4 основных вида деятельности человека. Виды деятельности. Существуют различные классификации видов деятельности

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к «рем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.

Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное -- огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант--это терпение», «Талант--это склонность к бесконечному труду», -- говорили они. Л, Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности -- труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией -- ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени -- как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности -- игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника -- учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд -- основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).

Деятельность можно разделить на материально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного социального идеала.

«Производительный труд, обладание и пользование его рсзультагами представляют собой одну из сторон жизни человека или одну из сфер его деятельности», -- отмечал Владимир Соловьев. Человек не мог бы существовать, если бы не выращивал урожай, не строил заводы, не прокладывал рельсы, не добывал бы энергию. Но означает ли это, что духовная деятельность человека менее важна? Разумеется, нет. Человеку нужны философия, искусство, мораль, вера. Без этих достижений он перестал бы быть человеком.

Творчество. Творчество -- это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, Оно отличается при этом неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность -- это рождение того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе.

Но внутри самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Есть также деятельность, где творческое начало выражено не так явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, которое, возможно, сам соорудил этот безымянный творец. Теперь, когда колесо уже изобретено, надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строю говоря, нельзя назвать творчеством.

Вот, к примеру, напомним еще раз потрясающую строчку: «И звезда с звездою говорит...» Слова здесь простые, известные. Однако сразу рождается в сознании образ безмерного космического пространства. У Лермонтова это не только живоописание небесной дали. Это также определенное настроение. Ваша душа как бы соприкасается с перекличкой звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества.

И все это в одной строке. Поистине, поэзия высокой пробы. Но литература подарила людям множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гёте...

Деятельность как зло. Однако нужно предостеречь: деятельность -- не только благо. Она может обернуться и злом. Весь вопрос в том, каковы цели деятельности, се направленность, смысл. В древнекитайской философии существовало понятие «дао». Так назывался основной закон, который не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий.

Приверженцы дао учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторожности в преобразовательной активности. «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй половине XX в. они начали задумываться над характером их деятельности, над тем, какими могут быть се результаты.

Многие достижения человека вырваны у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих пор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практически пропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации являются руины некогда грандиозных, великолепно украшенных общественных зданий.

Теперь они оказались вдали от мест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса. Лес поглотил их, словно удав. Контраст между нынешним состоянием страны и древним уровнем цивилизации майя столь велик, что почти не поддастся человеческому воображению. Шедевры архитектуры майя, эти свидетельства человеческих возможностей, знаменовали победу человека над природой. Триумф человека казался вечным и непоколебимым. Однако человек не смог предотвратить возвращение леса, который поглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов и храмов.

Пожалуй, самый яркий пример деятельности, которая обернулась злом, -- создание оружия -- орудия убийства не только животных, но и человека. Особенно очевидно это проявилось в XX в., когда были созданы разнообразные виды оружия массового поражения. Человеку предстоит осмыслить границы и последствия своей преобразовательной деятельности. Ее воздействие на природу может оказаться пагубным. Вот почему люди отказываются от прежнего культа деятельности. Активность во что бы то ни стало, бесконечное наступление на природу, преображение ее -- эти установки находятся сейчас «под обстрелом». Не всякая деятельность является благом. Люди должны реализовать свою активность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать цели деятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться злом.

Активность - форма существования психики. У животных активность определяется биологическими потребностями. Уже отмечалось, что психологи выделяют чисто человеческие потребности. Деятельность имеет структуру, которая состоит из следующих элементов: мотив, процесс деятельности, цель действия, условия операции. Мотивы, как мы видели, возбуждают интерес и желание действовать. Рождается потребность решить конкретную задачу, в которой обозначены цель и условия ее достижения. Процесс деятельности обусловлен мотивом и состоит из конкретных действий, каждое из которых связано с целью. К основным видам деятельности можно отнести труд, учение и игру.

Игра . Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания. Она пронизывает другие основные феномены человеческого существования. Вот что пишет по этому поводу известный феноменолог Е.Финк: «Каждый знает игру но своей собственной жизни, имеет представление об игре, знает общественные игры, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, цирцеевские представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых. Каждый знает об этих игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры».

Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке -- это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование. Чем чаще мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями, чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное счастье. Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, которую не может обойти вниманием никакая психология.

Следовало бы, как утверждает Е. Финк, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеческих играх. Это была бы история «изобретений», совсем иных, нежели традиционные артефакты (искусственные факты) культуры, орудий труда, машин и оружия.

Феномен недеяния На суд философской рефлексии сегодня вызываются такие основания человеческой жизни, как воля к власти, диктат разума, культ насилия. Сегодня отчетливо и разносторонне обозначается и утверждается принципиально иная установка, олицетворяющая собой не вполне реализованные возможности человека, варианты его подлинного существования.

Недеяние так же соответствует человеческой природе, как и деятельность. Человек как открытое существо способен реализовать себя в различных направлениях. Имеющиеся в истории мира варианты человеческого существования ни в коей мере не исчерпывают ресурсы, потенциал человека. Человек может реализовать и принципиально иные альтернативы. Деятельность -- способ реализации свободы только в одном случае, когда она креативна, т.е. созидательна.

Психическая регуляция поведения и деятельности человека -- сложный процесс.

Он охватывает огромную сферу мотивов и потребностей человека. Люди ставят перед собой разнообразные цели, которые обусловливают их активность. Огромную роль в человеческом поведении играют воля, ценностные ориентации людей. Что является конечным результатом психического регулирования? В качестве цели психотерапев-тических усилий часто называют здоровье, трудоспособность, умение реализовать собственные возможности и получать удовольствие (Фрейд), адаптацию к обществу (А.Адлер), радость творчества и способность испытывать счастье

Деятельность - специфическая сознательная активность человека, направленная на познание и творческое изменение окружающего мира и самого себя в соответствии с актуальными потребностями и целями. Главная особенность деятельности состоит в том, что она не может определяться лишь теми потребностями и мотивами, которые её порождают. Сама потребность может выступать как побуждение к активности, а её содержание будет определяться уровнем знаний, навыками, целями социума , индивидуальным опытом.

Черты человеческой деятельности

Деятельность индивида очень сильно отличается от активности животных, поскольку она имеет творческо-преобразующий характер. Если понадобится дать определение деятельности человека на экзамене, то важно разобраться в её особенностях, чтобы чётко сформулировать понятие.

Ей присущи такие черты :

Основные компоненты

Для того чтобы полностью осознать сложность и специфику человеческой активности, нужно разобраться в её основных компонентах:

  • Субъект - индивид, который совершает действия.
  • Объект - то, на что направлены действия и активность субъекта. Объектом может стать любой материал (изготовление продукции), другой индивид (воздействие с целью изменения убеждений) или сам субъект (тренировки в спортзале с целью изменить самого себя).

Существуют также компоненты, образующие структуру деятельности :

Потребности человека

Известный американский психолог А. Маслоу разработал «пирамиду потребностей человека» . Все потребности человека он разделяет на первичные (физиологические, потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, уважение, самореализация). Первичные потребности являются базовыми для выживания индивида, если они не удовлетворены, то невозможен переход на удовлетворение потребностей из высших слоёв пирамиды. Вторичные нужды являются приобретёнными в процессе социальной жизни человека, их удовлетворение происходит при взаимодействии индивидов в межличностном общении.

Мотивы деятельности

На основании потребностей формируются мотивы субъекта, толкающие его к деятельности. Сложные виды активности могут нести в себе много мотивов. В таких случаях формируется иерархия мотивов, в которой определяют доминирующий (главный) и второстепенные мотивы.

Мотив может формироваться под влиянием одной или нескольких потребностей, которые проходят сквозь призму интересов, убеждений, традиций, установок индивида :

  • Интерес является основной причиной действий. Разные социальные группы могут иметь идентичные потребности, но разные интересы. К примеру, предприниматели и люди искусства: первая группа имеет материальные интересы, а вторая - духовные; потребность у обеих групп общая, но пути её достижения разные. Помимо этого, у каждого человека есть интересы, которые формируются под влиянием окружения, склонностей, уровня развития (люди могут читать книги разных жанров или заниматься разными видами творчества).
  • Традиции - это совокупность обрядов, установок от предыдущих поколений, что проявляется в религии, национальных обрядах, профессиональных и корпоративных особенностях. Иногда люди, следуя традициям, могут ограничить свои базовые потребности. К примеру, солдаты в условиях войны могут ограничить свою потребность в безопасности, потому что профессиональные и национальные традиции требуют защищать свою страну.
  • Убеждения - принципиальные и твёрдые взгляды на события и окружающий мир, которые могут заставить субъекта отказаться от базовых потребностей в пользу того, что он считает правильным (отказ от денег для сохранения достоинства).

Определение цели

Мотивация человека определяет формирование цели и результата. Индивид может создавать внутренний план действий, на основании которого они будут осуществляться в определённом порядке для получения конкретного результата. Когда субъект начинает что-то делать, он держит в сознании образ желаемого результата. То есть, прежде чем создавать что-то в реальности, индивид создаёт это в своём воображении.

Поскольку человеческая деятельность часто бывает сложной, цели также делятся на простые и сложные. Для достижения сложной цели необходимо планировать свою активность, разбить её на шаги, выделить задачи, определить инструменты для действий и возможные пути преодоления преград. Если все задачи во время манипуляций решатся, то цель будет достигнута.

Индивиды могут иметь общие потребности, цели и идти к достижению одинаковых результатов, однако при использовании разных средств и выполнения разных действий содержание деятельности будет очень сильно отличаться.

Виды действий

Существуют такие типы социальных действий, выделенных М. Вебером:

  • целерациональные - при таких действиях человек планирует все задачи и средства, продумывает пути преодоления препятствий (подготовка преподавателя к лекции);
  • ценностно-рациональные - такой вид действий основан на моральных принципах, ценностях, убеждениях (решение спасти жизнь другого человека, рискуя своей жизнью);
  • аффективные - спонтанные действия под влиянием сильных эмоциональных состояний (бегство при нападении);
  • традиционные - действия, которые человек совершает по привычке, могут быть выработаны на основании ритуалов или традиций (последовательность действий на свадебной церемонии).

Основой для активных действий человека являются первые два типа действий, которые характеризуются осознанностью цели и творческим характером.

Формы деятельности

Существует две основные формы деятельности субъекта, различные по характеру выполняемых функций:

  • Физический труд - осуществляется при активизации опорно-двигательного аппарата, мышц и всех функциональных систем организма. При такой форме деятельности очень большие энергетические затраты и утомляемость организма.
  • Умственный труд - подразумевает под собой интеллектуальную деятельность для выполнения работы, связанной с обработкой информации. При такой форме активности возрастает напряжение всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Как правило, действия человека включают в себя обе формы активности . Примеров деятельности человека, в которой сочетаются физический и умственный труд, много: действия с целью видоизменения окружающего пространства, выполнение работы по созданию креативных предметов и другие. Рассмотрим более детально: чтобы посадить дерево, необходимо сначала продумать ход действий, достать все необходимые материалы для этого, а потом уже при помощи физических усилий выполнить данное действие.

Существует много видов деятельности, в которые человек включается на протяжении своей жизни. Но какие из них называют основными и почему? К ним относятся игра, учение, общение, труд и творчество. Они являются основными, потому что именно в них происходит самое интенсивное и эффективное развитие индивида.

Это специфический вид человеческой активности, целью которого является не результат, а процесс. Её особенность заключается в том, что все действия происходят в воображаемой ситуации, которая может быстро меняться. Дети используют замещающие предметы, выступающие для них аналогами того, чем взрослые пользуются в реальной жизни.

В игре происходит развитие психических процессов, внимания, социальной активности и получение навыков межличностного общения. Существуют разные виды игр, которые возникают в определённые возрастные периоды при условии нормального развития ребёнка.

Это один из базовых видов взаимодействия, который характеризуется взаимным обменом эмоциями, мыслями, взглядами . Структурными компонентами общения являются субъект (инициатор общения), цель (то, ради чего происходит общение), содержание (информация, которая передаётся), средства (способы передачи информации; могут использоваться рисунки, аудио, видео, органы чувств) и получатель информации.

Общение является структурным компонентом любой целенаправленной активности, сама же деятельность выступает условием для возникновения общения.

Целью данного вида деятельности является приобретение субъектом знаний, умений и навыков. Учение может быть специально организованным или спонтанным (получение знаний и опыта при выполнении других действий). А также существует такая форма учения, как самообразование.

Трудом называют целенаправленную активность индивида, цель которой - получение конкретного результата . Труд невозможен без определённого уровня знаний, навыков и мастерства. Эта целенаправленная активность помогает развивать личность и преобразовывать окружающую среду.

Творчество

Творчеством называют активность человека, которая порождает что-то новое, ранее не существовавшее. Она может быть самостоятельной деятельностью или компонентом другого вида занятий. Это вид деятельности характерный для всех детей. Когда человек взрослеет, он уже имеет определённые способности и таланты, которые развиваются и проявляются в творчестве.

В зависимости от того, на какой результат направлены действия индивида, выделяют:

На основании количества субъектов и объектов деятельности выделяют индивидуальную и коллективную деятельность. По влиянию на общественный прогресс принято разделять прогрессивную (развивает общество) и реакционную активность. Также выделяют такие виды деятельности: законная и незаконная , репродуктивная (создание по образцу) и творческая (создание чего-то нового), экстраверсионная (физические действия) и интроверсионная (мышление, фантазия, чувства).

Целенаправленная активность человека принципиально отличается от поведенческой активности животных, поскольку является его способом существования. Поведение животных регулируется инстинктами и является средством приспособления к изменчивым условиям окружающей среды.

Поведение человека является сознательной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира. Примером этого является постановка цели, разработка внутреннего плана действий, предвидение результата этой активности.

Само существование человека является постоянным созданием и развитием, изменением себя и внешнего мира для создания лучших условий жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей . Деятельность человека характеризуется осознанностью, наличием внутреннего плана действий, который впоследствии реализуется при выполнении поставленных задач. Ещё одним важным отличием поведения человека от животного является то, что активность индивида не всегда связана с базовыми мотивами и очень часто может вступать в конфликт с ними.

Доклад по обществознанию на тему:

Что такое деятельность?

Ученицы 10 “Д” класса

«МОУ СОШ № 3»

Кривоноговой Елены.

План:

1. Понятие «деятельность»

2. Классификация деятельности

3. История понятия «деятельность»

4. Многомерность категории «деятельность»

5. Человек как субъект деятельности

Понятие «деятельность»

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие все более демонстрирует, что не только деятельность в сфере искусства и нравственности, но и научные познания, и технико-инструментальная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой деятельности от других социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Классификация деятельности

Существует многообразные классификации типов и форм деятельности – разделение деятельности на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им новых средств или с достижением целей с помощью новых средств. В связи с научно-технической революцией творческая деятельность приобретает все более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной «девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условия включения ее в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчеркивает, что личность несводима к выражению только в формах деятельности и что гармония личности и деятельности возможна лишь на основе наполнения деятельности подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним деятельностью, а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека.

История понятия «деятельность»

В истории познания понятие деятельность играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, идеологического постулата, положенного в ряде социальных наук. В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельность утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемая рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности. Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, - познавательного и нравственного, причем первое определяет формы деятельности и то, что можно назвать ее операционной структурой, а второе – направление, смысл и оценка деятельности. Эти два начала толковались Кантом, как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел И. Г. Фихте, рассматривая субъект («я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не я») и ориентируется на этический идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть), то он ввел внедеятельный фактор. Он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Г. Гегель. С позиции объективного идеализма он толкует деятельность, как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую иммаментной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности и высшей ее форме – рефлексии, то есть самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоятельному анализу структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средств), сделан ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности деятельности и ее форм.

Принцип деятельности как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук, например, в культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Мышление было рассмотрено как результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и т. д.

Вместе с тем принцип деятельности при его развертывании требовал углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности, хотя связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М. Вебер и Ф. Знаменский), с которой связано развитие буржуазной социологии ХХ века, не ограничивается анализом всеобщерациональных компонентов целеполагающей деятельности, но выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках.

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. Упоминаемый выше С. Л. Рубинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире".

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: "деятельность" есть работа, занятие в какой-либо области.

Деятельность - способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер). 1

Структура деятельности:

  • Объект - это то на что направлена деятельность.
  • Субъект - это тот, кто ее осуществляет. 2
  • Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы).
  • Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. 3
  • Средства - используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т. п. Средства должны быть соразмерными цели, моральными; нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели.
  • Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Особые формы действий: поступки (действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение); деяния (действия, имеющие высокое положительное социальное значение).
  • Результат - конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Результат деятельности может и не совпадать с целью деятельности. Параметрами результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор. 4

Типы деятельности:

  • труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
  • игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
  • учение (познание нового)
  • общение (обмен идеями, эмоциями). 5

Классификации общения:

по используемым средствам общения:

  • непосредственное (с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.);
  • опосредованное (с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.);
  • прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг друга);
  • косвенное (через посредников, которыми могут выступать другие люди);

по субъектам общения:

  • между реальными субъектами;
  • между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.);
  • между реальным субъектом и воображаемым партнером, проявляется во внутреннем диалогевнутренний голос»), в диалоге с образом другого человека;
  • между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений.

Творчество:

Особое место в системе видов деятельности принадлежит творчеству. Творческая деятельность - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Деятельность представляет собой специфическую форму активности человека, которая регулируется его сознанием и направляется на глубинное познание окружающего и внутреннего мира.

Понятие деятельности

Деятельность является необходимым условием для полноценной человеческой жизни, именно она способствовала становлению человеческой личности. Взаимосвязь индивидуума и процесса деятельности выражается в замкнутом круге: не существует человека, который находится вне деятельности, так же, как не существует деятельности вне человека. Деятельность сложилась в процессе эволюционного становление человека – животное приспосабливается к условиям окружающей среды, человек напротив, изменяет эту среду под себя благодаря возможности деятельности.

Деятельность состоит из таких этапов: потребность, которая формирует цель, цель толкает на поиски путей своего достижения, пути достижения порождают действие, которое в свою очередь приносит результат.

Виды деятельности

Деятельность человека возникает исключительно в среде его непосредственного обитания, и классифицируется на два вида: физическая и умственная деятельность. Физический труд представляет собой деятельность, в процессе которой увеличивается мышечная активность, а также требуется высокий уровень энергетических затрат.

Умственная или интеллектуальная деятельность – это вид деятельности, осуществление которой заключается в приеме и трансформации информации, требующая повышенной внимательности и активизации процесса мышления.

В классификации деятельности существует ее деление на учебу, труд и игры. Такие виды деятельности как учеба и игра осуществляются различными методами, но взаимосвязаны одной целью – познанием. Трудовая деятельность направлена на получение человеком материальных и духовных благ, которые являются необходимыми для его жизнедеятельности.

Игра, учеба и труд - виды деятельности взаимосвязаны между собой, так как являются друг для друга подготовительными этапами. Так к процессу учебы человек проходит подготовку в виде игры, учеба предшествует началу трудовой деятельности.

Сознание и деятельность

Сознание и деятельность – это два понятия, которые плотно взаимосвязанные друг с другом. Мотивация деятельности является не чем иным, как осознание человеком своей потребности – необходимость учится, работать, создавать произведения искусства. Прежде чем деятельность начнет выражаться в материальном плане, в сознании человека происходит предварительный анализ целей деятельности, путей ее достижения.

Но и деятельность человека способна влиять на его сознания Процесс деятельности трансформирует человеческие представления о ценностях, значительно расширяет возможности духовного роста личности.

Познание человеком мира

Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений.