Особенности управления социально-экономическими системами. Теоретические основы управления социально-экономическими системами

Процессы управления являются предметом исследования нескольких научных направлений. Да, общие принципы управления исследуются в кибернетике. Проблемы управления техническими системами без участия человека изучаются в теории автоматического управления (ТАУ). Особенности управления в социально-экономических системах являются предметом менеджмента. Но во всех этих отраслях необходимое знание общих законов функционирования систем, которые основываются на применении системного подхода и исследуются в пределах общей теории систем и системного анализа.

Под управлением понимают процесс формирования целеустремленного поведения системы при условиях изменения внешней среды через информационное влияние, которое осуществляется человеком (группой людей) или прибором.

В системах с управлением в любом случае можно выделить подсистему управления (СУ) и управляемую подсистему, или объект управления (ОУ). Управление основывается на сборе и обрабатывании информации, которая рассматривается как своеобразный ресурс. Поэтому одной из главных предпосылок управления есть обратная связь, то есть передача информации о состоянии управляемой подсистемы и внешней среды к системе управления, обмен информацией между этими системами и внешней средой.

Схематически система с управлением изображена на рис. 18. Здесь X - информация о состоянии внешней среды (внешнее влияние на объект управления), X / - информация о состоянии внешней среды, что имеется в СУ, Y - информация о состоянии объекта управления, Y / - информация о состоянии объекта управления, что имеется в СУ, u - командная информация.

Рис. 18. Общая схема системы с управлением

СУ реализует задание стабилизации, выполнение программы, слежки и оптимизации, и обеспечивает тем самым или содержание исходных характеристик и состояния системы при изменении внешних влияний в заданных пределах, или выполнение системой действий относительно изменения ее характеристик или характеристик внешней среды (переход на новую траекторию).

Объект управления в этом случае выступает как инструмент или средство, которое реализует основную функцию системы. Система связи обеспечивает обмен информацией между СУ и ОУ.

Задачами управления в таком случае будут:

Синтез структуры и параметров ОУ, что отвечает главной цели системы (закону функционирования);

Синтез структуры и параметров СУ, то есть определение типа структуры управления, количества уровней иерархии и типа связей между ними с учетом главной цели управления системой и ограничений относительно расходов (на разрабатывание, численность управленческого персонала и тому подобное), определения массивов информации, которые подлежат передаче, обрабатыванию и хранению;



Синтез параметров и структуры системы связи.

Функции управления. Конкретные функции управления реализуются через применение определенных методов управления. В зависимости от их содержания методы управления экономическими системами разделяют на:

Экономические;

Организационные;

Правовые;

Социальные.

Принципы управления единственные для всех уровней иерархии социально-экономических систем, но по-разному реализуются в зависимости от объекта управления и функций, которые выполняются. Среди главных функций, которые выполняют при управлении социально-экономическими системами, выделяют:

Планирование (оперативное, тактическое и стратегическое);

Прогнозирование;

Организацию;

Анализ и контроль;

Для учета человеческого фактора в отдельную группу выделяют функции стимулирования и мотивации.

Стратегическое планирование. На стадии стратегического планирования рассматривают необходимость и возможность изменения структуры, свойств, и закон функционирования системы, происходит выбор главных целей системы, определяются желаемые конечные результаты и методы достижения целей и результатов. Методы и средства достижения поставленных целей (в том числе необходимые ресурсы, последовательность их использования) определяются без детализации. На этом этапе определяется образ последующих действий и обеспечиваются принципы для будущих долгосрочных решений.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических, то есть в определении траектории системы. При этом детально определяются средства и способы решения заданий, применения ресурсов, необходимые процедуры и технологии. При стратегическом планировании рассматриваются вопросы возможного изменения характеристик всей системы из-за изменения ее состава, структуры или свойств. Например, для предприятия возможное увеличение производственных мощностей через строительство новых цехов, приобретения оборудования, изменения специализации или технологии, и тому подобное. При тактическом планировании свойства системы считаются заданными.

Прогнозирование имеет целью учет уровня неопределенности состояния системы и внешней среды, возможного изменения структуры, свойств или отыскания закона функционирования системы, в будущем. Прогноз является научно обоснованным суждением относительно состояния системы в будущем, или относительно альтернативных путей и сроков достижения системой желаемого (целевого) состояния.

Организация является функцией управления, которое заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми элементами системы, в определении порядка и условий их функционирования. Это означает объединение людей, производственных, материальных, природных, информационных ресурсов, в единственную систему, направленную на решение определенных целей. Под этим понимают определение структуры системы, взаимосвязей, между подсистемами, распределение функций между подразделами и предоставления полномочий.

Анализ и контроль обеспечивают выявление и выяснение причин отклонения системы от желаемого состояния.

Оперативное управление обеспечивает функционирование системы в соответствии с разработанным планом. Оно заключается в периодическом сопоставлении фактически полученных результатов с намеченным уровнем соответствующих показателей в плане и последующей коррекции производственных процессов. Оперативное управление тесно связано с тактическим планированием в том случае, когда отклонения состояния системы от намеченного плана нуждаются в изменении траектории движения системы.

Все группы методов управления взаимозависимые и применяются в комплексе. Следовательно, процессы управления социально-экономическими системами включает ряд таких аспектов:

Информационный (сбор и обрабатывание информации);

Алгоритмический и модельный (разработка системы моделей);

Регулирующий (разработка форм влияния для согласования интересов отдельных подсистем и системы в целом).

Наличие разных аспектов управления, как и функций системы, предопределяет одновременное формирование и функционирование разных иерархических структур в соответствии с разными признаками разделения множественного числа элементов, которые образуют объект управления. Взаимодействие таких структур не сводится к простому отношению подчинения в иерархии.

Важным заданием улучшения управления экономическими системами является построение рациональной системы взаимосвязей между отдельными подсистемами. С одной стороны, увеличение количества уровней иерархии или промежуточных цепей в системе управления приводит к росту расходов на систему управления и снижает ее эффективность. С другой стороны, недостаточное количество уровней управления приводит к перегрузке управленческих работников и снижению эффективности их труда. Поэтому выбор рациональной структуры управления должен обеспечивать максимальную эффективность системы.

Управление хозяйством представляет собой целенаправлен­ное, упорядочивающее воздействие на совместный труд. Оно призвано организовывать, регулировать и контролировать хозяй­ственную деятельность отдельных работников и производствен­ных единиц в целях достижения намеченных результатов.

Чтобы лучше понять сущность и роль такого управления, рассмотрим его взаимосвязи с видами экономических отношений.

Управление и собственность

Если управление призвано упорядочить коллективный труд, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Такой вопрос позволяет выявить прямую зависимость управления хозяйством от собственности. Организация труда всегда осуществляется с определенной целью - как можно лучше использовать средства производства и обеспечить их собственнику надлежащий доход.

На протяжении всей истории экономики на малых по размерам предприятиях сами собственники непосредственно управляли и сейчас управляют своим хозяйством. При укрупнении предприя­тий труд по надзору за работниками стали осуществлять нанятые для этого управляющие. Характерно, что в XVI-XIX вв. едино­личный собственник капитала обычно возглавлял управленчес­кий персонал, контролировал и направлял всю производственную деятельность. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основой стала акционерная форма предприятий. В новых условиях, суще­ственно изменились положение и роль как собственников капитала, так и управленцев.

Управление и кооперация труда

Всякий совместный труд нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу При пе­реходе от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

На современных более или менее крупных предприятиях уп­равленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственно управление и подготовку к нему.

Непосредственным управлением заняты хозяйственные руко­водители - директора предприятий (объединений) и их замести­тели, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и т.д. Их работа сводит­ся к принятию оптимальных (наилучших) с точки зрения постав­ленной цели решений и обеспечению их реализации. Подготов­кой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслу­живают вычислительные, счетно-перфорационные и иные маши­ны, используемые для переработки информации. Все они обеспе­чивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, не­обходимой для принятия решений и организации их выполнения.

Управление и рынок

Как известно, товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок на­делены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эту утрату стало возмещать государство.

Управление хозяйством и государство

С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества. О том, как выполняются эти задачи, будет сказано в дальнейшем.

Как видно, управление не является совершенно самостоятель­ным элементом хозяйственной деятельности. Его назначение и роль во многом зависят от отношений собственности, коопера­ции труда, рыночной системы и государственного регулирования экономики.

2.1 Понятие, виды и этапы управления социально-экономическими системами

Управление – это деятельность, связанная с комплексом целенаправленных воздействий субъекта на объект и его структурные составляющие (элементы, взаимосвязи, процессы), направленная на сохранение или изменение его состояния с учетом тенденций развития объекта (его составляющих) и изменения внешней среды.

Выделяют следующие виды управления социально-экономическими системами:

1. По объекту:

Человечество в целом;

Государство;

Группа организаций;

Самостоятельная организация;

Группа людей;

Отдельный человек.

2. По сфере:

Управление политическими организациями;

Управление коммерческими организациями;

Управление некоммерческими организациями;

Управление творческими организациями.

3. По методам воздействия на объекты:

Административно-командное;

Демократическое;

Самоуправление.

Общее управление;

Управление людьми;

Управление технологическими процессами;

Управление материальными потоками;

Управление финансовыми потоками:

Управление информационными потоками.

5. В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность:

Текущее управление;

Перспективное (стратегическое) управление.

Процесс управления является непрерывным и включает в себя следующие этапы:

1. Диагностика текущего состояния объекта управления и оказывающих на него влияние факторов внешней среды;

2. Формулировка целей (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных) с их закреплением в разрабатываемых планах и определении контролируемых параметров;

3. Организация работы для выполнения принятых плановых решений;

4. Реализация решений;

5. Непрерывный текущий контроль полученных результатов и установленных параметров объекта управление, и внесение корректировок;

6. Вознаграждение или наказание исполнителей (охватывает все этапы управления).

Виды управленческого труда:

1. Эвристический труд направлен на изучение проблем и разработку вариантов их решения. Выполняется руководителями и специалистами.

2. Административный труд связан с текущей координацией деятельности подчиненных, контролем, распоряжением с поощрением или наказанием. Выполняется только руководителем.

3. Операторный труд состоит из операций по техническому обеспечению производственных и управленческих процессов и связан с выполнением стереотипных, постоянно повторяющихся операций. Его осуществляют технические исполнители.

Задачи менеджмента:

1. Тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы и всех его элементов (отделов, департаментов, подразделений);

2. Стратегическая – развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние.

Можно выделить следующие виды менеджмента:

1. Производственный менеджмент – решает следующие задачи:

Определение оптимального объема и структуры выпуска продукции;

Улучшение применяемых технологий;

Определение рациональной загрузки оборудования;

Рациональное использование трудовых ресурсов (расстановка людей);

Устранение сбоев и неполадок;

Текущий контроль производственного процесса;

Руководство персоналом;

Разрешение конфликтов.

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент

Организация и заключение договоров закупки, доставки, хранения сырья, материалов и готовой продукции;

Поставка готовой продукции;

3. Менеджмент персонала, задачами которого являются:

Расстановка, обучение, повышение квалификации кадров;

Разрешение трудовых споров и конфликтов;

Улучшение условий работы.

4. Финансовый менеджмент, задачами которого являются:

Определение текущего и перспективного финансового состояния предприятия;

Формирование рациональной структуры имущества и капитала предприятия;

Формирование и рациональное использование финансовых ресурсов;

Финансовое планирование и бюджетирование;

Осуществление финансового контроля и финансовой дисциплины;

Принятие мер по укреплению финансового состояния предприятия.

5. Маркетинг-менеджмент, представляющий собой процесс принятия управленческих решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов в производимом предприятием товаре. Маркетинг-менеджмент включает 4 направления:

Анализ рынка, представляющий собой процесс сбора и оценки информации о маркетинговой среде предприятия;

Поиск и отбор целевых рынков, заключающийся в сегментировании рынка, выбора целевых сегментов и позиционировании товара или услуги на рынке;

Разработка комплекса маркетинга, представляющий собой разработку товара, ценообразование, выбор каналов распределения и продвижение определенного товара или услуги на рынке;

Проведение маркетинговых мероприятий, заключающихся в разработке маркетинговой стратегии и осуществлении контроля за ее выполнением.

6. Менеджмент инноваций, объектом которого является процесс научных исследований, осуществления прикладных разработок, создания опытных образцов и внедрения новинок в производство.

7. Аккаунтинг-менеджмент, заключающийся в управлении процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности фирмы, сравнении их с исходными и плановыми показателями, а также с результатами деятельности других фирм с целью выявления резервов и возможных проблем.

2.2 Основные принципы и методы управленческой деятельности

Впервые основные принципы управления были сформулированы французским теоретиком и практиком менеджмента, основателем административной школы менеджментаАнри Файолем (1841-1925) . Данные принципы были представлены в работе Общее и промышленное управление» (франц. Administration Industrielle et Générale). Основные принципы управления, согласно административной школы менеджмента включают:

1. Разделение труда.

2. Власть (полномочия и ответственность).

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства

5. Единство руководства.

6. Подчиненность

7. Вознаграждение персонала

8. Централизация.

9. Иерархия (скалярная цепь).

10. Порядок.

11. Справедливость

12. Постоянство состава персонала

13. Инициатива

14. Единство персонала (корпоративный дух)

В современных условиях развития науки и практики менеджмента, указанные принципы можно расширить, и в качестве принципов управления можно выделить следующие:

1. Научность в сочетании с элементами искусства

2. Целенаправленность. Любая управленческая деятельность направлена на достижение поставленных целей. Ключевым в данном случае является процесс целеполагания. Целеполагание–это процесс разработки целей предприятияи соответствующих им задач управления; приоритетных направлений развития; тенденций развития всех видов политикк предприятия (кадровой, производственной, финансовой и т.д.).

3. Специализация в сочетании с универсальностью.

4. Последовательность. Управленческая деятельность представляет собой последовательный процесс, начиная с диагностики, постановки цели и планирования деятельности, и заканчивая контролем за ее выполнением.

5. Непрерывность. Управленческая деятельность является непрерывным процессом, направленным на достижение полезного результата.

6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерности межличностных отношений и группового поведения.

8. Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой материальным, моральным и организационным поощрением.

9. Гуманизм. Данный принцип означает, что управление персоналом должно основываться на нормах деловой этики, а также принятых в обществе нормах морали и нравственности.

10. Дифференциация представляющая собой расчленение крупных проблем на более мелкие:

а) по блокам (оперативный, стратегический, инновационный);

б) направлениям развития (техника, технология, качество, конкурентоспособность продукции и т.д.);

в) подразделениям (цеха основного производства, заводоуправление и т.д.);

г) видам работ (разделение труда) и др.

11.Единоначалие. Данный принцип означает, что производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (его подразделений), а также деятельностью того или иного сотрудника руководит только один, уполномоченный на то руководитель. Следствиями принципа единоначалия являются принципы:

а) единства прав, обязанностей и ответственности;

б) иерархии;

в) единства руководства.

12.Исполнительская дисциплина - обязанность подчиненных выполнять указания руководителей.

13.Системность - рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Реализуя этот принцип, субъект управления: 1) обеспечивает взаимную увязку решаемых задач; 2) координацию взаимодействия различных подразделений внутри предприятия.

14.Обратная связь. Между объектом и субъектом управления устанавливается механизм обратной связи, для чего используются: учет, контроль и отчетность.

15.Профессионализм. Данный принцип предполагает, во-первых, компетентное руководство, а, во-вторых, - компетентное выполнение принятых решений.

16.Регламентация - установление правил, определяющих порядок деятельности предприятия (организации), а также отдельных его структурных подразделений, руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Основными документами, регламентирующими деятельность персонала предприятия, являются: законодательство о труде; учредительные документы; правила внутреннего распорядка; регламент внутрифирменного взаимодействия; положения; должностные инструкции.

17.Адаптация к внешним условиям. Управляемая система находится в условиях постоянных социальных и экономических изменений (внешних и внутренних), в связи с чем она должна своевременно реагировать на эти изменения, активно приспосабливаясь к ним.

18.Развитие творческой инициативы, привлечение к управлению большого числа работников.

19.Субординация. Принцип субординации предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива. При этом руководитель несет полную ответственность за принимаемые решения.

20.Эффективность. Данный принцип охватывает большой круг проблем - от экономической эффективности управления (соотношения затрат и результатов) до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решений и т.д.

Методы управления представляют собой специфические способы воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга

Классическими методами управленческой деятельности являются:

1. Административные (распорядительные) методы, представляют собой методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Административные методы реализуются в форме: приказов, постановлений, распоряжений, инструкций, рекомендаций.

2. Экономические методы, представляющие систему приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Для использования экономических методов должна быть выстроенная система управления, ориентированная на целевой результат, с установлением количественных и качественных характеристик эффективности работы предприятия (например, сбалансированная система показателей – BSC). В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

3. Социально-психологические методы воздействуют на повышение трудовой активности через формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и через раскрытие личностных способностей каждого работника. Социально-психологические методы реализуются в форме морального поощрения, социального планирования, убеждения, внушения, личного примера, регулирования межличностных и межгрупповых отношений, создания и поддержания морального климата в коллективе.

Помимо указанных методов также выделяют организационно-правовые методы. В данном случае создаются необходимые условия функционирования фирмы, формируются управленческие структуры, происходит нормирование и регламентация деятельности, определяются права и обязанности персонала.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

‒ скорость достижения цели;

‒ вероятность достижения цели;

‒ отношения подчинения;

‒ личность управляемого;

‒ личность управляющего;

‒ экономическую самостоятельность;

‒ климат в коллективе.

Сравнительная характеристика методов управления

Признаки методов управления Методы управления
Административные Экономические Социально-психологические
1. Основа использования Законы государственности и права, правовые интересы Экономические законы и экономические интересы Законы социально-психологического развития, социальные интересы
2. Орудия воздействия Административно-правовые и организационные формы Экономические формы Социально-психологические факторы
3. Объекты соблюдения Организационно-правовая среда Экономическая среда Благоприятный социально-психологический климат
4. Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
5. Цель управления Выполнение законов, директив, планов Достижение конкуренто-способности выпускаемых объектов Достижение взаимопонимания
6. Структура управления Жесткая Адаптивная к ситуациям Адаптивная к личности
7. Форма собственности, где преимущественно применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и д.р. Частная
8. Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
9. Форма воздействия Нормативно-методические документы Мотивация Управление социально- психологическими процессами
10. Основное требование к субъекту при применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм Психологическая устойчивость
11. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все потребности
12. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы Линейная, функциональная Линейная, функциональная, матричная Проектная
13. Преимущественное направление управляющего воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное и горизонтальное
14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов Авторитарный Смешанный Демократический
15. Тип чаше всего принимаемого управленческого решения Строгое соблюдение нормативно- методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте
16. Конкретные методы и способы управления 1. Государственное регулирование экономики. 2. Стандартизация и сертификация. 3. Мониторинг экосистемы. 4. Нормативно-методическое регулирование системы управления. 5. Планирование, учет и контроль 1. Экономическое стимулирование. 2. Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). 3. Экономико- математическое моделирование. 4. Балансовые методы 1. Мониторинг социально- психологических процессов. 2. Моделирование социально- психологических процессов. 3. Психо-технологии. 4. Моральное стимулирование

2.3 Понятие и содержание основных функций управления

Процесс управления фирмой, может быть представлен как совокупность выполняемых функций, которые можно представить в трех основных группах:

1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы).

Функции управления – это совокупность видов управленческой деятельности, объективно необходимых для осуществления процесса управления. Процесс реализации функции управления представляет собой последовательность действий по осуществлению функции управления.

Структура функции управления – это характеристика функции управления, определяющая совокупность и взаимосвязь действий, связанных с осуществлением соответствующей функции.

Все функции управления можно разделить на общие и конкретные (специальные).

Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Впервые общие функции управления были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., к которым он относил предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.

Впоследствии общие функции управления были расширены, и в настоящее время включают в себя:

1. Планирование;

2. Организация;

3. Распорядительство;

4. Координация

5. Контроль.

6. Мотивация (Работа с кадрами, управление персоналом.

1. Планирование включает в себя выбор цели, стратегии, линии поведения, разработку программ и процедур их проведения. Планирование распространяется на все уровни и подразделения и представляет собой количественную формализацию целей и задач предприятия.

2. Организация заключается в создании задуманной структуры ролей. Это осуществляется посредством:

Определения видов деятельности, необходимых для достижения целей;

Группировки этих видов деятельности;

Закрепления отдельных видом деятельности за определенным менеджерами;

Делегирования полномочий для осуществления отдельных видов деятельности;

Координации полномочий;

Обеспечения коммуникации в организационной структуре.

3. Суть распорядительства состоит в том, что менеджер должен много работать со своими подчиненными, доводя до них цели и задачи предприятия, а также координировать их работу. Эта функция эффективно работает, когда управляющий является еще и лидером. Задача управляющего лидера состоит в том, чтобы координировать деятельность своих подчиненных с ориентацией на конечный результат.

4. Координация заключается в согласовании деятельности между сотрудниками и структурными подразделениями организации. Координация осуществляется в формах совещаний, личных контактов руководителей, согласование рабочих планов и графиков и т.п.

5. Контроль означает оценку и корректировку деятельности подчиненных для того, чтобы происходящие события соответствовали запланированным. При контроле сопоставляются результаты с целями и планами. При обнаружении отрицательных отклонений должны разрабатываться мероприятия по минимизации возможных последующих отклонений как путем улучшения работы предприятия, так и посредством корректировки плана.

6. Мотивация (работа с кадрами) включает в себя учет, оценку, отбор, подготовку кадров для того, чтобы соответствующие ячейки, соответствующие посты, предусмотренные организационной структурой, были заполнены людьми соответствующей квалификации. Работа с кадрами также подразумевает разработку системы мотивации сотрудников, ориентированную на достижение работниками максимального полезного результата.

Специальные (конкретные) функции управления осуществляются в процессе управления конкретной организацией (функциональной областью организации), характер реализации которых определяется объектом управления.

К специальным функциям современного предприятия относятся следующие:

1. снабжение;

2. производство;

3. сбыт и маркетинг;

4. управление финансами;

5. управление инновациями;

6. управление персоналом;

7. деловые коммуникации;

8. управление конфликтами;

9. управление рисками;

10.организационное развитие;

11.управление качеством продукции;

12.организационная культура.

При системном исследовании функций управления, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какова природа и цель данной функции;

2. Каковы структурные свойства данной функции;

3. Каким образом осуществляется каждая функция;

4. Какие ключевые концепции применимы к данной функции;

5. Какие принципы и какая теория являются основополагающими;

6. Какие методы наиболее полезны;

7. Какие трудности встречаются;

8. Каким образом создавать соответствующую среду для осуществления каждой функции.

2.4 Понятие миссии, цели и стратегии организации.

Миссия

Миссия фирмы – это в концентрированном виде выраженный смысл и причина существования фирмы, а также ее предназначение для сотрудников и внешней среды.

Формирование миссии включает в себя три аспекта:

1. Понимание, каким бизнесом занята организация в настоящее время;

2. Решение о том, есть ли необходимость изменить стратегический курс;

3. Коммуникация или распределение информации о миссии таким способом, чтобы она стала ясной и смогла заинтересовать работников, создать положительную реакцию.

Появление миссии способно оказать влияние на изменение восприятия организации её сотрудниками, что может благоприятно сказаться на их вовлеченность в работу и преданность организации. Кроме того, сформулированная миссия способна оказать благоприятное влияние на контактную аудиторию, улучшая её информированность и восприятие организации, что может оказать благоприятное влияние на изменении конкурентного статуса фирмы.

Определение миссии должно содержать ответы на четыре основных вопроса:

1. Чем занимается наш бизнес?

2. Какие потребности удовлетворять?

3. Интересы каких групп потребителей удовлетворять?

4. Каким образом удовлетворять потребности?

Пример миссии строительной организации: Создание для населения комфортных условий проживания посредством качественного строительства современных жилых зданий, что обеспечивает развитие компании, благополучие ее сотрудников и социально-экономическое развитие региона.

Цели

Цели выражают отдельные конкретные результаты деятельности фирмы, и отражают то, к чему стремится фирма в своей деятельности.

С точки зрения периода цели делят на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет).

Краткосрочные цели имеют конкретное содержание и могут выражаться как получение прибыли. Среднесрочные и долгосрочные цели заключаются в достижении стратегических целей фирмы и реализации ее миссии.

Для различных организаций среднесрочные и долгосрочные цели различаются, и это зависит от срока окупаемости деятельности фирмы, то есть продолжительности производственного и операционного циклов.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей и долгосрочной перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями.

Цели формируются в соответствии с системой ценностей организацией, теми, кто распоряжается ее ключевыми ресурсами.

Функции целей:

1. Цели отражают главный смысл и концепцию развития фирмы;

2. Составляют основу общей и управленческой структур организации;

3. Уменьшают неопределенность текущей деятельности субъекта;

4. Составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, оценки результатов;

5. Являются инструментом сплочения коллектива;

6. Официально провозглашенные цели служат идейной основой необходимости существования организации.

Задачи - конкретизация целей предприятия, выраженная в требуемых действиях. Традиционно выделяется 3 категории задач организации: работа с людьми, предметами и информацией.

Отличительные черты целей называются SMART – характеристикой, которым должна соответствовать сформулированная цель.

S (specific) – быть точным и ясным, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

M (Measurable) – цели должны быть измеримы и выражать количественно все, чего требуется достичь, в том числе субъективные ожидания. Исполнители должны чётко представлять о количественных показателях, которые необходимо получить для достижения целей.

А (Achievable)– цели должны быть достижимыми, поэтому все сотрудники фирмы должны быть уверены что поставленная цель достижима. Достижимость целей должна быть оценена с точки зрения внутренних ресурсов организации, а также влияния факторов внешней среды.

R (Relevant) – цели должны быть ориентированы на результат и соотноситься с другими целями, в первую очередь со стратегическими целями, миссией и интересами исполнителей.

Т (Timely) – цели должны быть четко определены во времени, для того, чтобы исполнители чётко представляли к кому сроку должны быть выполнены те или иные действия, необходимые для достижения целей.

Примеры целей: Получение прибыли в размере 100 млн. руб. в течение 1 года. Увеличение объема продаж на 10% за предстоящий квартал. Увеличение доли рынка до 50% в течение ближайших 3 лет.

Стратегия

Стратегия 1 – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Стратегия 2 – выработка линии действия фирмы с целью определения ее места на рынке, закрепления на нем и последующего расширения не смотря на изменения, которые ожидают фирму в ближайшем и далеком будущем.

Стратегия отвечает на вопрос: «Каким образом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющего конкурентного окружения?»

Стратегия дает ответы на следующие вопросы относительно сущности организации:

1. Что представляет наш бизнес сегодня?

2. Каким должен стать наш бизнес завтра?

3. Каковы наши товары, функции и рынки?

4. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Стратегическое управление – это система управления организацией, ориентированная на достижение её долгосрочных целей посредством максимального использования своего внутреннего потенциала и внешних возможностей, гибкого реагирования и своевременных изменений, с учетом изменяющихся внешних условий.

Стратегическое управление ориентировано на действия, определяемые разработанными стратегиями предприятия, которые способствуют достижению его стратегических целей.

Научные подходы:

- Системный подход

- Синергетический подход

- Процессный подход

- Кибернетический подход

- Маркетинговый подход

Метод управления

Методы управления :

- экономические

- социально-психологические

Национальные модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.

Американская модель – это система управления, основанная на совершенствовании технологий, частной собственности, свободной конкуренции, рыночном ценообразовании, индивидуализме государственного вмешательства в экономику, четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудником. Происходит раскрытие творческого потенциала сотрудника, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, карьерный рост в рамках профессиональной специализации. Упор на личность менеджера.

Японская модель – это система управления, основанная на коллективизме, уважении к старшему поколению, эволюционных технологиях, медленном карьерном росте, пожизненном найме, неформальных отношениях с подчиненными, общим труде и женщина в данной модели не руководит над мужчиной. Отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Европейская модель – во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Российская модель – это система управления, основанная на взаимодействии людей, сочетании коллективизма и индивидуализма, быстром продвижении по карьерной лестнице в зависимости от потенциала работника, партнерских отношениях между начальником и подчиненным, четком распределении обязанностей, жесткая структура управления, конкурентоспособность, быстрое принятие решений, высокая степень бюрократизма.

Менеджер и его роли в организации. Классификация ролей менеджера. Мастерство (навыки) менеджера.

Менеджер - лицо, осуществляющее управление в той или иной организации с помощью контроля, организации, планирования, мотивации.

Выделяют три группы ролей менеджера:

1. Межличностная:

- Роль главы - проведение различных организационных мероприятий, символических церемоний, официальных встреч, подписание нормативно-правовых документов.

- Роль лидера - руководство, мотивация подчинённых, проведение консультаций с работниками.

- Роль связующего звена - передача информации между работниками подразделений из низшего звена в высшее(почта, связь, рассылки, телефонные разговоры, передача информации как внутри организации так и за её переделами).

2. Информационная:

- Роль наблюдателя - добавление информации из различных источников наблюдений за отчетами организаций, личный контакт.

- Роль проводника - передача информации, рассылка различных напоминаний, телефонные звонки

- Роль оратора - выступать внутри организации и за ее пределами, официальные речи и отчеты

3. Группа ролей, связанных с принятием управленческих решений:

- Роль предпринимателя - поиск новых идей, принятие эволюционных решений, проектов, инноваций.

- Роль "пожарного" - урегулирование конфликтов, спорных ситуаций между подчинёнными, адаптация к кризису внешней среды.

Навыки менеджера:

- Концептуальные - когнитивные(познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязи её частей.

- Человеческие - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена компании.

- Технические - специальные профессиональные навыки и физическое умение использования того или иного объекта при выполнении своих функциональных обязанностей.

Целеполагание в управлении. Цель и ее виды. Требования к постановке целей. Система целей организации и методы ее построения. Метод управления по целям (МВО).

Цель - осознанное представление о том результате, который должен быть, достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. Метод управления по целям- концентрация управления руководителя непосредственно по целям и достижения наилучших результатов в бизнесе.

Классификации:

1. По источникам возникновения: -Внешние -Внутренние

2. С точки зрения сложности: -Простые-Сложные

3. По характеру содержания цели: -Стратегические-Тактические-Оперативные-Операционные

4. По сроку действия: -Долгосрочные -Среднесрочные-Краткосрочные

5. По функциональной направленности: -Маркетинговые-Производственные-Финансово-экономические-Технические-Кадровые-Управленческие-Структурные-Социокультурные

6. По приоритетности: -Необходимые-Желательные-Возможные

7. По направленности: -Направлены на конечный результат-Направлены на осуществление деятельности-Направлены на достижение определенного состояния объекта управления

8. По форме выражения: -Количественные-Качественные

9. С точки зрения взаимодействия целей друг с другом: -Индифферентные-Конкурирующие-Комплементарные-Антогонистические-Идентичные

10. По уровню: -Общеорганизационные-Специфические

Требования к постановке цели: Конкретность и измеримость, Реальность (для данных условий), Гибкость целей (возможность корректировки), Четко определенный период, Совместимость целей, Возможность оценки, Признание цели сотрудниками организации как своих собственных

В организации существует иерархическая система целей:

Миссия => Стратегические цели => Тактические цели => Оперативные цели => Операционные цели

Методы построения системы целей:

1. Метод МВО

2. Метод дерева целей

Метод МВО - Метод управления персоналом и организацией, обеспечивающий постановку целей и задач для реализации бизнес-плана, контроль за их исполнением и оценку эффективности результатов;

Принципы МВО :1) цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого его сотрудника. 2) цели разрабатываются сверху вниз, для обеспечения связей со стратегией. 3) участие в принятии решении 4) оценка проделанной работы и постоянная обратная связь 5) все цели должны соответствовать правилу: эффективность системы и мотивации персонала.

Этапы: 1)уточнение и согласование целей 2) разработка и согласование целей 3) составление планов 4) контроль и оценка рабочих.

Модель Хофстида.

Основан на 5 переменных: дистанция власти(степень неравенсва между людьми, которую население считает доступной и нормальной); индивидуализм (степень, с которой люди предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы); мужественность или женственность (преобладание в обществе образцов поведения, присущих либо представителям женского пола, либо мужского); стремление избежать неопределенности (степень, с которой люди оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным); долгосрочность или краткосрочность ориентации (д-взгляд на будущее, к – взгляд на прошлое).

3.Модель Лэйна и Дистефано. Строится на шести переменных: отношение человека к природе, ориентация во времени, вера о природе человека, ориентация на деятельность, отношения между людьми, ориентация в пространстве.

4.Модель Оучи. Строится на семи переменных: обязательства организации по отношению к своим членам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответсвенности, интерес к человеку.

Методы борьбы

Методы борьбы со стрессами у руководителей:
делегирование полномочий;
анализ стрессовых ситуаций;
установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;
общение с коллегами, др. работниками, посетителями;
беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);
физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);
следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

28. *Коммуникации в управлении и их виды. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети и стили. Требования к эффективным коммуникациям. Информационные технологии в управлении.

Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.

Виды коммуникаций

Вертикальная - это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

Горизонтальная - представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

Вербальная - процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

Невербальная - общение с помощью мимики, жестов, взглядов;

Формальная

Неформальная

Межличностная

Эмфатическая

Интеллектуальная

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации между двумя (или больше) людьми.

Процесс коммуникации состоит из таких четырех базовых элементов:
1) отправитель;2) сообщение;3) канал передачи информации;4) получатель

Процесс коммуникации состоит из шести базовых этапов:
1) зарождение идеи или отбор информации для передачи;2) выбор канала передачи информации;3) кодирование информации;4) передача информации;5) декодирование информации;6) обратная связь.

Коммуникационная сеть -то соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 9.2). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации,.так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного,с определенным стилем.

29. *Управление организационными изменениями. Модели организационных изменений. Методы проведения организационных изменений. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

По различным классификационным признакам можно выделить различные виды изменений.

В зависимости от причины, инициирующей процесс:

· Непредвиденные – вследствие появления неожиданного обстоятельства, которое угрожает существованию организации (например, сокращения платежей наличными – переход на взаимные зачеты и бартер) либо может способствовать ее развитию (уход с рынка иностранных конкурентов вследствие изменения валютного курса).

· Планомерные – вследствие сознательного стремления что-то изменить (например, создание специализированного подразделения для централизованного снабжения материалами нескольких предприятий корпорации).

В зависимости от преимущественной направленности изменений на определенную организационную сферу:

· Ориентированные на структуру – изменение распределения полномочий (обязанностей, прав и ответственности), изменение методов координации (введение системы планирования) и т.п.

· Ориентированные на поведение людей – изменение ожиданий, знаний и/или навыков, сложившихся неформальных норм поведения и т.п., например, установление другого распорядка дня, или требования к начальникам отделов носить галстуки.

· Ориентированные на технологию – изменение применяемых материалов, оборудования или процедур работы, например, применение калькуляторов или персональных компьютеров для выполнения расчетов.

В зависимости от масштаба изменений:

· Влияющие на отдельных сотрудников – например, установление сокращенного рабочего дня для сотрудников, получающих высшее образование на вечерних факультетов вузов.

· Влияющие на группу сотрудников (подразделение) – например, переподчинение отдела другому руководителю.

· Влияющие на организацию в целом – например, изменение организационной структуры, введение новой системы оплаты труда и т.п.

Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными изменениями.
ЭТАП 1. ДАВЛЕНИЕ И ПОБУЖДЕНИЕ. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений.
ЭТАП 2. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Возможно, возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Или можно привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли обрадует высшее руководство.
ЭТАП 3. ДИАГНОСТИКА И ОСОЗНАНИЕ. На этом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения.
ЭТАП 4. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. После того, как признано существование проблемы, руководство ищет способ исправления ситуации.
ЭТАП 5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЯВЛЕНИЕ. Путем эксперимента и выявления отрицательных последствий руководство сможет скорректировать свои планы, чтобы добиться их более высокой эффективности.
ЭТАП 6. ПОДКРЕПЛЕНИЕ И СОГЛАСИЕ. На последнем этапе необходимо мотивировать людей, чтобы они приняли эти изменения.

Существует несколько основных методик осуществления перестроек в организациях:

· Незапланированные изменения, Планируемая перестройка, Навязанные изменения, Изменения с участием, Изменения с использованием переговоров

Выделяют восемь факторов преодоления сопротивления изменениям (по Э.Хьюзу):

Фактор 1: учет причин поведения личности в организации:

принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения;

демонстрация получения индивидуальной выгоды.

формальный или неформальный

достаточность власти и влияния

Фактор 3: предоставление информации группе:

важная информация, относящаяся к делу.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5: чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7: поддержка изменений лидером группы:

привлечение к процессу изменений лидера из числа сотрудников (без отрыва от основной работы).

Фактор 8: информированность членов группы: открытие каналов связи, обмен объективной информацией, знание достигнутых результатов изменения.

30. *Эффективность и качество управления организацией. Виды эффективности управления. Методы оценки эффективности управления. Система показателей.

Э ффективность-соотношение результатов и затрат на достижение этих результатов.

Виды эффективности:

1)Экономическая эффективность-соотношение финансовых,материальных,трудовых затрат и таких же результатов.

Примеры экономической эффективности:

1)Рост объёмов производства

2)Увелечение объемов продаж

3)Расширение деятельности предприятия

4)Расширение ассортимента товаров и услуг

5)Повышение качнства

2)Социальная эффективность. Выражается условнов денежных еденицах в отношении конкретного индивида и носят частично субъективно характер. Результатами являются повышение социального благополучия индивида,создание условия для наиболее полной реализации его трудового потенциала и в целом создание условий для потенуиального развития индивида

3)Организационная эффективность. Суть –используя имеющиеся управленческие ресурсы так организовать процесс управления,чтобы обнаружились скрытые резервы и возможности.

4)Правовая эффективность. Результат-высокий уровень правоприменения.

5)Экологическая эффективность. Результат выражается в минимум воздействии на окр.среду,создание благоприятных условий.

6)Психологическая эффективность-насколько человек удовлетворен процессом.

Научные подходы к управлению. Методы управления.

Научные подходы:

- Системный подход - Организация рассматривается как сложная, открытая, динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющие свои входы и выходы, имеющие свою структуру и центр управления.

- Ситуационный подход (ситуативный) - Нет одинаковых ситуаций, организаций и не существует универсальных методов и стилей управления. Выбор конкретных форм, методов, способов управления зависит от сложившейся ситуации.

- Синергетический подход - Организация как единое целое может добиваться гораздо больших результатов, чем каждый её элемент в отдельности. (пример: 2+2=5)

- Процессный подход - Рассматриваются функции управления как взаимосвязанные зависящие друг от друга этапы процессов управления.

- Кибернетический подход - В основе кибернетика, которая объединила все достижения теории информационного практического регулирования на основе фундаментально математического аппарата (теория вероятности, теория функции, математ логики) и определила общие свойства систем управления - приём, передача, переработка, хранение информации. Даёт возможность создать информационную систему в организации и применять методы экономико-математического моделирования, ЭВМ, разработки и принятия управленческих решений.

- Маркетинговый подход - Ориентация всех усилий организации на потребителя.

Метод управления - система способов и приёмов воздействия субъектов управления на объект управления с целью достижения определённых результатов.

Методы управления :

- экономические - представляют собой систему материального стимулирования. Главная проблема в применении этих методов, проблема сочетания интересов. В частных компаниях для решения этих проблем создаются фонды премирования, з/п. Осн принципы исп эк методов Система экономических методов состоит из принципов системности и принципов комплексности. Конечная цель - обеспечить объективность в использовании экономических методов, в удовлетворении. Сост из 2 подгрупп: методы прямого эк расчета(централизованная реализация, директивное распр благ), методы хоз расчета (основаны на соотношении результ и основн затрат производства и труда).

- административные(организационно-распорядительные) - способы, приёмы воздействия субъекта на объект управления, основанные на силе и авторитете власти данных руководителю по должности. Проявляются в издании документов распорядительного характера (указы, распоряжения, постановления и т.д.). Система административных методов: распорядительные (установление регламента), организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие, по характеру управленческих воздействий - короткого и длительного воздействия. Цель применения методов - обеспечить стабильность организационной культуры. Усл эффективного применения метода – важно сбалансировать права и ответственность на каждом ур-не упр, сбалансированность прав и ответствен м/д уровнями упр (иерархия решений)

- социально-психологические - воздействие субъекта на объект (людей) управления через социально-психологические интересы. их применение должно учитывать объективные подходы поведения людей: (законы) 1 чел всегда стремится достичь результ с мин затратами для себя(рациональный индивид), 2каждый чел стремится действовать так что бы ему лично последовало мах поощрение или мин наказания, 3 каждый чел делает то, что указывает ему инстанция, имеющая власть реально поощрить или наказать.

Классификация социально-психологических методов определяется уровнем иерархии социально-психологических процессов управления:

1.Индивид (основана на законах психологии)

2. Группа (управление направленное на устранение конфликтов внутри группы)

3. Коллектив (направленное на выявление и оценку ориентиров поведения, групповых качеств работника)

4. Общество (методы управления социально-массовыми процессами, выражение соц-психолог методов – нематериальное стимулирование)