Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения. Планирование работы по развитию культуры речи детей старшего дошкольного возраста

Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились в вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения, отсутствуют нравственные ценности его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствуют вежливые формы общения со сверстниками. Речь бедна, однообразна, засорена ошибками. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать, извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Как известно, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

На данный момент – сложность развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно проработаны в теоретических и практических исследованиях для дошкольного образования. Отсутствуют методические рекомендации по организации работы с детьми в ДОУ в данном направлении; планирование и построение занятий, методика их проведения, мониторинг уровня развития речевой культуры дошкольников, разработка учебно-методического комплекса.

В результате ребенок будет испытывать серьезные затруднения в овладении родным языком, не сможет выражать свои мысли, желания, переживания, сверстники его не будут понимать. Ребенок будет испытывать серьезные затруднения в общении в период адаптации к школьному обучению.

В XXI веке проблема морального развития детей приобретает особую остроту. Сам по себе научно-технический прогресс не способствует нравственному совершенствованию людей. Общественная жизнь и изменения, которые происходят так стремительно, требуют постоянной коррекции воспитательных технологий. Происходит реформирование системы образования, изменяется социум, окружающий ребенка, много негативных форм поведения общения, жестокость, безразличие, равнодушие, наглость. Неблагоприятные социальные условия для жизни формируют у ребенка определенные отношения к моральным ценностям.

Государство само должно быть нравственным. Гражданское общество должно во многом определять содержание и направление воспитания и принимать активное участие.

Культура речи должна выступать как особый предмет, который будет учить детей общению. Культура речи предоставляет большие возможности для реализации межпредметных связей как в работе по развитию речи старших дошкольников, так и в работе по усвоению практически всех разделов программы дошкольного образования.

Н и один человек не сможет успешно жить в современном мире без умения правильно и вежливо разговаривать, слушать, узнавать новое, влиять при помощи речи на окружающих.

Ученые, педагоги и психологи исходят из того, что в детском саду должны проводиться занятия, которые бы давали детям знания по культуре речи и по помогали бы им овладевать коммуникативными умениями, столь необходимыми в жизни каждого человека.

Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар слова, чем раньше сделаем все, чтобы по выражению языковеда В. И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов. К. Д. Успенский говорил, что разное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Проблема общения дошкольником исследовалась в работах Е. А. Аркина, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, В. В. Гербовой и др., где определены возможности обучения культуре речевого общения, его содержания. Однако остается много нерешенных вопросов, не рассмотрена зависимость между игровой деятельностью детей и культурой речевого общения ребенка, не определены цели и содержание работы воспитателя по развитию культуры речевого общения детей в игровой форме обучения. На основе работ Б. Н. Головина и Н. И. Формановской были составлены этикетные формулы: обращения, приветствия, прощания, просьбы, совета, предложения, согласия, отказа, которые необходимо постепенно вводить в детский лексикон.

По данным Д. Р. Миняжевой в последнее время все чаще выявляются затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений в поведении детей.

Согласно исследованиям О. Е. Грибовой, в речи у детей наблюдаются коммуникативные неточности, проявляющиеся в неумении добиваться взаимопонимания, строить свое поведение согласно социальным нормам, оказывать влияние на окружающих, убеждать и располагать их к себе.

На мой взгляд вопросом воспитания маленького человека отводится в нашей дошкольной литературе довольно скромное место. Воспитатели затрудняются в планировании и проведении работы по формированию навыков культуры речи в разных видах деятельности, решительных моментах. А между тем, именно в этом возрасте ребенок всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.

В нашу логопедическую группу поступают дети в возрасте 4-5 лет с определенным нравственным багажом. Наблюдая за детьми я обратила внимание на то, что они часто не придерживаются правил поведения, делают «ошибки» в результате незнания этих правил. Возникают ссоры, жалобы. Дети редко употребляют этикетные формы. Наряду со сложными диагнозами у детей отмечается психогенность нарушений, проявляющихся в агрессивности, в нарушениях в поведении и деятельности. Наблюдала за отношениями детей с родителями. Нравственные формы часто не соблюдаются. Считаю, что если упустить период дошкольного детства и не сформировать простейшие формы нравственности, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив, приобщая его к основам культуры и подготовки к будущей жизни – позже это будет гораздо сложнее.

Все это и обусловило выбор этой темы. В плане отражены основные направления моей темы, которые могли бы стать начальным этапом в формировании навыков речевой культуры.

План занятий по развитию культуры речи

для детей старшего дошкольного возраста

Программное

Предварительная работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Диагностика наблюдения в повседневной жизни.

Цель: Выявить сформированность навыков культуры общения

Написание аналитической справки;

Подведение итогов диагностики.

Анкетирование родителей;

«Мы хотим быть вежливыми»

Цель: Раскрыть в доступной форме значение речи и общения для человека

1.Чтение Васильева – Гангус Л.В. Азбука вежливости;

2.Беседа: « Оцени поступок»;

3.Игровые задание: «Подбери картинку».

«Вежливость самая приятная добродетель»

Цель: Закрепить навыки вежливого обращения с окружающими: приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе

1.Беседа: « Как мы общаемся друг с другом» (Магнитофонная запись разговора между детьми);

2.Сюжетно-ролевая игра: «Семья»;

3.Игровое задание: «Помоги ребятам»

Круглый стол с родителями:

«Игровые приемы в формировании у детей культуры общения»

«Мы встречаем гостей»

Цель: Научить детей употреблять в своей речи слова благодарности, извинения, просьбы

1.Беседа: Правила поведения в семье»;

2.Сладкий стол с участием родителей: «Встречаем дорогих гостей»

Приглашаем одного из родителей для знакомства с ним(увлечение)

«Доброе слов лечит, а худое калечит».

Цель: Раскрыть значение этих слов, их применение, и выявить, какие волшебные слова знают дети

1.Игровое задание: «Вежливые прятки»- работа с логопедом;

2.Фольклорный праздник: «К нам гости пришли…»

3. Чтение Осеева «Вежливые слова»

Приглашаем одного из родителей для знакомства с ним(знакомство с любимой книгой

«Мы оказываем помощь друг другу».

Цель: Воспитывать уважение к старшим: воспитывать желание проявлять доброту к окружающим, обобщать правила доброго, вежливого поведения, показать варианты культурных поступков

1.Выставка детских работ: «Подарок для друга»

2.Посещение районной библиотеки, беседа о правилах поведения и культуре общения.

3.Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека»

Устный журнал: «Какие наши дети?»,

Чтение с родителями

«Мы выполняем правила»

Цель:Интонационная выразительность речи детей (громкость, темп, тембр речи). Формировать у детей представление о громкости, темпе и тембре устной речи, использовать их в зависимости от ситуации.

1.Игровое задание: «Мешочек чувств»;

2.«Театрализованная игра»- работа с логопедом;

3.Конкурс на лучшее чтение стихотворения.

Поездка в кукольный театр.

Сладкий стол с родителями.

Как нужно вести себя во время разговора.

Цель: Формировать у детей умение вести себя во время разговора в соответствии с правилами этикета

1.Игровое задание:

«Подарок»,

2.Театрализованное представление:

Приглашаем одного из родителей для знакомства с ним(профессия)

Обобщение изученного: «Культура речи в нашей жизни».

Цель: выявить уровень развития культуры речи

1.Игровое задание: «Вежливое слово»

2.Диагностика уровня культуры речи детей.

Праздник с родителями: «Вечер вежливости и гостеприимства»

Доклад на тему: «Формирование культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

Шипулина О.В.

г. Гагарин

2016г.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Работа велась по развитию связной и звуковой речи, работа по обогащению пассивного и активного словаря, грамматического строя речи, обучению грамоте и развитию интеллектуальных способностей. Дети умеют составлять рассказы о предметах, по содержанию картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Имеют представления о предложении, умеют составлять предложения, делить слова на слоги.

Проблема развития культуры речи не может быть решена без обращения ребенка к миру искусства. В наш стремительный век, век развития информационно-компьютерных технологий и Интернета художественная литература уходит из жизни детей и взрослых. Поэтому перед нами стоит задача – вернуть в «детство» художественную литературу: воспитывать у детей любовь к книге, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. В этом нам помогает методическое руководство под ред. О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Художественная литература оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умения тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

В работе используем недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки); слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочки, пение, шепот, таинственные интонации) и зрительные эффекты (волшебная палочка, зажженная свеча, свет фонарика в функции указки и т.д.); элементы костюма воспитателя и детей, событийность и т.д. Коммуникативная и игровая мотивация учебных занятий, недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, эмоциональная активность обеспечивают психологический комфорт детей, что оказывает положительное влияние на развитие их диалогического общения, на формирование всех сторон культуры речи (фонетической, грамматической, лексической).

В своей работе использовали такие игры на формирование речевой культуры:

Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры : «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из вишни... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т.п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»

«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки».

В активный словарь детей ввели названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняем обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи». Учим понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; составлять из слов словосочетания и предложения. Н-р, игры «какое что бывает», «что умеет делать... ветер, солнце и др.» Развиваем у детей представление о многозначности слова (идет… человек, автобус, часы, дождь, мультфильм). При ознакомлении с многозначными словами используем наглядные пособия (рисунки, иллюстрации). В играх «кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» ребенок учится давать толкование слова, словосочетания.

На занятиях и в свободное время дети выполняют упражнения на правильное понимание и употребление предлогов в, под, между, около. Проводим игры «Чего не хватает Марату, чтобы пойти на прогулку?». Игра «магазин» (на употребление названий предметов посуды). «Вы хотите? - Мы хотим» на спряжение глагола «хотеть» и др.

Учим детей составлять небольшие рассказы по картинке и на темы из личного опыта. Описательные рассказы дети вначале составляли по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Продолжаем формировать навыки повествовательной речи, сами принимаем непосредственное участие в составлении рассказов. Закрепляем представление о том, что рассказ можно начинать по- разному «однажды», «как-то раз».

К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Нами была проделана огромная работа по пополнению методических и дидактических подборок. Мы разнообразили новыми сказками и видами театра наш уголок театрализации. Были изготовлены различные игры по познавательному развитию. Подобрана картотека игр по речевому развитию, игр на развитие логики и мышления. Собрана картотека пальчиковых игр; Сделана дидактическая игра с емкостями для сыпучих предметов (чтобы дети в этих емкостях развивали моторику рук), игры со шнуровками и др.

Для развития моторики рук проводится рисование нетрадиционными методами: рисовать руками и пальцами.

Работа с родителями. В свою работу активно подключали родителей. Провели собрание «Развитие правильной речи ребёнка в семье», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми. Дидактические игры включаем в работу с родителями в форме «игры на дом».


Инновационный опыт работы

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме

В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести. Что в свою очередь не может не вызывать опасений, как у специалистов, так и у воспитателей. Речь детей-логопатов характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Такие нарушения звукопроизношения у детей могут быть обусловлены несформированностью фонематического слуха.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.
Актуальность реализации данного проекта обусловлена поиском путей совершенствования условий и содержания воспитания звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы непрерывного образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению родному языку на уровне детского сада и начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: определены условия для эффективного использования методических приёмов по формированию звуковой культуры речи у старших дошкольников; разработан контрольно-диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи.
Противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи и несовершенством педагогических условий, при которых происходит формирование, привело к поискам новых форм и методов, способствующих повышению качества работы по формированию звуковой культуры речи.
Теоретическая база опыта. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы работы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, сущность понятия «звуковая культура речи»; подобран комплекс игр и игровых упражнений, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу обучения, сформировать чувство языка; разработаны критерии оценки уровня сформированности звуковой культуры речи.
Однако выявлены и проблемы, являющиеся сдерживающим фактором развития звуковой культуры речи: возникновение трудностей в привлечении родителей с асоциальным поведением к участию в проекте; затруднения в формировании звуковой культуры у детей со сложными речевыми нарушениями, обусловленными сложной неврологической симптоматикой.
Реализация заявленного проекта помогает значительно интенсифицировать процесс формирования звуковой культуры речи, повысить интерес учащихся, что сказывается на конечных результатах. Разработанную систему формирования звуковой культуры речи можно считать эргономичной, так как она эффективна, безопасна для здоровья воспитанников, создаёт ситуацию успеха, способствуют развитию личности дошкольника.
Условия реализации изменений. С тем, чтобы успешно формировать звуковую культуру речи, необходимы следующие условия: мотивационные (способствующие устойчивому положительному побуждению воспитанников к занятиям); организационные (использование данного опыта систематически и в комплексе); научно-методические (обеспечение воспитателей, родителей методическими знаниями по формированию звуковой культуры речи в системе).
Результат изменений. Мониторинг работы педагога по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта.
Дети значительно быстрее осваивают артикуляционные упражнения, наблюдается значительное продвижение в развитии правильного звукопроизношения, формируется активный интерес к тренировке просодических компонентов речи, улучшается качество функций фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Адресная направленность опыта. Опыт по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста будет полезен творчески работающим воспитателям, имеющим определённый опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных занятиях и на разных этапах обучения, а также в свободной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Предложенные игры и упражнения могут быть использованы родителями для домашних занятий с детьми, совершенствования звукопроизношения. Оптимальность опыта состоит в том, что требует минимальных трудозатрат для подготовки со стороны воспитателя и воспитанников.

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Любовь Кутыркина
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи , предполагающем определенную степень сформированности средств языка : произношения и различения звуков , словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе .

Развитие речи старшего дошкольника , умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей к школе .

К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи . Почти все дети четко и правильно произносят все звуки , исчезает смешение шипящих и свистящих звуков , звуков [р] ([р"]) и [л] ([л"]) . В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи : говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить) ; умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков . Если у ребенка еще имеются недостатки речи , надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.

И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны , тем не менее проводить с дошкольником специальные упражнения необходимо - они помогут закрепить достигнутое. Несомненно, что задания теперь должны быть более сложные, поскольку ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.

Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматической правильности речи , развитием разговорной и связной речи следует приучать шестилетнего ребенка правильно слышать и различать звуки , отчетливо и внятно произносить их в словах, во фразе.

В этом возрасте дети , как правило, правильно произносят все звуки родного языка , отчетливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи , поэтому работу по ее развитию следует продолжать. Особое внимание нужно обратить на правильное, отчетливое, ясное произнесение звуков , слов и фраз. При наличии недостатков в произношении звуков следует принять все меры к их исправлению.

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура » . Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей .

Можно выделить следующие задачи :

1. Формирование правильного произношения звуков . Звук речи - минимальная , нечленимая речевая единица.

2. Выработка дикции.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

6. Воспитание выразительности речи .

7. Воспитание культуры речевого общения .

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

Звукопроизношение - способность правильно воспроизводить звуки родного языка . Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями . Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками , усвоение которых происходит постепенно в течение 3-4 лет.

В отличие от речевых дефектов несовершенства звукопроизношения связаны с возрастными особенностями формирования детской речи , с постепенностью и определенной последовательностью появления звуков в речи . Недостатки звукопроизношения - с неправильным усвоением звуков (межзубное произнесение свистящих звуков , горловое произнесение звука [р] и т . д., а также с поздним их усвоением (например, свистящие звуки появляются в речи детей к пяти годам ).

Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произнесении; в замене звуков , сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж], другими, более простыми ([с], [з]) ; в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно , в других - заменяется. Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.

Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение , необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее овладеть координацией артикуляционных движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов .

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ

«Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

«Рыбки разговаривают» -Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ) .

«Поцелуй» - Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя» .

Статические упражнения для языка

«Птенчики» -Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Динамические упражнения для языка

«Змейка» - Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

«Обезьяна» - Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

«Сердитый лев» - Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков .

Для развития звукопроизношения так же используют подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай» , «Лошадки» , «Поезд); рассказы со звукоподражанием ; заучивание специально подобранных потешен, стихотворений, дидактические игры с наглядным материалом или словесные с переходом от простых к более сложным звукам («Чей домик?» при изображении котят сначала используются звукоподражания мяу-мяу , а затем мур -мyр; при изображении собачки - сначала ав-ав, а позднее - р-p-p).

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, от чего у детей недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем - от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков .

В старших группах для совершенствования дикции используется специфичное упражнение - заучивание скороговорок.

Цель использования скороговорки - тренировка дикционного аппарата - определяет методику преподнесения ее детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки . Читает ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями.

Общая длительность таких упражнений - 3-10 минут. Можно разнообразить такие занятия, например предложить повторять скороговорки «по заявкам» детей , роль ведущего поручать разным детям. Можно повторять скороговорку частями по рядам : 1 ряд : Из-за леса, из-за гор. ; 2 ряд : Едет дедушка Егор! Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям - группами. Первая группа : Расскажите про Покупки! Вторая группа : Про какие про покупки? Все вместе : Про покупки, про покупки, про покупочки мои! Все эти приемы активизируют детей , развивают их произвольное внимание.

Формирование звуковой выразительности речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи , использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха , развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том , чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи ; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и наст-роения.

Важно приучать детей к плавной речи среднего темпа . Лучший прием - проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, а также сопровождение речи движениями , так как действиям крупных мышц тела легче сообщить нужный замедленный темп, чем действиям мелких, речедвигательных, требующих тонкой дифференциации.

При формировании различных качеств голоса детей - силы , высоты можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят :

Тише, мыши,

Тише, мыши,

Кот сидит

На нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись!

B старших группах нужно использовать тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса, игра «Эхо» . Все дети изображают голоса птиц в лесу (пинь-пинь, ку ку, а ребенок, выполняющий роль эха, повторяет эти звуки тихо , как бы издалека. В подвижных играх «Мышеловка» , «Kарусель» текст определяет форму произнесения : тихо, медленно, быстрее.

Еле-еле, еле-еле

завертелись карyсели.

A потом кругом, кругом -

Все бегом, бегом, бегом.

Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни. Нужно им показать, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.

Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями. Например игра «Угадай» , в которой должны прозвучать интонации вопроса, любопытства, противопоставления :

Здравствуйте, дети,

Где вы бывали,

Что вы видали?

Что мы видели - не скажем,

A что делали - покажем.

Большой эффект в овладении различными средствами звуковой выразительности (темпом, интонацией, логическим ударением) имеет чтение детьми стихотворений и пересказ художественных прозаических произведений. Педагог должен с помощью методических приемов научить детей самостоятельно выбирать средства выразительности в зависимости от содержания произведения.

Важно проводить работу и по формированию речевого слуха . Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи . Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах . Большое место занимают дидактические игры для развития слухового внимания, то есть умения услышать звук , соотнести его с источником и местом подачи.

В старших группах слуховые восприятия развиваются как с помощью игр «Где позвонили?» , «Угадай, на чем играют?» , так и при слушании радиопередач, магнитофонных записей. Нужно чаще практиковать кратковременные «минуты тишины» , превращая их в упражнения «Кто больше услышит?» , «О чем говорит комната?» B процессе этих упражнений можно предлагать отдельным детям изобразить звуками то , что они услышали (капает вода из крана, ; жужжит беличье колесо и так далее) .

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи , слов) . Воспитатель предлагает отгадывать не слова, а звуки ; произносит не одно слово, а два близких по звучанию (жук -паук, сон - суп) . Игра «Угадай, что я сказала» занимает 3-7 минут.

Для различия тембра и качеств голоса проводятся разнообразные варианты игры «Угадай, кто позвал?» . Например, дети угадывают товарищей по голосу в игре «Угадай, кто позвал мишку?» , а так же могут угадывать, как позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и так далее) . Проводятся и народные игры, требующие тренировки слуха : «Эхо» , «Телефон» .

Развитие фонематического восприятия предполагает развитие у детей аналитической деятельности в области их собственной речи : выделить в речи предложения , в предложениях слова, в словах – звуки . На примерах разных слов воспитатель подсказывает детям, что слова состоят из звуков , эти звуки располагаются по порядку; замена одного звука другим меняет все слово (кит - кот, мышка – мишка) .

Детей обучают произнесению слона с интонационным выделением того звука , который затем должен быть назван изолированно.

Лото «Определи первый звук в слове »

Цель : упражнять детей в выделении первого звука в слове .

Игровой материал : карточки с предметными картинками по количеству детей . На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.) . У ведущего- кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках :

а - автобус, аист, ананас, арбуз

у - удочка, усы, утка, утюг

и - иволга, иголка, индюк, иней

п - палатка, пила, платье, портфель

ц - цапля, циркуль , цифры, цыпленок

ч - чайник, часы, черемуха, черешня

к - карандаш, котенок, кузнечик, краски

х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк

с - сено (тог, сирень, скворец, собака

з - замок, заяц, зонт, земляника

ж - желуди, жираф, жук, журавль

ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф

л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

р - рак, редис, рысь, рябина

Сочетание предметов на карточке может быть разным :

а) предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы) ;

б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье) ;

в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль , собака или : шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).

Примерный набор карточек :

1) ананас - индюк - окунь - лягушка - часы - краски;

2) утюг - портфель - сирень - замок - шалаш - жук;

3) арбуз - халат - скворец - цифры - рябина - чайник;

4) ананас - удочка - иней - пила;

5) черешня - цапля - редис - ласточка;

6) собака - зонт - шиповник - жираф - усы - осы;

7) кузнечик - хомяк - шапка - журавль - автобус - иней;

8) хлопок - котенок - циркуль - черемуха - рак- лесенка и т. д. ;

9) автобус - усы - иголка - овес - шапка - журавль;

10) цапля - черепаха - ласточка - рак - заяц - шарф. Под каждым изображением - полоска из трех одинаковых клеток.

Ход игры:

Играют 4-6 детей . Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п.) . Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок старшей группе ) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе, которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей станутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово . Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.

Так же важно научить ребенка правильно дышать в процессе речи , устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («дровокол» , «насос» , игровые упражнения (поддувание бумажных птичек, шариков и так далее) .

«Ветерок»

Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : бумажные султанчики (метелочки) .

Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей . Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Перышко, лети!»

Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : птичье перышко.

Ход игры : Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду , так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается , могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно затем изжить.

Список литературы

1. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : метод. Пособие/ Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Горшкова E. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание . – 2000. -N212. – с. 91-9З.

3. Колодяжная T. П. Колунова Л. A. Речевое развитие ребенка в детском саду : новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д : Ти «Учитель» , 2002. - 32с.

4. Шмаков С. А. Игpы - шутки, игpы - минутки. M.,-1996.