Берт Монро и его самый быстрый Indian. Несгибаемый Берт Монро и его мотоцикл-чемпион: самый быстрый Indian Берт монро подношения богу скорости

Известный по всему миру мотогонщик из Новой Зеландии по имени Герберт Джеймс Монро, которого, к слову, нет в живых вот уже три с половиной десятка лет, снова отметился, сумев даже после собственной кончины снова вписать свое имя золотыми буквами в летопись мировой истории мотоспорта. К слову, многие из наших читателей могут быть знакомы с личной историей Берта Монро - ведь именно она и послужила основной для написания сценария к фильму «Самый быстрый Индиан». Речь о том, что Герберту Монро на днях удалось снова побить очередной рекорд скорости, и сделал он это спустя 36 лет после своей кончины.

Математика скорости

Сын известного мотогонщика - Джон Герберт Монро, - сумел отыскать небольшую математическую неточность, которая была допущена членами комитета при расчете результатов одного из рекордных заездов его отца, который состоялся 47 лет тому назад. Так, 26 августа 1967 года, в седле своего 953-кубового мотоцикла Indian Fuel Streamliner Берт Монро совершил рекордный заезд по озеру Бонневиль, пытаясь установить новый мировой рекорд, побив старое достижение в классе капотированных байков с рабочим объемом силового агрегата не более 1000 кубических сантиметров. И тогда ему действительно удалось это сделать - предыдущий рекорд, который составлял 183,586 миль/час.

Однако теперь, спустя большое количество лет после смерти легендарного гонщика-рекордсмена, оказалось, что при выполнении вычисление его скорости, в расчетах была допущена ошибка.

Немного внимания и вы рекордсмен

Я просто занимался изучением результатов того рекордного заезда и, вооружившись калькулятором, понял, что во время расчетов члены комиссии допустили небольшую неточность. Они упустили полумильную дистанцию. Обнаружив эту ошибку я тут же попытался связаться с представителями комиссии Американский Ассоциации Мотоциклистов, правда там мне сказали, что исключают такую возможность и вообще не допускают ошибок. Я все же решил направить им копию документов со своими расчетами, после чего им все же пришлось со мной согласиться. Таким образом, спустя 36 лет после свой кончины, моему отцу удалось побить еще один рекорд скорости, на этот раз собственный, - приводят слова Джона Монро американские средства массовой информации.

К слову, упомянутые Джоном документы с сертификатами ААМ уже получены им. Новые бумаги официально подтверждают, что рекорд скорости, установленный его отцом рассчитан на отметке в 184,087 миль/час.

Похожие материалы:

    70-летний Сэм Вилер из Соединенных Штатов Америки сообщил о том, что он планирует превзойти действующий рекорд скорости среди мотоциклов и превысить отметку в 400 мильчас. Для...

    После 2-х лет и 8-ми месяцев беспобедных выступлений Валентино Госси одержал первенство в Гран-при Ассенах, в Нидерландах. Его блестящее выступление способствовало тому, что...

В 2017 году исполнилось 50 лет скоростному рекорду Берта Монро, который и сегодня актуален в мотоспорте. В честь этого события, его племянник Ли Монро тоже профессиональный мотогонщик воссоздал исторический пробег своего дяди в Бонневиле нас тримлайнере Indian Scout. Берт Монро был целеустремленным человеком, понять которого может не только увлеченный мотоциклист, который не брезгует измазать руки в машинном масле. Оставив свой след в истории человечества, именно он сказал слова, ставшие афоризмом и девизом для многих: «Если ты отказываешься от своей мечты, ты превращаешься в овощ».

Берт Монро: биография в цифрах

1915 – первый мотоцикл – английский Douglas.

1916 – разбился на нем и пробыл без сознания целые сутки.

1917 – начало участия в гонках на мотоцикле Clyno.

1920 – приобрел легендарный Indian Scout.

1921 – целый день без сознания после катания на мотоцикле стоя.

1927 – контузия и множественные ушибы после вылета с гоночной трассы.

1932 – сотрясение и глубокие раны на голове после очередной аварии.

1937 – потерял все зубы и сломал ключицу после гонок на пляже.

1940 – рекорд скорости в Новой Зеландии – 194,4 км/ч.

1959 – ободрал почти всю кожу и новое сотрясение – результат новой аварии.

1962 и 1967 – два мировых рекорда скорости.


Детство и юность

25 марта 1899 года в семье новозеландских фермеров родились близнецы. Девочка умерла сразу после родов. Несмотря на прогнозы доктора, мальчик – будущий мотогонщик Берт Монро– выжил. С малых лет он любил скорость – самые быстрые лошади были его лучшими друзьями. На пороге стоял 20 век – век научно-технического прогресса и развития техники с двигателями внутреннего сгорания. Самолеты, поезда, автомобили и мотоциклы – именно техника привлекла его в армию. Вернулся с нее Берт уже после окончания 1 мировой войны. К этому времени ферма была продана родителями и молодой человек идет работать на стройку Тоннеля Отира. Вскоре отец купил землю и вернулся к фермерству, а с ним и Монро-младший.


Мотоциклы Берта Монро

Первый свой мотоцикл будущий изобретатель и гонщик купил, когда ему было 16 лет. Это был английский Douglas с двигателем в виде оппозитной двойки, расположенной поперечно раме. На нем он первый раз серьезно разбился.

В 1919 году приобрел мотоцикл Clyno. Он снял с него коляску и принял участие в гонках.

На свое двадцатиоднолетие, в 1920 году Берт Монро покупает раннюю модель мотоцикла Indian Scout. Он имеет серийный номер 5OR627, который станет легендой. Именно он будет объектом его доработок на протяжении всей жизни и принесет Берту Монро всемирную славу. Этот байк на то время имел весьма неплохие характеристики – двигатель с объемом в 600 куб/см, задний хардтейл, цепную передачу и трехступенчатую коробку. Но для Берта этого было недостаточно.


«Munro Special» - первая перезагрузка

Свой «Индиан» он начал модернизировать в 1926 году. Берт все делал сам и очень нетрадиционными способами. Старые трубы водопровода он переделал на цилиндры, а поршни отлил в консервных банках из «кусочков Шевроле и Форда». И данные детали выдерживали сжатие в 143 тонны! Ось трактора он приспособил для создания шатунов, а рессорную вилку заменил вилкой-спрингер из мотоцикла Indian Prince. Он изобрел собственную смазку и сам сделал сцепление, маховик, клапаны, толкатели, рокера и покрышки-слики. Так, его байк получил собственное имя, а он стал спидвей-гонщиком.

Его модернизации увеличивали скорость в среднем на 5,2 км/час в год на протяжении последующих 44 лет. Это соответствует приросту мощностей серийных мотоциклов за тот же период. Он самостоятельно и своими руками прошел тот путь, который прошли за полвека крупнейшие производители байков всего мира при усилиях множества конструкторов!

Днем– продавец, а ночью – гонщик

Профессиональная карьера гонщика была приостановлена годами Великой Депрессии. Берт работает в магазине продавцом мотоциклов, ведь ему надо содержать семью. Он женился в 1927 году на Флоренс Берил Мартин, в браке с которой у него родилось два сына и две дочери. Но скорость не отпускала его – он участвует в гонках в Мельбурне и на пляже Орети. По ночам, в гараже Берт совершенствует свой байк.

В это же время он приобретает еще один байк- Velocette MSS, массу которого ему удалось снизить, а объем двигателя увеличить до 650 куб/см. Его гонщик использовал для заездов по прямой. Он все больше времени проводит в гараже и жена уходит от него. Но его путь к мечте еще незаконен.


Новой Зеландии становится мало

В 40-х годах Берт Монро уволился с работы и всего себя посвятил машинам. Он экспериментирует с материалами для мотоциклов, изобретает пластиковый обтекатель, доделывает подвески. Через десять лет на его родине не осталось байков, которые могли бы сравниться по скорости с его разработками. В этот период он устанавливает несколько рекордов:

  • На байке«Munro Special Indian» в заезде на полмили на дороге в классе без ограничений – скорость 99,45 миль/ч.
  • На том же байке, на открытой дороге и в открытом классе – скорость 120,8 миль/час.
  • В классе 750сс– на дороге скорость 143,6 миль/час.
  • В открытом пляже на дистанции в полмили – скорость 131,38 миль/час.
  • На своем«Velocette MSS» он устанавливает рекорды на пляже на дистанции в полмили в классе 750сс– 129 миль/час.
  • В открытом классе на заезде в четверть мили он достигает финиша за 12,31 секунды.

Но и этого Берту Монро мало.


Благословенная Юта

В 1957 году Берт принял решение участвовать в гонках, которые с 1910 года проводятся на соленом озере Бонневиль (штат Юта, США). В 1962 году он погрузил свой «Индиан» на грузовой корабль и отправился покорять просторы Америки. Не все шло гладко – сначала его чуть было не исключили из заезда. Однако удача и американские друзья не оставляли его. И в том же году свершается чудо и осуществляется заветная мечта Берта Монро – рекорд скорости в 178, 971 миль/час (295, 44 км/час) на своем легендарном байке «Munro Special Indian»в первом же заезде. Объем мотора его байка в то время – 850 куб/см. Он посетит Юту еще десять раз и поставит новые рекорды: 168 миль/час в 1966 году и 183 мили/час в 1967 году.

Но именно его первый заезд сделал его знаменитым, фото Берта Монро и его байка поместили все газеты. Его популярность сравнивали с известностью современницы и однофамилицы – Мэрилин Монро, а его «Индиан» был предметом зависти всех мотогонщиков того времени. На предварительном заезде перед рекордом Берт разогнал свой байк до 332 км/час – жаль результат не считается официальным. При стандартной скорости такого мотоцикла в 90 км/час, его «Индиан» и сегодня самый быстрый!

В седле до конца

Когда Берт установил свой рекорд на прославленном озере Юты, ему было 68 лет, а его байку 47 лет. Он не успокоился и продолжал участвовать в гонках и квалификационных заездах. Многочисленные травмы подорвали здоровье гонщика, с 1975 года врачи запрещали ему участвовать в скоростных соревнованиях. Но разве мог он расстаться со своей страстью – своими «Индианом» и «Велочетте»?

В 1977 году Берт Монро заболел ангиной, которая привела к осложнениям на сердце. И за ней последовал инсульт. В возрасте 78 лет сердце легенды мотогонок остановилось. 6 января 1978 года Берта Монро похоронили на кладбище Истерн в Портленде (штат Мэн, США). Его легендарные байки сегодня принадлежат клубу мотоэнтузиастов Новой Зеландии.


Прославивший Инверкаргилл

Берт Монро принес всемирную славу своему родному городу – самому южному и самому западному городку Новой Зеландии. И тот не остался в долгу. Сегодня тут, в музее Берта Монро, можно увидеть тот самый быстрый «Индиан» и ознакомиться с экспозицией, посвященной легендарному гонщику и изобретателю. Особой популярностью музей стал пользоваться с 2005 года, когда на экраны вышел фильм с Энтони Хопкинсом в главной роли. Кстати, актер снимался в фильме за смехотворный гонорар. Это второй фильм о легендарном гонщике, а первый «Приношения Богу Скорости» вышел в 1971 году.

Многие люди (особенно мотоциклисты) наверняка смотрели картину «Самый быстрый Индиан». Это очень добрый и честный фильм, отличающийся красивыми кадрами и замечательной актёрской игрой. В его основу была положена история Берта Монро. Именно об этом человеке мы и поговорим в этой статье.

Детство

Родился в 1899 году в городе Инверкаргилл (Новая Зеландия). Родители мальчика были фермерами. У Берта Монро была сестра-близнец, которая скончалась при родах. Доктора заверили мать и отца, что он тоже вскоре умрёт, и давали будущему мотогонщику от силы пару лет. Слава Богу, они ошиблись. Уже с детства у Монро-младшего появилась страсть к скорости. Несмотря на недовольство отца, мальчик катался на самых быстрых лошадях.

Юность

Юность Берта Монро проходила в начале двадцатого столетия. Это были золотые годы технического прогресса. Мотоциклы, автомобили, самолёты, поезда - всё это завораживало молодого человека. И Берт очень хотел увидеть большой мир своими глазами. Вскоре Монро-младший пошёл в армию и вернулся домой только после окончания 1-й Мировой войны. Отец продал ферму и работать был негде, поэтому будущий гонщик устроился рабочим на стройку. Вскоре глава семейства решил снова заняться фермерством, купил участок земли и позвал сына обратно.

Первый мотоцикл

Свой Берт Монро, биография которого представлена в этой статье, приобрёл всего в 16 лет. Это был британский байк «Дуглас». По сегодняшним меркам на нём стоял очень необычный мотор - оппозитная двойка, которую инженеры установили в раму не продольно, а поперечно. Вторым мотоциклом юного гонщика стал «Клино». Монро-младший снял с него коляску и поехал ставить рекорды скорости на местный трек.

Тот самый быстрый Индиан

В 1920 году Берт купил байк, на котором он в будущем поставит несколько рекордов скорости. Это был «Скаут Индиан». На мотоцикле стоял двигатель в 600 кубических сантиметров, хардтейл сзади, а также имелась коробка передач (3 ступени). Причём на байке был не ременной привод, как в большинстве моделей того времени. Цепная передача шла прямо на колесо. Со «Скаутом Индиан» Монро не расстанется до конца жизни и постоянно будет его модифицировать.

Первая доработка

Переделывать «Индиан» Берт начал в 1926 году с помощью самодельных инструментов. Он сам делал различные детали мотора. Например, поршни Монро отлил в консервных банках. А цилиндры сделал из старых водопроводных труб. Шатуны Берт изготовил из осей от тракторов «Катерпиллар». Также гонщик самостоятельно сделал для байка систему смазки, головки цилиндров, маховик, новое сцепление и заменил старую рессорную вилку на новую. Свой байк Берт окрестил «Монро Спешил».

Работа и гонки

Вскоре герой этой статьи стал заниматься гонками профессионально, но началась и ему пришлось вернуться на отцовскую ферму. Затем он устроился продавцом мотоциклов и механиком. Работу Берт совмещал с карьерой гонщика. Монро регулярно участвовал в заездах в Мельбурне и по пляжу Орети. Чтобы всё успевать, он работал до вечера продавцом, а ночью совершенствовал в гараже свой байк.

«Велочетте МСС»

К тому времени Берт Монро, фильм о котором снимут в 2005 году, приобрёл ещё один мотоцикл - «Велочетте МСС». Он также модифицировал его: установил покрышки-слики, доработал подвески, изготовил новые детали для мотора и переварил раму. Тем самым гонщик снизил массу байка и увеличил объём двигателя до 650 кубов. В основном Берт использовал «Велочетте» для заездов по прямой.

Только гонки

В конце 40-х Монро развёлся с женой, уволился с работы и всё своё время проводил в гараже. Он дорабатывал «Велочетте» и «Индиан». Гонщик активно экспериментировал с материалами байков, пытаясь сделать их легче. Также для уменьшения лобового сопротивления он соорудил стеклопластиковый обтекатель.

Скоростной рекорд Берта Монро

Спустя десять лет мотоциклы гонщика стали такими быстрыми, что никто из байков Новой Зеландии не мог с ними сравниться. Берт решил поехать на высохшие озёра в Австралию, но передумал после посещения в 1957 году Бонневилля. Монро захотел ставить рекорды на соленом озере, которое находилось в Юте. В 1962 году он взял все свои сбережения, занял денег у друзей и уехал в Америку на грузовом корабле. Но даже имеющихся средств ему не хватило. Монро пришлось подрабатывать на этом судне коком. По прибытии в Лос-Анджелес он приобрёл старенький универсал за 90 долларов, присоединил к нему прицеп с «Индианой» и поехал на солёное озеро Бонневилль в Юту.

Надо отметить, что правила участия в гонке разительно отличались от тех, что были в Новой Зеландии. На родине было всё просто - приехал, зарегистрировался и поехал. Здесь же Берта не допускали к заезду, так как он не сообщил заранее о своём участии. Помогли Монро знаменитые гонщики и американские друзья, которые смогли договориться с организаторами.

Всего герой этой статьи был в Юте целых десять раз. Он стал так же популярен в СМИ, как Берт Стерн, Мэрилин Монро и другие знаменитости того времени. Первый раз он приехал туда в 1957 году для установления рекорда скорости. А остальные девять раз просто участвовал в заездах.

В августе 1962 года самым быстрым в Бонневилле был Берт Монро. Рекорд скорости составил почти 179 миль в час, и гонщик установил его в своём первом заезде. Объём мотора его мотоцикла составлял 850 кубов. Позднее Монро поставил ещё два рекорда - 168 миль в час (1966 год) и 183 мили в час (1967 год). В то время двигатель его скаута был увеличен до 950 кубов. В одной из квалификационных гонок Монро удалось достичь рекордной скорости - 200 миль в час. Но, к сожалению, данный заезд не был официально учтён.

Аварии и травмы

В Берт попал на своём «Индиане» в аварию. Позже он подробно рассказал о ней в интервью одному Новозеландскому журналу. Монро ехал на очень высокой скорости, и после преодоления половины дистанции начался вобблинг. Чтобы замедлить движение, гонщик поднялся над обтекателем, но сильный ветер сорвал с него очки и вдавил глазные яблоки так, что он ничего не мог рассмотреть. Буквально чудом Берт не столкнулся со стальным маркером. В итоге Монро принял решение и положил байк на бок. Это позволило ему отделаться всего парой царапин.

Кстати, и до этого «Индиан» много раз попадал в аварии или ломался. Просто не счесть всего множества самодельных деталей, сделанных Бертом для этого мотоцикла - клапанов, шатунов, цилиндров, поршней…

В целом список травм, полученных гонщиком, впечатляет. Так два раза он падал на голову, и целые сутки лежал без сознания. В 1927 году Монро вылетел с трассы на скорости 140 км/ч, заработав контузию и многочисленные травмы. В 1932 году гонщик проезжал мимо фермы и на него набросилась собака. Результат - сотрясение мозга. В 1937 году Берт во время гонок на пляже, врезался в своего конкурента и потерял все зубы. В 1959 при падении он сильно ободрал кожу и раздробил на пальце сустав.

Последние годы

В конце 50-х Берт Монро (фото см. выше) заболел ангиной. Она дала осложнения, из-за которых у гонщика в 1977 году случился инсульт. Хотя врачи ещё в 1975 году запретили Берту участвовать в заездах. Но он продолжал гонять на своих байках - «Велочетте» и «Индиан». По мнению докторов, здоровье Монро было подорвано многочисленными травмами, полученными за годы гонок. Берт понимал, что после инсульта уже никогда не сядет за руль. Поэтому легенда мотогонок продал все имеющиеся у него байки одному из своих земляков. В начале 1978 года сердце Берта Монро остановилось. Мотогонщику было 78 лет.

Он ворчит, кое-как поднимается с раскладушки. Но не идет ни чистить зубы, ни кипятить чайник. Первое, за что он хватается, не успев толком разлепить глаза, – это за древний мотоцикл Indian Scout 1920 года выпуска. Мужчина аккуратно, даже трепетно ведет его за низкие, на гоночный манер перепаянные ручки наружу, во двор. В абсолютной тишине он осматривается, вдыхает сонный воздух едва начавшегося утра, а затем лихо, с оттягом заводит двигатель. На холостых оборотах мотор ревет и плюется, как потревоженный зверь. Но с каждой секундой его рев набирается силу. На лице мужчины расплывается детская, абсолютно счастливая улыбка.

– Берт! – кричит из окна сосед, живущий напротив. – Берт Монро, твою мать! Немедленно выруби свою хреновину, старый дурень! Сейчас 5:30 утра! Еще раз заведешь свой мотоцикл в такую рань, клянусь, я вызову копов!!!

– Ладно-ладно! – мужчина, которого назвали Бертом, примирительно поднял руки. – Не надо кричать, сосед. Ты же знаешь, я должен регулярно греть двигатель этого мотоцикла. Иначе он не поедет…

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Заводской Indian Scout 1920 года выпуска

Окно напротив с силой захлопнули, а Берт еще долго сидел и слушал, как матерясь, в суете просыпаются люди. Так началось еще одно утро в Инверкаргилле, провинциальном городке Новой Зеландии, на краю света.

Старый добрый Индиан

Эта история началась в 1920 году, когда в руки Герберта Монро по прозвищу Берт попал новенький Indian Scout. Эта компания возникла на два года раньше знаменитого Harley-Davidson (1901 год) и до 1953-го была основным его конкурентом. Мотоциклы Indian имели множество конструкторских фишек, как то: двигатели с V-образной «двойкой» объемом 600 см³ и с углом развала цилиндров 420º; ручное переключение скоростей и ножное сцепление. Берт, который успел уже установить рекорд скорости на местной трассе Fortrose, влюбился в такой Скаут с первого взгляда. Являясь по натуре не только азартным гонщиком, но и талантливым инженером, он видел в этом мотоцикле огромный потенциал и широкие возможности.

С 1926-го Монро принялся модернизировать верный Индиан, когда максимальная «заводская» скорость в 55 миль в час перестала устраивать их обоих. Эта дата стала отправной точкой для последовательного ежегодного усовершенствования механизмов, которые повышали предельную скорость на 3,25 мили (5,2 км). По сути, Берт собственными руками в одиночку делал то, что совершала мировая мотоиндустрия. Подобная связь человека и мотоцикла не существовала только для получения результата – в лице Indian Scout Монро получил не только идеальное гоночное средство, но и друга, с которым не расставался до самой смерти. К слову, жена оставила Берта после 20 лет брака (в 1947-м) и четырехкратной беременности.

Соседский парнишка прибежал в дом-мастерскую старого гонщика, едва как следует рассвело. Он сразу же принялся хозяйничать на «кухне» – небольшом пятаке среди мотоциклетного хлама, уставленном посудой и банками с едой. Он наполнил чайник из бочки с водой, что стояла на улице, порезал хлеб, открыл масло.

Берт, что ты делаешь? – спросил парнишка, привыкший, что старик почти не обращает на него внимания.

Выплавляю цилиндры, дружок, – весело ответил тот. – Знаешь, какой идеальный рецепт для этого? Две части от Шевроле, две – от Форда. Я подозреваю, что в клапанах от Шевроле 36 года выпуска есть титан. А это очень хорошо – безупречный металл!

Мальчик недоверчиво скривился и полез за имбирным печеньем. Хотел подойти ближе, но старик жестом отогнал его: в кузнечных клещах была консервная банка с расплавленным содержимым. Берт осторожно поднес ее к горлышку формы, зажатой в тисках, и опрокинул. Металл с урчанием разливался внутри.

Тим, могу я тебя попросить? Только обещай, что ничего не скажешь своей матери…

– Конечно, Берт, спрашивай!

– Ты не принесешь мне какой-нибудь острый нож с вашей кухни?

Мальчик переминался с ноги на ногу.

– А зачем тебе?

Старик присел на край кровати, нежно погладил мотоциклетное колесо, лежавшее поблизости.

– Понимаешь, – принялся объяснять он, – на высокой скорости центробежная сила расширяет покрышки. Чтобы они не терлись о корпус мотоцикла, с них нужно срезать протектор. Но сделать это нужно аккуратно, остро заточенным предметом, чтобы не повредить корд…

Спустя полдня мать Тима недосчиталась одного ножа и точильного камня и не раздумывая отправилась в «хижину» Берта. Она знала, где искать пропажу.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

«Приношение Богу скорости». Эта полка никогда не пустовала. Пробитый цилиндр ценился Бертом больше какого-нибудь кубка, выигранного в локальном заезде

Быть легендой

Да, как ни странно, будущая легенда мотоспорта жила именно так. Соседка постоянно пилила его за мелкие кражи, ее муж – за нестриженный газон на участке, который якобы делает непрезентабельным весь их район. У Герберта Монро не было ничего, кроме старого мотоцикла и гаража, в котором он был вынужден жить вместе со всем своим хламом. При этом гонщик вполне был доволен жизнью и неустанно «доводил до ума» обожаемый Скаут.

В первую очередь Берт «до косточки» перебрал двигатель Indian, все детали для которого отлил вручную. Он изменил механизм газораспределения и систему смазки. Сам отливал головки цилиндров, постоянно меняя состав металлической смеси. Согласно легенде, Монро делал цилиндры из литых железных газовых труб, которые подбирал на улицах после замены газопроводов. Из осей от тяжелых грузовиков и тракторов Caterpillar изобретатель вытачивал шатуны. Как он сам говорил, после повторной закалки эти детали могли выдерживать 143 тонны нагрузки на сжатие. Также Берт самостоятельно изготовил сцепление с усилием в 1,5 тонны и тройной цепной привод. Даже обувка для колес была особой – слики, то есть специальные шины, соскобленные ножом по самый корд. А обтекаемый кузов, выполненный из стеклопластика, гонщик сначала вырезал из листа алюминия по собственным чертежам.

При этом, невзирая на ход различных модификаций, на картере неизменно красовался номер (50R627), свидетельствовавший, что все видят тот самый мотоцикл Indian Scout 1920 года выпуска. Хотя его ходовые качества давно и намного превысили серийные.

– Почему ты каждое утро заводишь свой мотоцикл? – спрашивал мальчик в сотый раз, хотя прекрасно знал ответ.

– Если мы хотим попасть на Бонневилль, – Берт всегда говорил «мы», если речь заходила о нем и его мотоцикле, – то должны быть в хорошей форме. Перед заездом все должно работать отменно: двигатель, смазка, подача топлива. А у меня за весь год их было всего 27, и те нелегальные!

– А что такое Бонневилль?

– Это высохшее соляное озеро площадью 260 км², расположенное на северо-западе штата Юта, в США. Ровная поверхность, покрытая солью, позволяет машинам развивать скорость более 1 000 км/ч! Не так уж много мест на земле, где можно по-настоящему испытать технику…

Мальчик подошел к полкам, где белой краской было написано: «Приношение Богу скорости». Там во множестве лежали разорванные цилиндры, сломанные шатуны, погнутые поршни. А также кубки и различные награды за призовые места. Тим наперечет знал здесь каждый предмет. А еще знал, что спросит сейчас, и что старик ответит. Обоим нравилась эта игра, и никто не собирался нарушать ее правила.

– Ты не боишься разбиться? – прозвучал, наконец, его голос.

– Когда мчишься на большой скорости, 5 минут бывают интереснее, чем у иных вся жизнь… Опасность придает вкус нашей жизни. А иногда нужно рисковать, иначе жизнь – просто дешевка.

– Не переставай мечтать, Тим. Потому что если ты вдруг откажешься от своей мечты, то превратишься в овощ.

У мальчика захватило дыхание. Он просто не знал, что ответить, потому что впервые слышал от старика эти слова.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Монро был руководителем и единственным исполнителем всех процессов по усовершенствованию верного Скаута, будь то плавка деталей, отладка механизмов или шиномонтаж

Долгий путь в Бонневилль

Берт Монро готовил свой мотоцикл 44 года. За это время он полсотни раз падал, разбивался, ломал кости, без счета получал синяки и ушибы. Доставалось и его мотоциклу.

«Во время дрэг-рейсинга на трассе Teretonga International, – писал гонщик своему другу Джону Эндюсу в 1959 году, – на скорости 200 км/ч с мотоциклом приключился внезапный воблинг (неконтролируемая прогрессирующая раскачка переднего колеса). Я вылетел с трассы и долго катился, с каждым оборотом подпрыгивая на 15 метров в высоту. Когда я остановился, на мне все еще был шлем и жалкие лоскуты ткани, которые до этого были штанами, кедами, носками. Я получил лишь легкое сотрясение мозга, зато ободрал кожу во всех мыслимых местах, раны заживали очень долго. Один палец был раздроблен, сейчас он работает, но сустав остался кривым. Все остальные падения заканчивались для меня просто сломанными костями, ожогами и один раз разрывом плеча».

Аварии Берт воспринимал философски – просто очередной повод убедиться, что не все еще в порядке с техникой и с головой. Но вот наступил 1967 год, когда Монро понял, что они наконец готовы. Готовы ехать в Бонневиль ставить рекорды.

События, которые случились потом, всколыхнули весь мир. Люди принялись усиленно интересоваться мотоциклетным спортом, стали больше знать о Бонневилльском соленом озере и о Новой Зеландии. Соотечественник Берта Монро, режиссер Роджер Дональдсон посчитал своим долгом экранизировать жизнь великого гонщика. В 1971-ом в прокат вышел документальный фильм «Приношение Богу Скорости». А в 2005-м – биографическая художественная лента «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

В семейном альбоме Берта почти нет фотографий других людей. Зато мотоцикла – сколько угодно!

Второй фильм интересен больше всего. Не только громким именем и игрой актеров (хотя она и выше всяческих похвал!), но самим ходом повествования. Только представьте себе: война, навязанная США Вьетнаму, в самом разгаре, весь остальной мир пребывает в страхе перед ядерным ударом – результатом противостояния двух супердержав. На этом фоне старый гонщик, живущий на краю света, выглядит комично и странно со своей мечтой о рекорде скорости. Ветеран войны, потрепанный многими неудачами, он не растерял былого оптимизма и все еще с надеждой смотрит вперед.

Других людей это обезоруживает и подкупает. Ершистые, злобные американцы не отворачиваются от глуховатого старика, прибывшего (как он сам говорил) «из-под земли», а неожиданно для самих себя предлагают помощь. А Берта, который привык принимать жизнь такой, какая она есть, не удивляют «закидоны» местных – гостиничного трансвестита он упорно называет «леди», таможенникам цитирует статью о себе в «Популярной механике», продавцу рыдванов за один вечер ремонтирует половину его технопарка.

Странный, недотепистый добряк вполне мог прижиться в незнакомом для него мире: люди, встреченные им на пути, наперебой предлагают ему жилье и работу – но тот с достоинством отказывает. Мерцание больших городов не обмануло его, старик не забыл ни о своем призвании, ни о цели. А диковинный Indian Scout 1920 года выпуска в обтекаемой оболочке послушно тянется за ним следом, ожидая своего часа. За этим путешествием следить не только приятно, но и поучительно. В размеренной, стейнбековской манере история рассказывает о ценностях, в которые мы почему-то давно не верим.

Старый рыдван, купленный Бертом в Долине Лос-Анджелеса за $250, устало выдохнул, остановился. Позади него болтался самодельный прицеп с неизменным Скаутом в полном «боевом» оснащении. Дверь заскрипела, выпуская водителя. Монро рад был размять затекшие суставы, да и помочиться было не грех, все-таки годы, проблемы с простатой. Но обо всем этом он забыл, едва увидел долгожданный пункт назначения.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Байкер: Ты Берт Монро – старый чудак с дряхлым мотоциклом? Мы вызываем тебя на поединок!
Берт: Спокойно, детишки. Давайте, вперед! Только не обмочите штанишки…

Озеро Бонневилль предстало перед ним во всем своем величии. Кругом, насколько хватало глаз, раскинулась ровная, без изъянов, площадка. Покрытая кристаллами соли почти на два метра в глубину, она блестела и переливалась на солнце. В воздухе висел застарелый запах йода, а от легкого ветра кожа на руках мгновенно покрылась белой пылью.

– Я всю жизнь мечтал сделать что-то необычное, – тихо сказал Берт Монро, с гордостью глядя вокруг. – Хотел выделиться из толпы. И вот он – Бонневилль, место, где совершаются подвиги! Это – моя святая земля. Я, наконец, добрался!

Он вспоминал гонщиков прошлого, когда за его спиной послышался скрип колес. Берт обернулся. Из пропыленного универсала вырос смуглый здоровяк. Улыбнулся. Это был Джим Моффат, автогонщик из Сан-Хосе.

– Славный будет день, – сказал он, приветствуя старика кивком. – Спокойно, на небе ни облачка. Соль в полном порядке. Твердая и сухая. Ради этой недели мы все и живем.

Они мгновенно признал друг в друге своих. Монро ничего не сказал. В его взгляде и без того читалось многое.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Коп: С какой скоростью вы ехали?
Берт: Не знаю, офицер. После 120 миль/час я на спидометр уже не смотрел…

Проблемы с квалификацией

Потом были унизительные бюрократические разборки: жюри гонок отказывало старику в допуске, но он твердо стоял на своем. Оказалось, Монро не подал заявку на участие, да и с техосмотром было не все в порядке.

– Что это, петля от ворот? – спрашивал дежурный механик, указывая на необычный элемент крепления рамы.

– Нет, от старой кухонной двери, – спокойно отвечал Берт.

Общий хохот. Люди в толпе переглядываются, думая, что старик спятил.

Механик продолжал:

– Мне кажется, эти шины не годятся для гонок. Очень много мелких трещин. Где протектор?

– Я его срезал, – Монро был невозмутим. – Кухонным ножом. Нужно уменьшать вес и сцепление с трассой, а иначе под действием центробежной силы шины разорвет. В таком виде они годятся для езды со скоростью 300 миль в час, я гарантирую. Это моя модель.

Имя: Берт Мунро. Профессия: мотогонщик. Любимое дело: глубокая модернизация и ручная доводка мотоцикла «Индиан Скаут» 1920 года выпуска. Главная цель: сделать свой «Индиан Скаут» самым быстрым мотоциклом на свете. Главное достижение: побил мировой рекорд скорости на соляном озере Бонневиля в 1967 году. Девиз: за пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь


Уже многие десятилетия гонщики преодолевают рекорды скорости в Бонневиле, на высохших соляных озерах пустыни Вест Дезерт в американском штате Юта


Энтони Хопкинс в роли Берта Мунро и точная копия того самого «Скаута» в роли «Самого быстрого Индиана»

«Если ты не следуешь за своей мечтой, то ты, пожалуй, не человек, а овощ… Капуста, например». Так говорил Берт Мунро, главный герой фильма «Самый быстрый Индиан» (2005), основанного, как совершенно справедливо замечено в титрах, на чертовски правдивой истории. Знаменитый актер Энтони Хопкинс был настолько впечатлен историей Берта, что согласился сыграть его, несмотря на весьма скромный по современным меркам гонорар. Режиссер и автор сценария Роджер Дональдсон бережно перенес жизнь легендарного новозеландца на экран, не добавив от себя ни капли. И тем не менее события фильма кажутся настолько невероятными, что мы смогли поверить в них, лишь прочитав письма самого Берта Мунро.

Берт Мунро совершенствовал свой «Индиан Скаут» 1920 года выпуска 44 года и мечтал о том, чтобы он стал самым быстрым мотоциклом в мире. В век высоких технологий и огромных бюджетов Берт сражался за скорость, имея лишь старый мотоцикл и собственную пару рук. И все же его мечте было суждено сбыться. В 1967 году на знаменитом соляном озере в Бонневиле Берт Мунро установил мировой рекорд скорости на мотоцикле. К тому времени «Скауту» было 47 лет, а самому Берту — 68.

Самый первый «Скаут»

Свой первый мотоцикл, английский Douglas, Берт Мунро приобрел в 1915 году, когда ему было 16 лет. Вскоре ему удалось скопить 50 фунтов на новенький Clyno с коляской. Сняв с мотоцикла коляску, Берт начал участвовать в местных гонках. Ему даже удалось поставить рекорд скорости на трассе Fortrose неподалеку от родного города Инверкаргилла в Новой Зеландии. Тот самый «Индиан» Берт приобрел в 1920 году. Компания Indian, старейший производитель мотоциклов в США, была основана в 1901-м, на два года раньше, чем культовый Харлей-Дэвидсон. Первые «Скауты» оснащались V-образной двойкой с углом развала цилиндров 420 (визитная карточка Indian) объемом 600 см³, тогда еще с боковыми клапанами. Косозубые шестерни главной передачи располагались в маслонепроницаемом литом картере, трехступенчатая коробка передач переключалась рукой, а сцепление было ножным. Жесткая рама не предусматривала задней подвески, передняя рессора обеспечивала 5-сантиметровый ход.

Мунро постоянно модернизировал свой мотоцикл начиная с 1926 года. По его словам, следующие 44 года «Скаут» становился быстрее на 3,25 мили в час (5,2 км/ч) каждый год, что соответствовало среднему приросту скорости серийных мотоциклов. Собственными руками Берт в одиночку совершил прогресс, который за полвека совместными усилиями прошли крупнейшие мотопроизводители мира. Напомним, Берт Мунро на 47-летнем «Скауте» установил мировой рекорд скорости на мотоцикле в 1967 году. Для сравнения, в 1965-м там же, в Бонневиле, американец Крэг Бридлав показал 600 миль в час (965 км/ч) на автомобиле Spirit of America — Sonic 1 с турбореактивным двигателем.

Ручная работа

Методы, с помощью которых Берт модернизировал свой мотоцикл, были, мягко говоря, нетрадиционными. Берт использовал старую колесную спицу вместо микрометра. Легенда гласит, что он отливал поршни в консервных банках, экспериментируя с составом сплава. «Два кусочка ‘шевроле" и два кусочка ‘форда" - вот лучший рецепт!» — говорит герой Энтони Хопкинса в фильме, бросая детальки в жестянку с расплавленным металлом.

Берт полностью переработал старомодный двигатель «Скаута». Он сконструировал и вручную изготовил новые верхнеклапанные головки цилиндров, кардинально изменил механизм газораспределения и систему смазки. Сам делал маховики, клапаны, толкатели, коромысла. Говорят, что Берт изготавливал цилиндры из литых железных газовых труб, которые выпрашивал у газовой компании после замены трубопроводов. Излюбленным материалом Берта были оси от тяжелых грузовиков и трактора Caterpillar, из них он вытачивал шатуны. После повторной закалки они могли выдержать свыше 143 т нагрузки на сжатие. Берт использовал своими руками изготовленное сцепление с усилием в полтонны и тройной цепной привод. Колоссальный крутящий момент передавался на колеса, обутые в слики — шины, собственноручно отшлифованные острым ножом. Наконец, он целиком заключил мотоцикл в обтекаемый стеклопластиковый кузов, благодаря чему «Скаут» стал больше похож на ракету.

Мотоцикл Берта Мунро пережил множество падений и взрывов двигателя, в жертву богу скорости было принесено бессчетное количество сломанных шатунов и коленвалов, испорченных поршней, забракованных распределителей зажигания и карбюраторов. Однако на множестве фотографий разных лет отчетливо виден заветный серийный номер 50R627 на картере — до рекорда дожил тот самый «Индиан».

Серийный «Скаут» мог разогнаться максимум до 90 км/ч. Официальный мировой рекорд 1967 года, поставленный Бертом Мунро, составил 183,586 мили в час (295 км/ч). События, происходившие тогда в Бонневиле, очень правдиво отражены в фильме. Для участия

в официальном заезде Берту пришлось пройти квалификацию. Как это часто случается в Бонневиле, квалификационный результат оказался даже лучше официально зафиксированного рекорда — 190,07 мили в час (306 км/ч). Один из заездов сам Берт в газетном интервью описал так: «Мы мчались, как бомба. На половине пути началась раскачка. Я приподнялся над обтекателем, чтобы сбавить скорость. Набегающий поток воздуха сорвал с меня очки и вдавил глазные яблоки в череп — я ничего не видел. Отклонение от линии курса оказалось столь сильным, что я чудом избежал столкновения с металлическим маркером. Я положил мотоцикл набок, и мы с ним отделались парой царапин». В тот момент Берт мчался со скоростью около 331 км/ч! «Скаут» Берта Монро по сей день остается самым быстрым «Индианом».

Сорок лет спустя

Как и сама история Берта Мунро, ее художественная экранизация оказалась весьма необычной для своего времени. В отличие от большинства современных блокбастеров, в «Самом быстром Индиане» нет ни отрицательных персонажей, ни серьезных конфликтов. То, что немногочисленные поклонники, соседи, случайные попутчики, дорожные полицейские и даже таможенники во всем помогают Берту, ничуть не умаляет увлекательности сюжета — уж очень амбициозна его цель.

За время работы над фильмом Роджер Дональдсон, Энтони Хопкинс и вся съемочная группа стали близкими друзьями. Условия съемки были далеко не простыми: соль Бонневиля пагубно влияет на технику и здоровье людей. Для съемок было построено несколько копий легендарного гоночного «Скаута». Довольно грубую, неточную работу Берта Мунро было нелегко скопировать. Дональдсон был очень придирчив к качеству реплик, команде пришлось отсмотреть бесчисленное множество оригинальных фотографий мотоцикла Берта разных лет. В результате реплики удались на славу. Одну из них смеха ради завели и отправили в заезд: мотоцикл без труда разогнался до 100 миль в час (161 км/ч) на второй передаче. Сын Берта Мунро Джон, присутствовавший на съемках, предоставил съемочной группе гоночные очки, перчатки, шлем и дорожную сумку отца.

Зрителям наверняка запомнятся эффектные падения Берта в фильме. Одно из них стоило каскадеру Эрику сломанной ключицы.

Берт Мунро умер в 1978 году, прожив 79 лет. Его жизнь нельзя назвать короткой даже по обывательским меркам. А принимая во внимание его любимое выражение, которое он часто повторял на протяжении всей жизни, ему остается только позавидовать: «За пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь».