Конспект урока по географии на тему: "Природный комплекс Азовского моря. Практическая работа: «Составление лоции Азовского моря»". Море как естественный природный комплекс

Имеют схожее происхождение, и рельеф. Помимо этого, схожим может быть их
состав, особенности взаимодействия и история геологического развития. Природные комплексы могут быть как на земле, так и на суше. Они могут иметь разные размеры и ранги. Например, материки, моря и океаны являются природными комплексами низшего ранга, поскольку самый высший ранг имеет географическая оболочка Земли. Таким образом, географическая оболочка состоит из множества разного ранга.

Моря - аквальные природные комплексы

Комплексы, образовавшиеся в воде, являются природными аквальными (ПАК). Мировой океан - это самый крупный аквальный комплекс, он подразделяется на более мелкие компоненты - отдельные океаны, моря, заливы и проливы. Таким образом, каждое море на нашей планете представляет собой отдельный природный комплекс, где все компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

На природные особенности морей оказывает влияние их географическое положение, рельеф дна, температура воды, соленость, прозрачность, наличие или отсутствие впадающих рек, ураганы, течения, сила ветров и штормов. Эти факторы влияют на условия существования животных и растений.

Моря России как крупные природные комплексы и их особенности

Территория нашей страны омывается 12 морями Мирового океана. Также на территории РФ находится бессточное Каспийское море, которое не имеет связи с Мировым океаном. Все эти моря имеют разные географические характеристики, различаются по химическому составу воды, биологическим ресурсам и глубине. В каждом море сформирована своя экосистема.

Моря Северного Ледовитого океана самые холодные, они имеют относительно небольшую максимальную глубину (около 200 метров), а соленость воды в них ниже, чем в океане. Большинство северных морей покрыто льдом около восьми месяцев в году.

Самым теплым морем нашей страны является Черное. Из всех морей Атлантического бассейна оно имеет наибольшую глубину (до 2210 метров). Температура воды в нем не опускается ниже +7…+8 °C.

Моря Тихого океана самые глубокие (средняя глубина 4000 метров). Наибольшую глубину имеет участок океана, где находится Марианский желоб (более 10 900 метров).

Из-за различия климатических условий и особенностей рельефа в каждом море сформировалась своя экосистема, все компоненты которой существуют в непрерывном взаимодействии друг с другом. Поэтому каждое море является естественной геосистемой - природным комплексом.

1)Какие природные комплексы океана вам известны?

В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы - отдельные океаны, менее крупные - моря, заливы, проливы и пр. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.

2)Чем они отличаются от природных комплексов суши?

Природные комплексы океана отличаются другим набором компонентов и меньшим разнообразием.

Вопросы в параграфе

*Вспомните, что вы уже знаете о ресурсах океана из курса географии материков и океанов. Какими ресурсами богаты моря России?

Мировой океан богат минеральными ресурсами, которые добываются с его дна. Наибольшее значение имеет нефть и газ, которые добывают с континентального шельфа. Главным богатством глубоководного ложа океана являются железомарганцевые конкреции, содержащие до 30 разных металлов. Огромен потенциал энергетических ресурсов вод Мирового океана. Наибольший прогресс достигнут в области использования энергии приливов и отливов. Мировой океан – источник пищи – рыбы, водорослей, морепродуктов. Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешевые транспортные пути, соединяющие нашу страну, как с другими государствами, так и с отдельными её районами. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей, в первую очередь их рыбные богатства. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Энергию морских приливов можно использовать для получения электроэнергии. Моря - это и места отдыха. Конечно, большая часть морей нашей страны имеет слишком суровые природные условия, чтобы там могли отдыхать люди. Но южные моря – Азовское, Чёрное, Каспийское и Японское привлекают большое количество отдыхающих.

*Назовите и запомните порты Белого моря.

Архангельск, Беломорск, Витино, Кемь, Мезень, Онега, Северодвинск, Кандалакша.

Вопросы в конце параграфа

1. Из каких компонентов состоит природный комплекс моря?

Компоненты ПК моря – подстилающая поверхность, вода, растительный и животный мир.

2. Какие факторы влияют на формирование этого комплекса?

Очень многие природные особенности морей обусловливаются их положением в пределах определенных климатических поясов: температура воды, ледовитость, туманы, сила ветров, штормы и ураганы, течения. Все эти факторы оказывают прямое воздействие на условия судоходства, облегчают или усложняют его. Большое влияние на морские комплексы оказывают реки.

3. Почему так важно знать свойства ПК моря?

В эпоху научно-технического прогресса проблемы комплексного изучения и освоения природных ресурсов морей и океанов становятся одними из важнейших для человечества. Рациональное использование ресурсов океана требует знания особенностей природных комплексов морей.

4. Охарактеризуйте природный комплекс Белого моря.

Белое море глубоко вдается в сушу между полуостровами Кольский и Каниным и соединяется с Баренцевым морем широким проливом. Море имеет заливы – Кандалакшский, Двинский, Мезенский, Онежский, глубоко вдающиеся в сушу. В море впадают реки Северная Двина, Онега, Мезень.

Подстилающая поверхность. Рельеф морского дна неровный, глубина возрастает с востока на запад.

Вода. Объем воды 5400 км3. Реки приносят в небольшое море значительные объемы воды, которые опресняют морскую воду. Соленость воды составляет около 30 ‰, на юге – 20-26 ‰. С ноября по май море покрыто дрейфующим льдом.

Растительный и животный мир. Биологическая продуктивность Белого моря небольшая. В нем насчитывается 194 вида водорослей, 57 видов рыб, обитают белуха, два вида тюленей.

Урок № 6. Тема. Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.

Цели:

Формирование представления о комплексах морских побережий;

Продолжить развитие способностей учащихся на основе анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципом научной объективности;

Воспитывать интерес к животному и растительному миру морских побережий нашего края;

Образовательные ресурсы:

Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

Физическая карта Краснодарского края.

Мультимедийное оборудование/ презентация урока.

^ Работа с географическими объектами: о.Абрау, о.Чембургское.

Тип урока: комбинированный урок.

I. Фаза урока ВЫЗОВ.

1 шаг.

Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы:

- докажите, что высота гор влияет не только на видовое разнообразие растительного и животного мира, но и на хозяйственную деятельность людей;

- как можно защитить природные богатства и окружающую среду?

2 шаг

Работа с кластером .

Деятельность учителя: предлагает учащимся предположить, о чём пойдёт речь на данном уроке.

^ Деятельность учащихся: ответить на вопросы учителя и продолжить заполнение гроздей кластера, используя учебник § 5.

Учитель:

- Мы изучили ПХК (природно-хозяйственные комплексы степей, предгорий и гор).

- Назовите города степной зоны, предгорий и гор.

- Какие ещё города вы знаете? Где они могут располагаться?

Побережье Азовского моря

Черноморское побережье

2 шаг.

Используется технология таблица "знаю - хочу знать - узнал".

Деятельность учителя: выявить знания учащихся по данной теме.

^ Деятельность учащихся: собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их; заполнить таблицу.

Задание № 1

Заполнить таблицу:

^ II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

1 шаг.

Передача и объяснение информации

Материал для учителя.

Черноморское побережье Краснодарского края тянется узкой полосой вдоль моря от Таманского полуострова до реки Псоу, про­текающей на границе с Абхазией (Адлерский район гор. Сочи). Прибрежная полоса пересекается то обрывающимися крутыми от­рогами, то многочисленными узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Черное море.

^ Деятельность учащихся: подготовить вопросы учителю по данному материалу.

2 шаг.

Работа с учебником. Проработка содержания параграфа учебника, с.26-33 «Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.

Используем технологию РКМ «Концептуальная таблица» при изучении тем «Побережье Азовского моря» и «Черноморское побережье».

^ Деятельность учителя: делит класс на семь групп (от разделов таблицы) и даёт каждой группе задание заполнить графы таблицы.

1 группа «Географическое положение»;

2 группа «Климат»;

3 группа «Водоёмы»;

4 группа «Растения»;

5 группа «Животные»;

6 группа «Города»;

7 группа «Основные занятия».

^ Деятельность учащихся: изучить материал учебника § 3, стр. 58 – 59; физическую карту Краснодарского края; заполнить свою строку в таблице.

Задание № 2

Заполнить концептуальную таблицу:


Побережье Азовского моря

Черноморское побережье

Выводы

Географическое положение

Климат

Водоёмы

Растения

Животные

Города

Основные занятия населения

^ Деятельность учеников: учащиеся презентуют свои таблицы, заполняют все разделы таблицы по ходу выступления групп, вместе с учителем делают выводы по каждому разделу таблицы.
III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 3

Работа с контурной картой.

^ 1.Закрасьте побережье Азовского моря, Черноморское побережье.

2. Обозначьте:

Лиманы:Бейсугский, Ахтарский, Ейский.

- Реки Черноморского побережья: Мзымта, Псоу, Сочи, Туапсе, Пшада, Вулан.

- Озёра: Абрау, Чембукское.

- Города: Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Темрюк, Приморско-Ахтарск.

Задание № 5

Разгадать анаграммы (слова – перевёртыши).

Л и г а ц и -_ _ _ _ _ _, р а е н д о л - _ _ _ _ _ _ _ , м с у к и п я - _ _ _ _ _ _ _,

*Л с п а р с а с а ь и - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

^ Ответы : иглица, олеандр, скумпия, сассапариль.
Задание № 6

Найдите «лишнее» слово:

1. Кувшинка, водоросли, ряска, роголистник, папоротник – растения лиманов и плавней.

2. Баклан , кудрявый пеликан, розовый пеликан, колпица, каравайка – редкие виды, занесённые в Красную книгу.

3. Мзымта, Ея, Псоу, Пшада, Вулан – крупные реки Черноморского побережья.

4. Новороссийск, Анапа, Туапсе, Темрюк, Геленждик – города Черноморского побережья.

5. Чай, благородный лавр, брусника, фейхоа, инжир – субтропические культуры.

Саморефлексия.

По выбору учителя.

IV. Домашнее задание.

1. § 5, ответить на вопросы № 2, 3.

2. * задание № 5 стр.32

Моря России как крупные природные комплексы

Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Эти моря очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и освоенности.

Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешёвые транспортные пути, роль которых особенно велика во внешнеторговых перевозках. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В морях омывающих территорию нашей страны обитает почти 900 видов рыб, из них более 250 промысловых, немало морских млекопитающих, моллюсков и ракообразных. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Можно использовать энергию морских приливов для получения электроэнергии, кроме того побережья морей это места отдыха.

В последнее время, в результате всё возрастающего влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан резко обострилась экологическая обстановка морей. Для сохранения природных комплексов морей нужна специальная государственная программа.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Природное районирование России

На сайте сайт читайте: природное районирование России.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Природное районирование России
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ На территории России наблюдается смена (с севера на юг) следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей

Геополитическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России
Геополитическое положение современной России В оценках геополитического и международного положения России, как правило, исследователи отмечали и продолжают отмечать специфичность отношений

Численность и размещение населения России
По итогам общенациональной переписи, проведённой в октябре 2010 года, население России составило 142 905 200 человек. Россия, таким образом, является наиболее населённой страной Европы и занимает д

Этногеографическое положение России и стран ближнего зарубежья
Этногеографическое положение. Национальный и религиозный состав Положение России на Евразийском континенте, издревле заселенном многочисленными народами, определяет сложность этнического с

Машиностроительный комплекс России
Место и развитие общего машиностроения в народном хозяйстве РФ Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Более 70% продукции машиност

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ
конструкционные материалы предназначены для изготовления готовых изделий (например, чугун, древесина, пластмассы) В наибольшей степени на сырьевой фактор ориентируется металлургический комплек