Высшее образование в грузии. Особенности профессионального образования в грузии

В 2006 году Грузия подписала Болонское соглашение. Система образования в стране стала соответствовать общеевропейской, она предусматривает обучение в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. В Грузии получение степени магистра и доктора зависит от желания учащихся.

Получить высшее образование в Грузии можно не только на грузинском языке. Для иностранных студентов в стране открыты русский, английский, французский и немецкий сектора в ведущих университетах Грузии по разным направлениям — медицина, право, экономика, бизнес, филология.

Цена за обучение в вузах Грузии колеблется от 2250 лари (до 1 тысячи долларов) до более, чем 20 тысяч лари (порядка 3400 долларов) в год.

Как правило, получить медицинское образование в других странах гораздо дороже, чем в Грузии. Именно поэтому каждый год данная сфера является самой востребованной среди иностранных студентов.

Как иностранцу поступить вуз в Грузии

Иностранным абитуриентам для поступления в высшее учебное заведение в Грузии нужно всего лишь предоставить аттестат о полном среднем образовании. Им не нужно сдавать Единые национальные экзамены, но придется платить полную сумму за обучение в вузе. В том случае, если они пожелают получить государственный грант, им придется сдать ЕНЭ по программе школьного образования в Грузии. В случае успешного прохождения экзаменов они могут получить и 100% финансирование.

Вузы Грузии с русскими факультетами

Список университетов, где можно учиться на русском языке небольшой.

В Тбилисском государственном университете имени И. Джавахишвили русский сектор открыт в таких направлениях, как кавказоведение, русская филология, журналистика и массовая коммуникация.

Грузинский технический университет предлагает следующие русскоязычные программы: строительство систем водоснабжения и водостока, энергетика и электроинженерия, телекоммуникация, технологии нефти и газа, горное и нефтегазовое дело, архитектура, бизнес-администрирование, международные отношения, журналистика, информатика, компьютерное моделирование, системы и сети, инженерная физика.

Тбилисский гуманитарный учебный университет предлагает всего два русскоязычных направления: организация и управление бизнесом и стоматология.

Тбилисский медицинский учебный университет "Гипократ" предлагает русскоязычным студентам образовательную программу дипломированного медика и образовательную программу дипломированного стоматолога.

Госпрограмма для нацменьшинств

Для представителей этнических меньшинств, являющихся гражданами Грузии, но не владеющих грузинским языком, Национальный центр экзаменов и оценок переводит экзаменационные тесты. Для поступления в вуз они могут сдать экзамены на азербайджанском, армянском или русском языках. Сдавать на грузинском им придется только экзамен по грузинскому языку и литературе.

Помимо этого, государство дает им возможность при успешной сдаче экзамена по навыкам на родном языке поступить в высшее учебное заведение и после прохождения годичного интенсивного курса по изучению грузинского языка, а затем продолжить учебу на любом факультете по желанию.

Иностранные студенты в Грузии

В государственных и частных университетах Грузии по данным Национальной службы статистики "Сакстат" (Грузстат) на 2016-2017 годах учатся 8 тысяч 12 иностранных студентов. В сравнении с предыдущим учебным годом их число возросло на 1,369 человек.

Большинство иностранных студентов (4 тысячи 599) учатся в частных университетах. Это в основном граждане Азербайджана (2 тысячи 93 человека).

Что касается государственных университетов, то больше всего студентов здесь из Индии (1,389 человек).

Из иностранных студентов 3 тысячи 611 человек являются студентами бакалавриата, а 4 тысячи 401 - магистратуры, резидентуры или программы дипломированного медика-ветеринара.

Большая часть учащихся в бакалавриате (2 тысячи 235 студентов) выбрали социальные науки, факультеты бизнеса и права, а большая часть учащихся в магистратуре, резидентуре или по программе дипломированного медика-ветеринара (4 тысячи 232 человек) — факультеты здравоохранения и социального обеспечения.

В Грузию на учебу приезжают даже из таких стран, как Китай, США, Канада, Германия, Россия, Израиль, Великобритания, Франция, Испания и другие.

Дети приходят в школу в 6 лет и учатся 12 лет (классов). За это время дети проходят 3 ступени:

  • Начальная школа — 6 лет.
  • Основная школа — 3 года.
  • Средняя школа — 3 года.

Большое внимание в грузинских школах уделяется компьютеризации: каждый каждый ученик первого класса получает нетбук (подарок Президента) для записи и выполнения домашних заданий. Эти компьютеры производятся в Грузии на базе процессоров Intel. В компьютерах установлена специальная программа, которая делает процесс обучения более интересным. Что примечательно, это касается не только городских, но и деревенских школ. Но основное обучение проводится традиционно, по учебникам. Учебники выдаются бесплатно в начале года, а в конце года сдаются в библиотеку.

Изучение иностранных языков

Иностранный язык изучается с первого класса. В Грузии большинство школьников уже на этапе основной школы свободно владеют английским языком. С пятого класса школьники начинают изучать второй иностранный язык по выбору класса, многие школы выбирают русский язык. Раньше второй иностранный язык начинали изучать с седьмого класса, но было много недовольства в среде учителей и родителей, поэтому с этого года второй иностранный язык изучается с пятого класса, а третий по выбору учеников — с десятого класса.

В Грузии принята десятибалльная система оценивания. После 9 класса школьник получает документ, подтверждающий его успешное окончание основной школы. Еще через три года выдается аттестат о полном среднем образовании.

Организация школьной жизни в Грузии курируется попечительскими советами (в попечительский совет школы входят учителя, родители и ученики). Попечительские советы при участии Министерства образования выбирают директоров школ . После тестирования, собеседования в Министерстве образования кандидаты на пост директора предъявляют свой стратегический план развития школы попечительскому совету, и попечительский совет выбирает директора из нескольких кандидатов.

Для поступления в высшие учебные заведения необходимо сдать экзамены по обязательным предметам:

  • Иностранный язык (на выбор).
  • Математика.
  • Грузинский язык.

А также по тем предметам, которые предлагает ВУЗ для поступления на определенную специальность:

  • Литература.
  • История.
  • География.
  • Биология.
  • Химия.
  • Физика.

В 12 классе кроме основных обязательных предметов для абитуриентов дополнительно проводятся уроки по тем предметам, которые они сдают на вступительных экзаменах по соответствующей программе. Посещение этих занятий не контролируется.

Вместо уроков физического воспитания проводятся уроки спорта, созданы школьные лиги по разным видам спорта.

Изучаются новые предметы: мировая культура, гражданская самозащита и безопасность. С 11 класса изучается и еще один предмет — «Дорожные знаки и безопасность движения».

Учителя в Грузии

Отдельного внимания заслуживают учителя грузинских школ. Их заработная плата напрямую зависит от результатов специального тестирования. Каждые пять лет министерство образования контролирует общие знания: грузинский язык и историю, а также предмет, на котором специализируется учитель. Помимо основных положений в систему контроля входит знание английского языка и владение ИКТ. Если преподаватель отлично проходит сертификацию, его ждет существенная надбавка к зарплате. Аттестация и курсы повышения квалификации обязательны.

В этом году внедряется новая схема профессионального развития учителя. Сертификационные экзамены по предмету остаются в силе, но сдавать экзамен по профессиональным навыкам, интегрированный экзамен (ИКТ + английский язык) уже не требуется. Главное новшество в том, что учителя делятся на три категории:

  • 1 категория — несертифицированные учителя
  • 2 категория — это все сертифицированные учителя
  • 3 категория — практикующие в школе доктора наук

Чтобы перейти из одной категории в другую, необходимо набрать нужное количество «кредитов» в течение 3-4-х лет. Одной из форм набора «кредитов» является сдача экзамена по предмету, но также есть множество других вариантов: тренинги, учительские конференции, интегрированные уроки, авторство и соавторство печатной книги, инклюзивное обучение и другое.

После проведения реформ в области образования и интенсивного изучения английского языка в Грузию поступило более 1000 иностранных, говорящих на английском и других языках, учителей. Это педагоги из США, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании и других стран. Учителя приглашаются по запросу школы.

Совместно с государственными школьными учреждениями в Грузии занимаются педагогической деятельностью и частные школы. Наиболее распространены они при крупных высших учебных заведениях.

С 2012 года действует программа «Грузинский язык для будущего процветания» . Она предполагает обучение грузинскому языку в Кве́мо-Ка́ртли (Нижняя Картлия) и Са́мцхе-Джавахе́ти (отдаленные регионы Грузии), где основное население — армяне и азербайджанцы. Более 500 добровольцев едут в эти места и в негрузинских школах обучают местное население грузинскому языку. Для большей мотивации те из учащихся, которые заканчивают 12 классов со средним наивысшим баллом, получают серебряную или золотую медаль, а ученики, закончившие на 10 баллов 9 класс, награждаются персональными компьютерами.

Также проводятся национальные олимпиады , где победители награждаются денежными призами и путевками в летние лагеря. В 2012 году более чем в 100 школах Грузии открыты так называемые классы будущего, оснащенные суперсовременной техникой.

Всяческую помощь оказывает государство для развития инклюзивного образования . Во всех школах работает специальный педагог, помогающий учителям в работе с детьми-инвалидами.

Взаимодействие с родителями

Изменилась схема взаимодействия школы и учеников, школы и родителей. Государство перестало финансировать сами школы , а финансирует учеников. Финансовый ваучер, который выдается ученику безвозмездно, позволяет ему самому выбрать, в какой школе учиться и внести свои средства. Родители и сами могут принимать участие в контроле над бюджетом школы, вступив в попечительский совет. В попечительский совет входят учителя, родители и ученики.

В школах задействованы так называемые «мандатные», главной их задачей является обеспечение безопасности и дисциплины. Благодаря их работе в школах на 94% сократились случаи насилия, на 98% — вандализма, на 97% — факты ношения оружия.

Каждая школа является независимой юридической единицей. Это позволяет иметь независимый банковский счет. Школа может принимать пожертвования, сдавать в аренду помещения для того, чтобы получить дополнительные средства.

Выпускные и вступительные экзамены

Для снижения коррупции министерство образования вывело аттестационные и вступительные экзамены из компетенции школ и высших учебных заведений. Для этих целей был создан специальный экзаменационный центр.

Две системы тестирования учеников полностью различны. Аттестационные экзамены составляются независимой автоматизированной программой в режиме онлайн с закрытой интернет-связью. Ученики отвечают на вопросы, находясь в своих классах. Экзамен проходит под аудио- и видеонаблюдением. Также на тестировании находятся наблюдатели из других школ. Содержание экзаменов включает в себя программу знаний, начиная с 6 класса.

На самом деле, для тестирования грузинских школьников была разработана уникальная программа, которая самостоятельно подстраивается под знания ученика. Если ребенок ответил неверно, то следующий вопрос автоматически будет менее сложный, если верно, то и новое задание на порядок выше и по сложности, и по баллам.

Сдавая вступительные экзамены в высшее учебное заведение, школьник должен осуществить подготовку по 4 предметам:

  • Грузинский язык.
  • Иностранный язык (чаще всего английский — около 70%).
  • Навыки (логика). Включает в себя вербальную часть и математический тест. Тест основан на проверке логического мышления.
  • Предмет на выбор (в зависимости от требований выбранного ВУЗа).

Английский язык — обязательный. Для поступления в ВУЗ школьники могут выбрать другой:

  • Русский.
  • Французский.
  • Немецкий.

В последнее время была отмечена наибольшая популярность английского, затем русского, немецкого и французского языков.

На поступление в тот или иной ВУЗ важны баллы, полученные при сдаче вступительных экзаменов. На результат не влияют ни оценки школьного аттестата, ни наличие золотой медали.

Среднее специальное и высшее образование

За последние десятилетия образовательная сфера пережила большое количество реформ. Как утверждают сами преподаватели и чиновники, коррупция в этой области сведена к нулю. Например, до 2003 года попасть в высшее учебное заведение без серьезной суммы денег или влиятельных родственников было практически невозможно. Сейчас все решается по результатам Единого национального экзамена — аналог Единого государственного экзамена, который действует на территории РФ.

Приоритетом образовательных реформ является результат, открытость, равноправие граждан.

У учеников, которые закончили 9 классов, есть возможность поступить на первый уровень среднего профессионального образования. Через три года обучения, помимо диплома о среднем профессиональном образовании, студент получает аттестат о полном среднем образовании технической/профессиональной школы.

Высшее образование в Грузии делится на 4 уровня:

  • Бакалавриат первой ступени (дипломированный специалист).
  • Бакалавриат.
  • Магистратура.
  • Докторантура.

Оценки имеют либо балльную систему, либо буквенную.

Все высшее образование в Грузии платное. Правительством установлена конкретная стоимость обучения. Например, цена за год обучения на бакалавриате составляет 2225 лари — это приблизительно 56 тысяч рублей. Частные учреждения могут поднимать стоимость независимо от согласия правительства, поэтому стоимость обучения в таких заведениях может достигать 200 тысяч рублей.

При сдаче единого вступительного экзамена учитывается количество баллов, которые набрал ребенок. За высокие баллы ученик получает от государства грант на оплату обучения. При наивысших результатах государство финансирует 100% стоимости обучения, далее можно получить помощь на возмещение 70, 50 процентов.

Студент имеет право перевестись из одного высшего учебного заведения в другой за определенную плату. Так как Грузия участник Болонского процесса, аттестаты школьников имеют силу в любом государстве мира с аналогичной системой.

В настоящее время большинство крупных учебных заведений принимает на обучение иностранных студентов с Ближнего востока и соседних государств. Особым спросом пользуются медицинские ВУЗы. И наоборот, грузинские студенты становятся не редкостью, а закономерностью в зарубежных образовательных учреждениях высшего уровня: Йель, Кембридж, Оксфорд. За счет специального фонда лучшие ученики получают финансирование проживания и обучения за границей.

Министерство образования и наук Грузии ведет свою образовательную политику конкретным, общедоступным путем, который признан во всем мире. Специалисты, которые владеют английским языком и компьютерными технологиями в совершенстве, всегда будут востребованы не только в своей стране, но и за рубежом.

Фото : Георгий Базаев, Частная школа "Интеллект", г. Тбилиси, Грузия. Благодарим за помощь в написании статьи: Нестан Беридзе (дополнения и правки), Ирму Пхакадзе, Лелу Чорголашвили, Николаза Чхартишвили.

Была основана «Высшая риторическая школа» - Колхидская академия . Обучение здесь велось на грузинском и греческом языках. В академии изучались риторика, философия, физика, математика, логика .

Средние века

В начале XI века Грузия стала централизованным государством, что сказалось на развитии ремёсел, торговли и культуры. Развитие культуры отразилось на развитии образования. Так, основанная в 1106 году царём Давидом IV Строителем Гелатская академия стала одним из крупнейших научно-просветительных центров Ближнего Востока. В академии работали такие мыслители, как Иоанэ Петрици и Иоанэ Шавшели. Они занимались переводами и создавали оригинальные произведения. В академии преподавались геометрия, арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика и музыка .

Влияние западноевропейской системы образования и Ви­зантии на школу средневековой Грузии было довольно сильным. Вместе с тем в школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение на­циональные традиции, особенности истории, языка и культуры .

XIX век

В 1804 году в Тбилиси открылось училище для благородных детей, которое в 1830 году было преобразовано в гимназию. Это была первая официальная светская школа, из которой вышли некоторые выдающиеся деятели новой грузинской культуры: Григол Орбелиани , Дмитрий Кипиани , Николоз Бараташвили . В 1850 году гимназия открылась в Кутаиси . В то время и при мужских, и при женских гимназиях существовали пансионы .

В 1830 году в семи уездах Грузии открылись светские начальные училища. Для подготовки священнослужителей царская власть создавала духовные училища. В 1817 году в Тбилиси была открыта духовная семинария . С 1818 года стали открываться духовные уездные и приходские училища. В семинарии принимались представители всех сословий .

В крупных населенных пунктах начали появляться частные школы, в которых учились дети из состоятельных семей. К 40-м годам действовало мало сельских школ для крестьянства, особенно в 3ападной Грузии. В 1860 году в Грузии было 145 учебных заведений всех видов, в которых числилось 7850 учащихся .

XX век

В 1914-1915 годах на территории современной Грузии действовали 1765 общеобразовательных школ, из которых 1677 - начальных , с 157 100 учениками и 5858 преподавателями .

В начале века процент грамотности среди населения составлял 21,9 %. К 1927 этот показатель вырос до 47,5 %. Несмотря на действия государства , направленные на увеличение числа грамотных граждан, неграмотность среди взрослого населения всё ещё была высока .

Современность

Среднее образование

Начинается с шести лет. Имеет три уровня: начальная школа (6 лет), основная школа (3 года), средняя школа (3 года). По окончании основной школы школьники получают аттестат об основном образовании, а по окончании двенадцатого класса - аттестат о полном среднем образовании. Принята десятибалльная система оценок .

К обязательным предметам относятся химия , физика , биология , география , история , грузинский язык , литература , один из иностранных языков и математика .

Школами управляют попечительские советы, которые избирают директоров школ по представлению от Министерства образования и науки.

По данным на 2012 год, 92,1 % лиц в возрасте от 5 до 14 лет посещают учебные заведения. На каждого учителя приходятся 14-16 учеников. Зарплаты преподавателей зависят от их опыта и квалификации и примерно равны 137-200 долларам США .

Среднее специальное образование

После 9 класса школы можно поступить на первый уровень среднего профессионального образования. Через три ступени к диплому о среднем профессиональном образовании выдаётся аттестат о полном среднем образовании профессиональной/технической средней школы, либо специализированной средней школы.

Высшее образование

Высшее образование является платным. Для поступления в вуз требуется сдача Единого национального экзамена (ЕНЭ). Это экзамен по 4 предметам: логические навыки, грузинский язык и литература, иностранный язык и экзамен на выбор .

Существует 4 ступени высшего образования:

  • Дипломированный специалист (бакалавр первой ступени)
  • Бакалавр
  • Магистр
  • Докторант

Используется 100 % (балльная) и буквенная система оценки (от А до F).

Существуют три степени типа высшего образования: университет, магистратура и колледж .

Язык обучения

Согласно грузинскому законодательству, в общеобразовательных учебных заведениях языком обучения является грузинский, а в неконтролируемой грузинской властью Абхазии - абхазский и грузинский. Граждане Грузии, для которых грузинский язык не является родным, имеют право получить образование на своём родном языке в соответствии с учебным планом. В специализированных школах, деятельность которых направлена на обучение детей с нарушениями слуха и зрения, применяются язык жестов и шрифт Брайля соответственно.

Напишите отзыв о статье "Образование в Грузии"

Примечания

Литература

  • Колхидская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  • Гелатская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Образование в Грузии

– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

Независимая страна на протяжении последних двадцати лет, с момента падения Советского Союза, Грузия предлагает богатую историю и культуру в регионе Кавказа. Граничит на берегу Черного моря, России, Турции, Армении и Азербайджана, в стране проживает около 4,5 млн. человек. Хотя он пережил период беспорядков и экономических проблем немедленно после распада СССР на протяжении большей части 1990-х годов, после революции роз в 2003 году, она в значительной степени достигнута стабильность и теперь регулирует себя как полу-президентской республикой. Он является членом Совета Европы и, как говорят, стремящихся вступить в НАТО и Европейский Союз. Интересно, что языком Грузии не имеет отношения к большинству других языков во всем регионе, так как он является членом семьи картвельских языков.

Грузия привлекла к себе внимание многих людей по всему миру в течение короткого военных действий против России в 2008 российско-грузинской войны в Южной Осетии и Абхазии. Грузия по-прежнему продолжает рассматривать регионы как часть их суверенной территории с Россией, их занимающие, с военного правления.

Грузия известна во всем мире своей богатой винодельческой истории. Это один из старейших винодельческих стран в мире, с некоторыми археологами полагая, что плодородные долины регионе Южного Кавказа являются местом первого выращивания винограда и производства вина более 8000 лет назад. В то время как виноград, не так широко известны в западном полушарии, они высоко ценятся и востребованы по всей Центральной и Восточной Европе.

Грузия также привлекает множество туристов своим разнообразием минеральных источников и курортов четырех объектов всемирного наследия. Многие люди во всем мире приходят, чтобы оценить красоту и богатую культуру страны может предложить.

Практическая информация о Грузии

Одна из самых больших потрясений культуры, что многие поступающие из западных стран могут возникнуть является распространенность религии в единое общество. Большинство нации описывает себя как православные, принадлежащие грузинской православной церкви, хотя число регулярных участников литургии существенно ниже. Конституция допускает свободу вероисповедания, а также несколько религиозных меньшинств, таких, как католики и евреи, живших по соседству с грузинской православной на протяжении веков с несколькими проблемами. Грузия также известен своими местными любовь к музыке и использования продовольствия для облегчения общественных мероприятий. Грузины, как правило, очень гостеприимные люди и часто приветствуют людей с едой и питьем.

Климат в Грузии разделена на две основные зоны. Западная Грузия значительно влажнее, с годовым осадков от 1000 до 4000 мм.В то время как равнинные области, как правило, должны быть слегка теплыми в течение всего года, тем более горных районах испытывают более прохладную погоду, в том числе снежной зимой. Восточная Грузия стремится, чтобы испытать больше теплым летом и холоднее зимой.

Студенты, приезжающие в Грузию, как правило, ответственность за свои собственные медицинского страхования, со многими выбор для въезда в страну со своей собственной международной политики. Студенты из стран Европейского союза, США и ряде других стран могут оставаться в стране до 360 дней без визы.

Многие студенты считают стоимость жизни в Грузии, будет ниже, чем то, что они привыкли у себя на родине. Как правило, люди могут получить, удобно на около 100-200 USD в неделю. Студенты должны отметить, однако, что многие банкоматы не принимают иностранные карты и наличные деньги, как правило, предпочтительный способ оплаты.

В Украине мода на Грузию - изучают ее примеры, активно раскупают дешевые авиабилеты, проявляют чудеса «братской солидарности». Мы чаще говорим о реформе силовых ведомств, либерализации экономики, но не о системе образования в Грузии. А система эта тоже непростая и заслуживает внимания. Мы пообщались с экспертом по этому вопросу – Кахой Ломадзе (Kakhaber Lomadze), лидером Студенческого молодежного союза Грузии, лоббирующего интересы общественности в реформе образования.

Путь реформ и преобразований

Наша организация основана в 2002 году, ее учредители – студенческие объединения действующих в нашем городе вузов и Колледжей. Основным направлением деятельности сначала была защита прав студентов. Так что уже тогда мы занимались проблемами образования (в основном среднеспециального и высшего). Сейчас это основная деятельность Студенческого молодежного союза (Student-Youth Council).

Сейчас Украина переживает тяжелые времена – разговоры про образование и культуру не кажутся такими актуальными, как война или обеспечение армии. Как вы смотрите на эту проблему? Как с этим справлялась Грузия?

В Грузии в 90-х годах была схожая ситуация – Гражданская война, конфликты с Абхазией и Осетией – у нас тоже было время, когда образование и культура были на втором плане. Увы, так всегда происходит, когда ситуация в стране напряженная. «Когда говорят пушки, музы молчат». Грузия смогла справиться только при нормализации ситуации; к сожалению, нет никаких универсальных рецептов.

Конечно, в такое время нельзя делить проблемы на маленькие и большие. Если сейчас не обращать внимания на образование и культуру – это потом уже сказывается. Так случилось в Грузии – был недостаток квалифицированных кадров, потому что практически у целого поколения не было возможности получить образование.

- Опишите основные черты современной системы образования в Грузии.

Грузия прошла довольно длинный путь реформ и преобразований. Что мне нравится – не было страха перед экспериментами. Исходя из накопленного опыта, снова и снова вносились изменения. Министерство образования не боялось прислушиваться к мнениям экспертов, представителей НГО (негосударственных организаций – ред.) , работающих в этой сфере. На этом этапе основными чертами я назвал бы:

  • упор на повышение компьютерной грамотности в начальной школе: все первоклассники в Грузии получают специальные ноутбуки;
  • начиная с 2013 года ученики получают бесплатные учебники, которые потом возвращают школе;
  • как средние школы, так и вузы, управляются выборным органом (Попечительским советом, в которой входят родители, преподаватели, старшеклассники или студенты). У совета широкие полномочия: назначение и увольнения директора школы/ректора вуза, утверждение и контроль бюджета школы/вуза.

К сожалению, после 2010 года Министерство образования вернуло себе право назначать директоров школ без согласования с Попечительским советом и увольнять его членов без предварительного уведомления;

  • новая модель финансирования школы/вуза – система индивидуального финансирования: деньги «следуют» за учеником или студентом. Так бюджет школы/вуза зависит от количества учащихся. По отношению к вузам это касается абитуриентов, успешно сдавших вступительные экзамены и получивших финансирование от государства (грант). Школы с малым количеством учеников (провинциальные или высокогорные) получают дополнительную субсидию. В вузах, конечно, существует платное обучение.
  • введение единых вступительных экзаменов в вузы искоренило коррупцию при поступлении. Экзамены проводятся в один и тот же день по единой программе. Проводит их отдельная, независимая от Министерства образования, организация – «Национальный экзаменационный центр»;
  • совершенствующиеся стандарты обучения, переподготовка кадров, сертификация учителей – все это способствует не только повышению квалификации педагогического состава, но и заинтересованности в ней учителей. Зарплата педагогического коллектива напрямую связана с прохождением сертификации и получением лицензии на образование;
  • вузы в Грузии проходят обязательную сертификацию, при которой учитывается не только квалификация лекторов, но и площадь (от неё зависит количество студентов), наличие библиотеки, современной материально-технической базы и даже спортплощадки;
  • также после реформы 2010 года в школах была организована система охраны (мандатуры) для поддержания дисциплины как учащихся, так и педагогического состава. Мандатуры находятся под управлением Министерства образования и сообщают о нарушениях правил непосредственно руководителю в Министерстве;
  • много сделано для учеников с ограниченными возможностями: школы начали оборудовать пандусами, специальными туалетами, школы-новостройки – лифтами. Начали работать координаторы инклюзивного образования.

Реформа практически проведена активистами гражданского общества

- На какие мировые образцы ориентировались реформаторы, когда строили систему образования?

Помню, этот вопрос задали Александру Ломая – министру, при котором начинались реформы. К сожалению, не могу привести целиком его ответ, но главное – Грузия не старалась слепо копировать примеры (даже если они были успешными), а брала все лучшее, учитывая особенности страны. Можно сказать, реформа образования Грузии – синтез Европейских и Американских образцов.

В какой мере привлекались студенты, активисты гражданского общества в выборе пути развития высшей и средней школы?

Студенты сыграли важную роль в том, что реформа вузов в Грузии вообще началась. Разные студенческие объединения активно выступали против коррупции, которая властвовала в институтах.

Что касается активистов гражданского общества – можно сказать, практически ими и была проведена реформа. После Революции Роз очень много представителей НПО начали работу в государственных структурах и стали авторами ряда реформ, проводимых в Грузии. Хорошо, что Министерство образования не встречало «в штыки» рекомендации, которые подавали представители общественности.

Могу сказать, наша организация в данный момент работает над рекомендациями по неформальному образованию в средних школах и готовится их предоставить – у нас нет никаких проблем с контактами: как в самих школах, так и в Министерствах.

Трудно балансировать и не перейти в “идеологическое воспитание”

В Украине есть предложения вернуть в школы пятнадцатиминутки «Политической информации», чтобы информировать школьников о текущей политической ситуации. Как вы оцениваете такую инициативу?

Я лично категорически против. Для младших классов это будет непонятно (да и не нужно), а школьники средних и старших классов и сами в состояние получить информацию. В наш век, когда с помощью интернета есть возможность оперативно получить информацию, проводить политзанятия – это… возврат в тёмное прошлое. Даже если предложение будет принято – каковы гарантии, что это не будет «идеологически правильная информация»?

Должна ли школа заниматься патриотическим воспитанием? Как найти грань между «просвещением» и «идеологией»?

На этот счет у нас давно идут споры – на этой тонкой границе трудно балансировать и не перейти в «идеологическое воспитание». Во время президентства Саакашвили была попытка ввести в систему образования предмет «Военно-патриотическое образование». Он потом трансформировался в «Гражданскую оборону». Этот предмет включает в себя вопросы вроде безопасности на дорогах (для младших классов), действий при стихийных бедствиях… То есть, это не направлено на подогревание «любви к Родине», преданности Отечеству, стремления служить интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В 2004–2012 годах проводились летние лагеря для школьников (X-XII классы) под названием «Патриот». Заявленной целью было: «Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание Патриотического духа». Сейчас эти молодёжные лагеря трансформировались в «Лагерь будущего».

- А что бы вы сказали о религиозной составляющей образования? Должны ли лежать в основе некие «ценности»?

Ооо… религия – довольно-таки сложная тематика в Грузии. Я не готов ответит на этот вопрос.

Терни

- Какое образование вы хотели бы получить, если бы появился второй шанс?

Даже не задумывался над этим. Наверное, был бы второй шанс, больше времени и внимания обращал бы на получение образования неформальными методами. Хорошо, когда есть академическое образование, но, исходя из моего опыта, есть сферы, в которых можно лучше и качественнее получить образование через тренинги, семинары, дистанционные курсы.

Поделюсь смешной историей из Крыма, откуда недавно вернулась. На курсах для школьных психологов эксперты из Санкт-Петербурга рассказывают о главных проблемах современных российских школ. Говорят, первая проблема - детский суицид, вторая - травля школьников. Крымские психологи зашумели, начали возмущаться – у них таких проблем нет. В ответ эксперт помахал головой и сказал убедительно: «Ничего, вы теперь в России – будут». Какие основные проблемы в современной грузинской школе? ;-)

Это, конечно, не суицид и травля – надеюсь, никогда не будут;-) Но проблемы, конечно же, есть:

– инфраструктуры школ. В подавляющем большинстве здания требуют капитального ремонта: нет соответствий санитарно-гигиеническим нормам. Хотя с начала реформ было построено и отремонтировано много школ, это лишь капля в море;

– качество образования значительно отличается между Тбилиси и сельскими регионами Грузии;

– среднее качество преподавания конкретных предметов в школе. Преподавание на этапе начального образования – грузинского, истории – довольно хорошее, но вот естественных наук (биология, физика, химия) – хуже. Это обусловлено отсутствием необходимого количества квалифицированных учителей;

– из-за низкого качества школьного образования и больших требований на единых экзаменах в Грузии большие масштабы частного репетиторства;

– после реформы 2010 года – потеря полной независимости школ;

– еще одна проблема – высокая (для Грузии) плата за обучение: абитуриент из социально незащищенной семьи, не получивший государственный грант, остается без доступа к высшему образованию.

- Есть ли механизмы сотрудничества между системой образования и рынком труда? Бизнесом?

Прямых, как бы прописанных на уровне закона, механизмов, к сожалению, нет. Но подавляющее большинство вузов сами налаживают контакты с бизнес-сектором и предоставляют студентам возможность прохождения стажировки по специальности и трудоустройства. В Грузии есть несколько частных вузов, (не хочу их называть, чтобы не обидеть кого-нибудь) выпускники которых получают практически 100% гарантию занятости.

Государство, конечно, старается внести свой вклад в способствование занятости выпускников, проводятся исследования для выяснения требований рынка труда, круглые столы между представителями вузов и бизнес-сектора. Есть несколько факультетов (в основном технических), учеба на которых полностью оплачивается государством. В последнее время уже идут разговоры о введении закона или правового акта, который обязывал бы представителей бизнес-сектора и государственных служб предоставлять места для стажировки.

Какие есть возможности для украинцев получить образование в Грузии? Какие специальности вы бы посоветовали?

Я знаю, что в Грузии обучается довольно-таки много студентов из разных стран. К сожалению, у меня нет данных, сколько конкретно – из Украины, или на каких факультетах они учатся. По исследованиям, выбор студентов в основном обусловлен тем, что у нас низкая плата, плюс высокий уровень обучения. Традиционно популярно обучение в медицинском университете – по данным на 2013 год, здесь училось около 1000 студентов из 27 стран. Популярен также экономический факультет государственного университета – в 2014 году практически удвоилось количество иностранных студентов; всегда высок уровень образования в Грузинском техническом университете.

Я думаю, что абитуриенты из Украины смогут найти подходящий вуз в Грузии, и не только государственный – у нас много частных вузов с высоким уровнем образования.

Фото: соцмережі, racurs.ua, gdb.rferl.org, 21region.org.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .