Проповедь воздвижение честного и животворящего креста господня. Проповедь на праздник воздвижения креста господня. Песнопения Кресту Господню

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Как установился в Церкви этот праздник? Спасителя сняли с Креста, Крест был брошен и утерян. Через несколько десятилетий Иерусалим был разрушен, по слову Господа нашего Иисуса Христа, Который предсказывал, что не останется здесь камня на камне. Город разрушили полностью - стены, и здания - сгорело все, образовалась как бы обугленная рана на теле земли. Спустя некоторое время император Адриан, чтобы полностью искоренить память об этом городе, что город связан с верою в Единого Бога - Господа нашего Иисуса Христа, приказал все уничтожить. На этом месте был построен новый город, которому Элий Адриан повелел присвоить свое имя. Над тем местом, где была Голгофа, поставили капище и статую богини Велеры. Прошло несколько столетий, во главе Римской империи, стал христианский император Константин, он прекратил гонения на христиан. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя. Его мать царица Елена горячо желала поехать в Святую землю, найти место, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен. Царь выделил средства, и царица Елена отправилась в далекую Палестину. Здесь нашли расщелину, высеченную в скале, где был погребен Господь наш Иисус Христос. Нашли три креста, но понять, который из них Спасительный, Животворящий Крест Господень было нельзя, потому что табличка с надписью Иисус Назарей - Царь Иудейский, которая упоминается в Евангелии, отлетела и лежала в стороне.

Иерусалимский патриарх Макарий с верой в то, что Господь чудесным образом откроет, каков Крест Истинный предложил провести испытание. Принесли умирающую женщину и по очереди стали прикладывать ее к крестам. Когда приложили к Кресту Христову, умирающая исцелилась. Тогда патриарх Иерусалимский поднял этот Крест, чтобы толпы народа могли Его видеть. Спаситель был пригвожден к Кресту злобой людской, как преступник, потому что крест - это оружие страшной, многочасовой мучительной казни, когда человек умирает в муках. Вокруг Креста ходили толпы людей, которые издевались над Ним, призывая сойти с Креста. Люди глумились над страданиями Спасителя.

Господь называл Себя Мессией и был Им. Люди же представляли мессию совсем иначе, они думали что это сверхчеловек, который будет побеждать своих врагов силой, а не смиренный Учитель, у Которого нет места, где главу преклонить. Они думали, что Он создаст царство Израильское, которое будет господствовать над всем миром, а Его царство оказалось не от мира сего. Спаситель проповедовал совершенную любовь. Нет проповеди более болезненной для тех, кто не хочет ее принимать. Если человек стремится к любви, то он пойдет навстречу, а если он горд, самодостаточен и самодоволен, то эта проповедь выводит его из состояния душевного равновесия, призывает его к тому, к чему он идти не хочет. При этом оставаться спокойным нельзя, человек должен либо принять эту проповедь и измениться, либо уничтожить Того, кто проповедует любовь. Иудеи в своем ослеплении решили уничтожить Того, кто проповедовал божественную совершенную любовь.

Но любовь сильнее смерти. Хотя Спаситель был распят и умер на Кресте, но Он и воскрес, потому что Божественная жизнь преодолевает все. Господь открыл нам путь к вечной жизни, приняв на Себя ответственность за грехи, которые совершали люди жившие до него, при нем и мы с вами. Когда мы отвергаем Господа, потому что маловерны, когда не хотим смиряться, когда не хотим и не умеем любить, мы - противники Богу, мы поступаем также, как древние иудеи.

Святая Церковь каждый год празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня как напоминание о той цене, которая заплачена за нашу свободу быть со Христом, за свободу творить добро, за свободу противостоять злу, Господь дает нам силы побеждать зло в самом его корне - в наших душах. Об этом напоминает этот праздник. Мы должны стремиться всей душою быть со Христом и не уподобляться тем, кто Его распял две тысячи лет назад. А распял Его человеческий грех, который так же действует сейчас, как и тогда. Дай Бог, чтобы этот праздник Воздвижения Креста Господня дал свежий импульс в стремлении к праведности, любви друг к другу, смирении, побеждающем все, ибо сила Христова побеждает любые человеческие измышления и коварства. Дай Бог, чтобы победа Креста над грехом воссияла в наших сердцах! Аминь.

27 сентября 2004 г. храм Всемилостивого Спаса

http://www.pravmir.ru/article_660.html

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в кафедральном соборном . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам, которые помогают понять саму суть христианства. Апостол говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова; ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см. 1 Кор. 1:17-18, 23). Апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну крестной Жертвы Спасителя.

Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.

В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя — на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, — как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам только кажется, что мы понимаем смысл совершенного Христом, — ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после Крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, — разве бы мы поняли? Какое избавление может быть от слабого Человека, Который не имеет ни денег, ни власти, Который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какое избавление от Того, Кто ходил вокруг в окружении Своих учеников — малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера? Наверное, и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как древние, потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей — вот почему она безумие и соблазн одновременно. И апостол Павел, сознавая колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов от проповеди Христа, говорит о том, что был послан благовествовать не в премудрости слова — потому что всякая человеческая премудрость, исходящая из ценностей мира, неспособна оценить во всей полноте то, что совершил Христос.

Спасение через пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что Его система ценностей, принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому, что все то, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. «Мысли Мои — не ваши мысли, и дела Мои — не ваши дела, говорит Господь» (см. Ис. 55:8).

Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действа. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам, и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не покроешь Божественного замысла, а сердцем — чтО есть Христос для каждого из нас. Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, а только любовь. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий.

Мы понимаем эту причину Креста еще и потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).

Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Бог вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя и не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, с теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир.

Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим — это жизнь в соответствии с естеством человеческим. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. И опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте — соблазн, для других — безумие, а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня - один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня: история

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: “Господи, помилуй!”

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова . Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Кондак, глас 4

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Ирмос 9-й песни

Песнопения Кресту Господню

Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА

Радуйся Живоносный Kресте .

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя… , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. В день Воздвижения Животворящего Креста Господня, мы слышим слова Апостола Павла из его 1-го послания к Коринфянам, эти слова помогают нам понять саму суть христианства. Апостол Павел говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова. Ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а дня нас, спасаемых, — Сила Божия» . В этих словах апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну Крестной жертвы Спасителя.

Если попытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь, Его страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов, ценностей, то все это, действительно, кажется безумием. Вот почему эллины, которые основывались на философии, на мудрости, на человеческой мудрости считали проповедь о Кресте безумием.

Иудеи также, но они основывались не на философии или науке. У иудеев была вера в Бога, но они свое спасение связывали в первую очередь с освобождением от римлян, от языческого ига римлян. Иудеи долго страдали под этим языческим игом и считали, что спасение возможно только, когда придет Мессия и изгонит римлян. И потому для иудеев проповедь о Христе, о Крестной смерти, о поругании Мессии, была великим соблазном, она никак не сочеталась с их чаяниями, с их надеждами, их идеалами устроения земной жизни, т. к. задачу Мессии видели в устроении земной царствия, а не Царства Небесного.

И в самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на миссию Христа Спасителя: на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания и Его смерть, как все это кажется далеко и от современных идеалов бытия.

Нам только кажется, что мы понимаем смысл, совершенного Христом, ибо мы уже знаем историю и знаем, что произошло после Крестной смерти Спасителя, но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, кто жил во время проповеди Спасителя, разве бы мы поняли, какое избавление может быть от слабого человека, у которого нет денег, нет власти, который не обладает светской языческой мудростью, философией. Какое избавление может быть от человека, который ходил в окружении своих бедных учеников — рыбаков с Галилейского озера, — а не в окружении легионов воинов. Наверное и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как отнеслись древние. Потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей. Вот, почему она, одновременно, безумие и соблазн для нас.

Апостол Павел, осознавая это колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов, целей от проповеди Христа, говорит о том, что Он был послан проповедовать не в премудрости слово, потому что всякая человеческая премудрость, исходящая от ценностей мира, не способна в полноте оценить то, что совершил Христос.

Спасение через пришествие в мир Сына Божия, через Его восшествие на Крест, претерпение поношения и скорби действительно выходит за рамки человеческой логики. И что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ, образ Спасителя и образ Креста, образ Крестных страданий так притягателен? Потому что, несмотря на то, что Его система ценностей столь высока, несмотря на то, что принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, тем не менее уже две тысячи лет образ Спасителя является притягательным для всех людей. И эта притягательность в том, что дела Спасителя, слова Спасителя — это дела и свершения Бога, Бога, создавшего всю сущность.

Мы не можем понять глубины силы Божественной мысли и Божественного действия, человеческий разум ограничен и Божественное мы не можем охватить. Мы можем только открыть свое сердце на встречу вот этим Божественным мыслям и Божественным действиям, которые мы увидели в земной жизни Спасителя. И, открывая сердце, вдруг начинаем понимать и начинаем понимать не на уровне мудрования, мудрствования, не на уровне каких-то отточенных богословских формулировок, ибо никакие формулировки не смогут открыть Божественный замысел. И только лишь сердцем мы сможем понять, что есть Христос для каждого из нас! Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и Его Божественного действия пробуждается и сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Христа и к объяснению таких страданий — это любовь! Ни долг, ибо Бог никому ничего не должен, ни какая-то волшебная сила, ибо Бог никого не может спасти автоматичести, без желания человека, а только лишь любовь!

Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий. Мы понимаем вот эту причину Креста и Крестных страданий еще и потому, что в своей жизни находим очень близкие и понятные аналогии: когда человек способен пожертвовать ради другого? Только лишь, когда он любит этого человека. В каком случае человек способен пожертвовать своей жизнью ради Родины, только лишь, если он любит свою Родину. Никаким долгом, ни какой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого, лишь только тогда это осуществляется людьми, когда есть и в сердце, и в уме любовь, лишь тогда человек может добровольно пожертвовать собой и даже жизнь свою отдать. Вот почему и говорит Господь, что: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя » .

Значит и тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрования человеческие, как у эллинов, не через политические ожидания, политические чаяния, как у иудеев, и как и сейчас у многих из нас, но вот только лишь изнутри человеческой природы — из человеческого сердца.

Почему так? Да потому, что Бог создал нас по образу Своему и по подобию. Он вложил в нас Свой Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, то человек чистым сердцем понимает Бога, слышит Его, так как человек создан по образу и подобию. И когда человек перестает понимать Бога и человечество в целом, когда перестает понимать Бога, вот тогда, по-видимому, и наступает конец.

Легко или тяжело быть верующим человеком, христианином, учеником Христа Спасителя? С одной стороны это легко и очень легко, потому что это соответствует природе человека, природе человека как образа и подобия Божия. Идти против Бога, значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божия, который вложен в каждого из нас, и в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим, эта жизнь легкая, полноценная и радостная.

Но одновременно и трудно быть христианином, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно иные цели, и они исповедуют другие ценности. И опасность современного, переживаемого нами времени, в котором мы сейчас находимся (по промыслу Божию мы помещены именно в это время), состоит в том, что именно эти происходящие не от Божьего замысла ценности становятся господствующими и эти ценности, не исходящие из Божественного закона, из Божественных заповедей, предлагаются всему роду человеческому в качестве некоего нового идеала устройства человеческой жизни.

Эти ценности кажутся духовными, ясными, комфортными, понятными, когда ценность счастливой внешне жизни, комфортной, жизни в удовольствии, в потреблении, жизни долгой, жизни, наполненной радостями плоти и чувств. Происходит это потому, что грех помрачил природу человека, омрачает разум и искажает жизненные ориентиры и Божественные законы, и Божественные заповеди затмеваются, и появляются эти новые цели, эти новые заповеди человеческого существования.

Слова апостола Павла показывают нам (вот эти слова, с которых я начал: слова из первого послания Коринфянам) всю конфликтность, всё противоречие: для одних слово о Кресте — это безумие, для других — соблазн, а дня нас, спасаемых, — это Сила Божия.

И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор будут спасаться люди, хотя бы часть их. Несмотря на все слабости, на все падения, на свою греховную природу, у христианина природа такая же греховная, как и у любого другого человека, несмотря на это, вот эти люди, которые будут слышать весть о Кресте и будут понимать, что в этом спасение, до тех пор люди будут идти ко Христу будут преклоняться перед Его жертвой, перед Его Крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Иеромонах Симеон (Кулагин)

Но есть во всей вселенной единственный и неповторимый памятник, который воздвигнут отнюдь не любовью или признательностью, не доброй памятью или добрым расположением. Воздвигнут он злобой, ненавистью и коварством человеческим. Памятник этот - Крест Христов, на котором люди пригвоздили своего Спасителя и Бога. И стоит этот Крест над пространством и над временем, являя всем народам мира Божию любовь и благоволение, свидетельствуя о человеческой неблагодарности. Этот памятник освятил мир и человечество, ибо на нем пролил Свою искупительную кровь наш Спаситель. Силою на нем распятого Христа он стал знамением и оружием христианства.

Как вначале, так и в последующие времена «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18). Позорное орудие казни Христос спасительной Своей смертью и Животворящей Кровью претворил из позора в славу, из унижения в возвышение, из соблазна и безумия в Божию силу и в Божию премудрость. Таков Промысл Божественной любви. И мы ныне хвалимся Животворящим Крестом, поклоняемся ему, величаем его и вместе с ним - искупительный подвиг нашего Господа и преславное Его воскресение. «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24).

Крест во всей вселенной. Крест в существе самого человека, в его образе. Крест везде и всюду как сила, освящающая бытие мира во всех измерениях - высоте, глубине и ширине. Крест - свидетельство благости и любви Отца, Сына и Святого Духа. Это знамя нашей победы, возложенное на каждого христианина в таинстве Крещения. Крест венчает храмы Божии, эти места особого присутствия Божия. Крест Христов осеняет верных людей на всех путях их жизни, с рождения до могилы. Осеняя себя крестным знамением, мы каждый раз освящаем наш ум и наши мысли, сердце и чувства, освящаем свои телесные силы и призываем благословение на дела рук наших. Крестом нас осеняет святая Церковь за богослужениями.

Сегодня, когда во всех православных храмах и в сердце каждого верующего христианина воздвигается Животворящий Крест, мы не только славим его и поклоняемся ему, но и стараемся размышлять о великой тайне Креста. Животворящий Крест преподает нам урок великой божественной любви. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Святитель Иоанн Златоуст в своем размышлении о Боговоплощении и Кресте Христовом говорит: «Не раба, не ангела, не архангела отдал Господь миру, но дал сущность Свою и Ипостась - Сына Единородного. Отдал же не за каких-то избранных людей, а за все человечество». Мы видим любовь Божию: «Воскресение Христово видевшее», - поклоняемся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, и кресту Его, славя Воскресение.

Почему же мир пригвоздил Любовь ко кресту? Дело все в том, что там, где начинает побеждать закон любви, закон Божьего Царства, там наступает конец человеческому самопревозношению, человеческой самости, человеческому греховному эгоизму. В мир пришла воплощенная Любовь. Она обличила людскую неправду. Ужаленная неправда стала мстить Богу. Однажды ученик Христа в благоговейном трепете молил: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). В противоположность этому были случаи, когда люди из грешного рода и лукавого от страха и озлобления просили Христа оставить пределы той местности, где они жили (Мф. 8:34). Там, где гордость человеческая хочет господствовать властно и безраздельно, нет места Богу. Вот почему мир встретил божественную Любовь ненавистью и озлоблением.

Научимся сегодня у подножия Креста любви преданности Богу и терпению. Когда царица Евдоксия хотела предать смерти святого Иоанна Златоуста за его проповедь, святитель писал одному из пресвитеров: «Я знаю злые происки и коварные намерения Евдоксии, но кто же может разлучить нас от любви Божией: скорбь ли, теснота ли, гонения ли - ничто не разлучит нас от любви Божией. Если она предаст меня в руки палачей и они захотят распилить меня пополам, я помню пророка Исаию; если она захочет бросить меня в пучину морскую, я знаю пророка Иону; если она бросит меня зверям на съедение, я крепко помню пророка Даниила; если ввергнут меня в пещь горящую, я прекрасно помню семь отроков; если отсекут мне голову, я стану сопричастником великому Крестителю Иоанну. Таким образом, нет ни метода, ни действия, которое могло бы разлучить нас от любви Божией, явленной Спасителем в искупительном подвиге, в распятии за нас».

Любовь совершенствует человека. Любовь дает человеку крылья, возносящие его до небес.

В день Воздвижения Креста Господня воздвигнем его в своих сердцах и в своих умах, в своей жизни, чтобы он действительно был для нас победой Христовой над всякой немощью и сомнением, над унынием и печалью, над грехом и беззаконием, чтобы он всегда был для нас знамением твердой веры, непоколебимой надежды и христианской любви. Будем хвалиться Крестом и спасаться силою на древе распятого Христа. Аминь.

По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997)