Учебник: Социальная педагогика. Контрольная работа социально-педагогическая деятельность

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со­стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак­тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест­венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные


изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече­ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер­ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

В широком плане это, например, процесс социального развития че­ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со­циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи­ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен­тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес­кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали­зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи­вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз­ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо­го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про­цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес­сиональной деятельности очень важно для социального работника.

По своей сущности внешний социально-педагогический про­цесс - это целенаправленная последовательность действий социаль­ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече­ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес­кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

При рассмотрении содержания социально-педагогического про­цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен Для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре­деленной цели. Функциональный определяет особенности профессио-


Социальная педагогика



Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 35

нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе *(по-дэтапе). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъ­екта и объекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея­тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес­кого процесса.

Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

Внешний социально-педагогический процесс также включает оп­ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую­щие (структурный подход):

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации вы­бранной педагогической технологии);

3-й - результативный.

В литературе чаще встречается функциональный подход при вы­делении этапов, например: диагностико-прогностический, выбора тех­нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен­него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги­ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:


Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- п едагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти­рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про­блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор­ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес­ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред­метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с
этим социальные проблемы;

б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по­
зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;

в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа­
ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе­
ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ­
нику;

г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность
для самореализации.

При взаимодействии социального работника с человеком, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе­дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;

б) сформулировать его основные социально-педагогические про­
блемы;

Показания;

Предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;

Советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.

Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че­ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле­дующему подэтапу.

Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело­века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка­честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность Педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут­реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать Динамику его проявления.

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 37

Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа­ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль­но-педагогическими процессами:

а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности
изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги­
ческим процессом, а именно:

Направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

Возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально-
педагогическим процессом, а именно:

Способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

Способность социального работника обеспечить достижение про­гнозируемой цели;

Соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.

Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста­точно полной информации о личности клиента, необходимой соци­альному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.

В начале своей профессиональной деятельности специалист (со­циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо­биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности \ и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно­зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре­тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро­вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической" деятельности.

Основываясь на личностном понимании своего социального пред­назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен­ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра­ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.


Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом.

В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи­ло решить для ее достижения.

Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм­пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель­ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости­жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част­ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав­ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра­ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес­кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не­
обходимо знать: ,

Социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

Индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;

Цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за­дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;

Условия реализации технологии (в специализированном центре, Дома);

Формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до­машних условиях; в центре социального обслуживания);

Свои возможности в применении той или иной технологии;

Временные возможности для реализации технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не­сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ­ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю­чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 39

В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из тех­нологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти­мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото­вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа­ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком­плексность и интенсивность деятельности.

Как правило, реализация технологии предусматривает определен­ное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея­тельности по достижению цели.

Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль­ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела­ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест­ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

Второй этап - основной - непосредственной деятельности по ре­ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето­дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче­ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта-пов проводится вся предшествующая деятельность.

На втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.

Завершается он достижением в той или иной степени поставлен­ной цели.

Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

а) предварительная оценка результативности процесса деятель­
ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш­
него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе­
ни человек может реализовать себя в естественной среде
жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож­
ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле­
ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов реабилита­
ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова­
тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды
общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная
адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея­
тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво­
ляет ее считать заключительной операцией;

в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и
его результативности;

г) общие (итоговые) выводы по реализации социально-педагоги­
ческого процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще­ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи­более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже­ние рационального результата.

Каковы пути повышения эффективности деятельности социально­го работника?

Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле­дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со­вершенствования:

а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со­
ответствующей адаптации, реабилитации;

б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по
самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер­
кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает не пас­
сивным фактором, а активным самосозидателем;

в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса,
который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут­
ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;

г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент.
Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен­
него социально-педагогического процесса клиента.

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 41

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму- I щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь 1 усиления его эффективности - повышение действенности каждого \ этапа, в том числе:

Повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

Качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха- ] рактеристика клиента;

Умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов­ленных внешним социально-педагогическим процессом;

Достаточно точное определение социально-педагогической (соци- \ ально-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - це­левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада­чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

Умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно­логии;

Выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа-1 ции;

Обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея- | тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического процесса);

Обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги-1 ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

Обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион- 1 ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст-1 вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и,| наиболее полная реализация их возможностей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».

2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги- 1 ческого процесса.

3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про- | цесса.

4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического | процесса.

5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- I цессов?

6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.

7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Внутренний социально-педагогический процесс.

2. Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерее П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М„ 1982.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.

3. Подласый ИЛ. Педагогика. М., 1996.

4. Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М, 2000.

6. Стефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.


Глава 4. Педагогика социального становления личности

Раздел II СОЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава 4 Педагогика социального становления личности

Социальное формирование личности - естественный непрерыв­ный процесс. От него зависит, каким становится человек как лич­ность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социальное развитие человека;

2) социализация человека как социально-педагогическое явление;

3) особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.

В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику развития соответствующего социального явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального работника, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. На каждом из этапов выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать своеобразие одного этапа от другого.

В теоретическом и практическом плане необходимы определенные критерии оценки того, что получило качественное изменение на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального работника они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявлении своеобразного отклонения.

Рассмотрим содержание социально-педагогического процесса как развитие (изменение) какого-либо характерного социального явления, социального развития человека в целом.

В широком плане социально-педагогический процесс – это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. Такой социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и проявления человека на каждом этапе его возрастного развития. Современной возрастной психологией и педагогикой выявлены особенности развития человека на протяжении всей его жизни, выделены в нем определенные этапы (этапы возрастного развития), их качественные и количественные характеристики. Эти знания помогают социальному работнику определять цели и характер своих действий в социальной среде по отношению к конкретному человеку в зависимости от его возраста.

В узком плане социально-педагогический процесс как изменение (развитие) того или иного качества, особенностей человека, его индивидуальных возможностей представляет собой результат саморазвития, самосовершенствования, а также целенаправленного влияния социального педагога по отношению к нему, воздействия на него социальной среды.


Знание содержания, особенностей протекания процесса развития определенного качества личности позволяет специалисту предвидеть особенности его динамики и, ориентируясь на нее, организовывать и реализовывать свою деятельность.

По своей сущности социально-педагогический процесс – это целенаправленная последовательность действий социального работника (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении),

овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, подэтапы социально-педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.

Всякий процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) – субъект. Этот специалист реализует ту последовательную деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной цели.

Субъект процесса – это либо подготовленный специалист, либо родственник, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

Позиция субъекта в воспитании определяется, прежде всего, его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом данного общества, другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности.

Вторым ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность процесса, выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания.

Список литературы

1. Басов, Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 256 с.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

3. Бочарова, В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход / В. Г. Бочарова. – М.: ИПСР РАО, АСОПиР РФ, 1999. – 184 с.

4. Краевский, В. В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 113–118.

5. Кроль, В. М. Психология и педагогика / В. М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2001. – 319 с.

6. Липский, И. А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики / И. А. Липский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 13–20.

7. Липский, И. А. Социальная педагогика: методологический анализ / И. А. Липский. – М.: ТЦ "Сфера", 2004. – 320 с.

9. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.

10. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 200 с.

11. Никитин, В. А. Начала социальной педагогики: учебное пособие / В. А. Никитин. – М.: Флинта, 1998. – 72 с.

12. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 640 с.

13. Пискунов, А. И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание / А. И. Пискунов // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 59–63.

14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1993. – Т. 1 – 608 с.

15. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993. – Т. 2 – 672 с.

16. Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В. О. Скворцова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.

17. Словарь по социальной педагогике / сост. Л. В. Мардахаев. – М.: "Академия", 2002. – 368 с.

19. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

20. Филонов, Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции / Г. Н. Филонов. – М.: ЦСП РАО, 1995. – 26 с.

21. Филонов, Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 1996. – № 6. – С. 35–40.

22. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика / Г. Н. Штинова, М.

А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под ред. М. А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 447 с.

Глава 2
Социально-педагогическая деятельность как процесс

§ 1. Сущность и содержание социально-педагогического процесса

Понятие "процесс" происходит от лат. processus – продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов .

В педагогической литературе широко используется понятие "педагогический процесс". Впервые ввел это выражение и раскрыл его сущность, содержание В. П. Каптерев в труде "Педагогический процесс" (1904). Под педагогическим процессом он понимал "всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу" .

Единого подхода к определению педагогического процесса нет. Наиболее типичными являются следующие:

– специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников для решения развивающих и образовательных задач (В. А. Сластенин);

– специально организованная и последовательно осуществляемая во времени педагогическая деятельность в рамках определенной воспитательной системы, направленная на достижение конкретного результата обучения, воспитания, профессиональной подготовки (Л. В. Мардахаев);

– совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т. А. Стефановская);

– развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели, приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых; процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности (И. П. Подласый).

Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управляющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников. Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса необходимо для внесения корректив в соотношение собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления с целью эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач (В. А. Сластенин).

В социальной педагогике педагогический процесс рассматривается со следующих позиций:

– развитие, изменение человека, его качеств, индивидуальных возможностей как результат социально-педагогической работы с ним;

– целенаправленная совокупность последовательной социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов), осуществляемая во времени и в рамках определенной социально-педагогической системы. Такая деятельность направлена на достижение конкретного результата индивидуального (группового) социально-педагогического взаимодействия .

На этом основании социально-педагогический процесс представляет собой последовательное закономерное развитие (понимаемое как качественное изменение) какого-либо социально-педагогического явления (к примеру, социальных качеств личности – внутренний процесс) и обусловленную им целесообразную последовательность действий (сама социально-педагогическая деятельность) социального педагога, работника, воспитателя, их взаимодействие с клиентом (воспитанником), что обеспечивает достижение определенной социально-педагогической цели (внешний процесс) (В. А. Никитин, Л. В. Мардахаев).

§ 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

По своей сущности социально-педагогический процесс, как отмечает В. А. Никитин – это "целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта" .

Процесс социально-педагогической деятельности имеет определенную структуру: субъект, объект, этапы и подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап социально-педагогического процесса имеет свои компоненты и определенные условия среды, которые обеспечивают ему наиболее оптимальное протекание и достижение оптимального результата.

Так, Л. В. Мардахаев выделяет внутренний и внешний социально-педагогический процесс. По мнению педагога, внутренний педагогический процесс , его этапы (стадии, периоды) характеризуют возрастные, качественные или количественные изменения (развитие) личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Этапы определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяют наиболее характерные возможные качественные изменения, позволяющие отличать один этап от другого.

Внешний социально-педагогический процесс обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное или сдерживает негативное развитие, благодаря ему наиболее полно реализуется потенциал внутренних периодов развития личности. По своей сути внешний социально-педагогический процесс представляет собой целенаправленную последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленную необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта.

При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса, Л. В. Мардахаев и В. А. Никитин выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный подход определяет компонентный состав социально-педагогического процесса, который может иметь условный или функциональный характер, что весьма важно для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

# # # ## #
## ## ## # # ##
# # # # # #
# # #### # #
# # # # #
### ### # #### ###

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Сущность понятий "социально-педагогическая поддержка" и "неполная семья". Педагогические условия успешной социально-педагогической поддержки детей из неполных семей. Опытно-поисковая работа по реализации программы социально-педагогической поддержки.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Категории детей с проблемами в социализации и социально-педагогическая работа с ними. Основные виды социально-педагогической деятельности. Содержание и формы социально-педагогической работы в начальной школе. Структура школьной социальной службы.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента. Особенности организации работы социально-педагогической работы в школе и система деятельности социального педагога. Содержание технологии менеджмента социально-педагогической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2012

    Становление социально-педагогической деятельности в Росии. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь. Законодательная основа. Практическая деятельность социального педагога.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Сущность, функции и принципы измерения как основы социально-педагогической диагностики. Объект социально-педагогической диагностики Н.К.Голубев, К.Д.Радина. Структура и уровни социально-педагогической диагностики. Гипотезы и решения. Этика исследователя.

    монография , добавлен 21.02.2009

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Понятие социально-психологической адаптации у детей в приемных семьях, деятельность социального педагога. Социально-педагогическая деятельность, направленная на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов - определенный процесс.

Нам необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса;

2) общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса

Понятие «процесс» происходит от лат. processus - прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

Внутренний педагогический процесс , по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;

б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;

в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.

По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как: а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности; б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например, с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности; в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.

Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.

Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) (внутренний процесс) и обусловленную им целесообразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).

Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса. Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11