудь в машине, в дороге пассажиром, в ванне, ложусь и засыпаю с электронной книжкой в руке. К чему это я, к тому что информация из книг: диалоги, сюжеты, описание поступков героев, шутки, юмор, не единожды помогали мне в жизни.

Так вот, скажу банальность, но так и есть — чтение разноплановой литературы и просмотр фильмов, художественных или документальных, если это делать с небольшой постановкой в мозге – запоминать, то что может использоваться в разговорах – наша палочка-выручалочка.

Снова не буду оригинальным. Чем больше вы общаетесь с незнакомыми людьми, в транспорте, в магазине, по профилю работы и так далее, и чем более разнообразные темы – ваша копилочка спонтанности пополняется подсознательно.

Как упражнение, можно специально заводить разговор о далеких вам сферах, и пытаться не терять логическую мысль рассуждения. Быть может, ваш собеседник в ней профи, и ты почерпнешь новое и полезное для себя.

Все мы немножко актеры

Собеседование

Однажды, я проходил собеседование в одну гос. лавочку, с очень, как он сам думал, «гениальным» начальником. Должность, что-то связано работой с патриотическими клубами города, на уровне их администраций. А отбор он сделал, как на заместителя С.В. Лаврова. Там были тесты, опросники, даже на IQ был тест в онлайне. В общем мужику вообще не чего было делать по своим должностным, вот он и развлекался с кандидатами как мог. И крайний этап был общение на стороннюю тему, мне попалось, что-то наподобие «Охрана папуасов в северных регионах Малайзии». Так как я уже довольно долго работал с молодежью, то язык у меня был подвешен, и я что-то да наговорил в ответ. Но признаюсь, был удивлен. Для 2007 г. такое на собеседование было в новинку. Далее, я не раз встречал задачи на этапе отбора, по типу «продай мне эту ручку», но было уже легче. Я был готов к этому.

Вот так же и ты, сам себе назначай тему собеседования и рассказывай. Перед зеркалом будет вообще здорово, будешь отслеживать еще и мимику с руками. И чем сложнее она будет, тем больше мозг начнет работать и генерировать варианты.

Пара-тройка слов

Следующее упражнение такое: берешь 3 абсолютно разных слова, на пример: банан, Ирак, шкатулка, и начинаешь рассказывать историю о них. Цель – пару минут речи и чем меньше бреда будет, тем выше ставь себе оценку.

Побудь Гоблином

Помнишь фильмы 90-ых с гнусавым переводчиком? Или уже современные, в озвучке Дмитрия Пучкова. Так вот от тебя, требуется то же самое.

Нам подойдут любые, не мыльные сериалы. Отключаешь звук, и начинаешь озвучивать героев, на свое усмотрение. К примеру, парни из сериала Друзья, вместо вечеринки обсуждают таяние льдов Арктики или смену правительства в ЮАР. Хорошо так обсуждают, подробно. 😉

Вечные вопросы тебе в помощь

Рассуждение на тему вечных проблем человечества по типу: куда подевались эти, долбанутые ключи или есть ли жизнь на Марсе, так же пополнят твой опыт по риторике. Держи стартовый список:

  1. Почему люди часто не понимают друг друга.
  2. Какие будут открытия в будущем.
  3. От чего будет конец света.
  4. Кто и зачем рисует круги на полях и почему на полях и почему круги
  5. Что такое русский менталитет и почему мы всем помогаем в мире, а нас никто не любит.

Сначала было слово

Открываешь не художественную книгу, ищешь глазами трудное, не знакомое слово, закрываешь литературу, и складно фантазируешь — что бы выбранное слово могло значить? Рассказ на 1,5-2 минуты. Потом читаешь, верно ли ты трактовал значение? Если нет, то уже после понятия реального смысла, так же закрываешь книгу и уже 3 минуты повествуешь повторно, зная точную суть выражения.

Учимся быстро набрасывать синонимы и ассоциации с одним словом или темой. Даю пример, мир:

  • свобода
  • Земля
  • народ
  • благодать
  • доброта
  • Солнце
  • семья
  • дружба
  • перемирие
  • космическая станция

Количество должно тебя радовать. Тренируем интеллект.

Привлекаем реципиента

Если не знаешь, что говорить – пускай говорит собеседник! Люблю это правило. Научись непринужденно втягивать партнера в проблему повествования, передавая тому слово в «трудный» момент. У тебя как раз будет время обдумать свои слова, после реплик партнера. Да и поощряй собеседника, к высказыванию своего мнения.

Можно так же использовать закрытые вопросы, требующие однозначного ответа, чтобы привести оппонента, к нужной тебе реакции в конце разговора.

«Каждый из вас знает, что поезда идут дольше, чем летит самолет, верно? Да, железной дорогой дешевле, но наш главный ресурс, это время, которое мы с полна экономим используя воздушный транспорт. И быть может, пока один едет на переговоры, второй прилетев уже, подпишет заветный договор первым. Ведь, мы знаем, что работаем для увеличения нашего благосостояния».

Другими словами принцип игры «горячая картошка» — вам вопрос или обращение, вы пару предложений и встречный вопрос или желание выслушать мнение окружающих, как бы возвращаете «мяч» от себя.

Я не узнаю вас в гриме

Упражнение на разные темпераменты. Каждый день одеваешь на себя с утра разный образы. День беззаботный весельчак, другой задумчивый скряга, после юморист, далее начальник. И пробуешь соответствовать выбранному стилю сутки. Манеры, мимика, речевые обороты, вот как тебе кажется должен выглядеть и что говорить подобный персонаж, так и действуй. Очень сильный тренинг, если будешь придерживаться правил.

Слово за слово

Крайнее на сегодня упражнение, это новые фразы из крайних слов предыдущего предложения. И высший пилотаж, в конце прийти к последнему слову из первого предложения. Пример по ходу нашего общения — посмотрел на заставку на экране, с летнего отпуска иии... поехали:

«Люблю бывать на море. Море дает заряд бодрости и здоровье. А здоровье, как известно, не купишь ни за какие деньги. Но деньги всего лишь инструмент успешной жизни. И жизнь наша не всегда складывается так как нам бы хотелось. Хочется бывать за границе по чаще? Чаще исполняйте дополнительные задачи в повседневной работе. Работодатель, оценит ваше усердие, и вас, возможно, премируют путёвкой на море.»

Тяжело устно так делать, начинай записывать. Написал 10-15 предложений — прочитал. Проговорил в слух по памяти.

Резюме

Хороший импровизатор, как опытный водолаз, без паники работает и принимает решения в любой критической ситуации. Зацепился снаряжением за сеть — выверенным движение достаём нож, и устраняем зацеп. Так же и ты в диалоге, должен быть готов к любому повороту событий.

Пару слов о бредогенераторе. Очень распространен как оружие пикаперов, при соблазнении. Когда начинаешь нести чушь и пытаешься сам в это поверить, и склонить свой объект соблазнения к такой же точке зрения. Работает с малолетками, пьяными, и не далекими людьми. В общем словесный бред, можно очень с натяжкой считать начальным этапом в освоении ораторского искусства. И рекомендую на нем не задерживаться.

Импровизация в разговоре и в жизни, это не устный спам о чем угодно, а выдержанная линия повествования. Кстати, а ты знаешь, от куда пошло слово спам? Я не так давно узнал, и честно признаться, удивился. Напишите свое мнение, а я поделюсь своим.

В деловых кругах, не считается плохим тоном, сказать, что вы возьмёте паузу, перед ответом, что бы взвесить приемлемые варианты и выдать продуманное решение. Это так же нормально. Пользуйтесь такой уловкой и в повседневной жизни. Я пользуюсь.)

Надеюсь, что тебе было интересно и ты подпишешься на новости и поделишься ссылками в социальных сетях с друзьями. Не стесняйся приглашать их на наши беседы. Большой коллектив нам только в радость!

Если ты глубоко увлечешься развитием импровизации и ораторским мастерством, то очень рекомендую к прочтению . Автор очень хорошо и понятно пишет. Не буду хитрить, многие упражнения взяты от него, так как они реально работают. Красиво излагать свою мысль и быть приятным собеседником, не самое последнее оружие, которое можно применить в соблазнение. Поверь мне 😉 .

До скорых встреч, мой говорливый друг!

«- У тебя есть стратегический план дальнейших действий, мой мальчик?

Да. Называется импровизация.»

3 выбрали

Вчера во всем мире отмечался Международный день джаза . Отличительная черта этого стиля – смелые импровизации. Джазовая музыка стимулирует отделы мозга, которые отвечают за творчество, и тормозит области, которые руководят самоцензурой. Так что, если хотите научиться импровизировать, – слушайте, а лучше играйте джаз. Но многим людям импровизация дается тяжело. Давайте разберемся, с чем это связано и можно ли это исправить.

Боязнь импровизации

Умение импровизировать необходимо человеку не только в творчестве, но и в обычной жизни. Импровизация спасает нас в любых неожиданных ситуациях: будь то сложные переговоры или путешествие, которое пошло не по плану. Что же мешает нам импровизировать?

  • Неуверенность в себе . Импровизация лучше всего дается смелым и уверенным в себе людям. А те, кто сомневаются в своих силах, боятся выглядеть глупо и из-за этого впадают в ступор.
  • Критичность . Еще одна проблема – привычка слишком критично себя оценивать и ругать за ошибки. Импровизация – это творчество, а в творчестве не бывает правильных и неправильных ответов.
  • Оценочная зависимость . Зависимость от оценки окружающих сковывает руки. Попробуйте ориентироваться на слова Пушкина: "Ты сам свой высший суд".
  • Привычка планировать . Есть люди, которые любят все планировать: день, месяц, год, целую жизнь. С одной стороны, это полезная привычка. С другой, такой человек испытывает панику, когда что-то идет не по плану. Например, при необходимости импровизировать.
  • Недостаток знаний . Впрочем, импровизация предполагает, что человек достаточно свободно ориентируется в материале. Музыкальная и танцевальная импровизации требуют определенного мастерства, словесная – общей эрудиции.

Без плана

Одним людям импровизация дается легко, другим – сложнее: многое зависит от характера и воспитания. Но развить способность импровизировать может каждый. В первую очередь психологи советуют доверять инстинктам: критичность живет на сознательном уровне нашей психики, а творчество – это голос подсознания.

От импровизации надо получать удовольствие. Вуди Аллен говорил: "Талант – это большое везение, но что действительно имеет значение – так это кураж". Кураж или "поток" – это именно то состояние, в котором лучше всего импровизировать.

Чтобы увереннее чувствовать себя в ситуации импровизации, надо потренироваться. Например, выключите звук у фильма и начинайте придумывать реплики за героев. Выберите первую попавшуюся на глаза вещь и порассуждайте о ней хотя бы минут пять. Придумайте логическую связь между двумя вещами, совершенно не связанными друг с другом. Развернуто ответьте на вопрос Шляпника: "Какая разница между вороном и письменным столом?" Играть в такие импровизационные игры можно как одному, так и в компании друзей.

Умение импровизировать нужно не только в творчестве. Оно очень помогает в работе, особенно, в публичных выступлениях. Да и в жизни, когда мы попадаем в незнакомые ситуации.