Научно-педагогическая деятельность. Научная организация труда педагога доу

Особенности научно-педагогической деятельности .

Повышение квалификации, профессиональная подготовка, и переподготовка научно-педагогических кадров сегодня становится одним из приоритетных направлений в государственной политике. В настоящее время остро стоит вопрос, как о повышении качества научной деятельности, так и о воспроизводстве научных и научно-педагогических кадров. С одной стороны передаспирантурой стоит задача, нацеленная на подготовку ученых-специалистов способных обеспечить интеграцию науки и производства и с другой стороны задача воспроизводства научно-педагогических кадров для системы высшего профессионального образования. Эти задачи нашли своё отражение в концепции федеральной целевой программы«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

На сегодняшний день исследования, посвященные научно-педагогической деятельности делают акцент на одной из составляющих эту деятельность. Это на наш взгляд объясняется сложившейсяситуацией. С одной стороны стоит проблема отсутствия педагогической подготовки у ученых-специалистов, с другой стороныпреподаватели вузов, получившие базовое высшее педагогическое образование не имеют навыков научно-исследовательской деятельности.

Анализ научно-педагогической деятельности необходим для построения модели этой деятельности и соответственно модели преподавателя высшей школы как идеальной модели выпускника аспирантуры.

На наш взгляд научно-педагогическую деятельность необходимо рассматривать как профессиональную деятельность преподавателя вуза, так как вузовский преподаватель по определению должен быть также и научным работником. В свою очередь коммуникативный компонентнаучной деятельности является её неотъемлемым компонентом и подразумевает передачу полученных знаний ученикам. Как известно под профессиональной деятельностью понимают род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием. Каждая профессиональная деятельность имеет ряд особенностей.

Специфика научно-педагогической деятельности обусловлена её многокомпонентностью, включая в себя как научную, так и педагогическую составляющие. Под научной деятельностью мы понимаем процесс производства нового научного знания в условиях индивидуальной или коллективной форм научно-исследовательской работы. Основными компонентами научной деятельности являются её субъект и объект.

Субъектом может быть как отдельный человек, так и коллектив. В нашем исследовании мы рассматриваем индивидуальную научную деятельность. Согласно А. М. Новикову для научной деятельности характерно:

Ограниченность цели научной работы: цель ставится заблаговременно

Преемственность исследований;

Строгость понятийно-терминологического аппарата;

Обязательность публикации результата;

Плюрализм научных мнений;

-коммуникативность ;

Внедрение результатов в практику.

В структуре научной деятельности А. М. Новиков выделяет

Субъект – исследователь;

Объект исследования, вычленяемый самим исследователем;

Предмет – как идеализированный аспект объекта, как мысленный конструкт, выделяемый сами исследователем;

Результат - объективно новое научное знание.

Говоря о продукте, результатенаучной деятельности В.С. Леднев указывает на следующую егоособенность: в силу специфики деятельности происходит не только приращение знания (новое знание) об исследуемом объекте, (объектный продукт) но так же происходит прирост в тв орческом развитии самого человека (внутренний, субъектный результат). Таким образом, научная деятельность является основой для личностного развития исследователя, преподавателя.

Наиболее полно проблема профессиональной деятельности в гуманитарной сфере освещена в работах посвященных исследованию педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина , А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.В. Кондратьева).Анализ этих работ, позволяет нам выделить следующие функциональные компоненты данного вида деятельности: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские умения. Но в связи с различием целей, объектов, методов этих двух видов деятельности сочетание структурных элементов своеобразно и содержит ряд специфических особенностей. Это так же обусловлено тем, что во - первых любая человеческая деятельность имеет две формы – практическую и теоретическую, которые отличаются характером получения основного продукта. Особенность практической деятельности заключается в том, что она направлена на преобразование конкретной ситуации, а целью теоретической деятельности является проектирование и влияние способа этого преобразования на основе вскрытия закономерностей. Но обе формы деятельности, образуют систему, поскольку теоретическая выделяется в особую из первоначальной практической деятельности лишь на определенном уровне, и её продукт в конечном итоге включается вновь в практическую деятельность.

В научной работе преподавателя, как отмечает З.И. Есарева ,преобладает теоретический элемент, а педагогическая работа включает в себя и практическую и теоретическую деятельности.

В научной работе проектировочная деятельность, выражаемая в гипотезировании , моделировании научного поиска имеет решающее значение. В педагогической деятельности наряду с проектированием педагогического процесса существенную роль играют собственно конструктивные умения преподавателя.

Существенное значение в педагогической деятельности имеют организаторский и коммуникативный компоненты. Ведущим компонентом всё же является конструктивный компонент, связанный с конструированием и переконструированием учебной информации на уровне современной науки.

Также,анализ исследований по этой проблеме,позволяет нам выделить еще дваобщих компонента,свойственных этим двум видам деятельностиэто - исследовательская и творческая составляющие.

Специфической потребностью, реализуемой в исследовательской деятельности, является потребность в новом знании. В деятельности преподавателя добывание нового знания не является самоцелью. Оно необходимо как средство достижения желаемых результатов образования и совершенствования педагогической деятельности.

Во-вторых, как отмечает М.Г. Ярошенко научную деятельность необходимо рассматривать с учетом важнейших аспектов научного творчества – предметно-логического, отражающего логику развития научного знания, личностно-психологического, раскрывающего индивидуально-личностные особенности субъекта научной деятельности, и социально-научного, характеризующее научное общество в целом.

Анализ работ посвященных проблеме профессионализма в структуре профессиональной деятельности специалиста с точки зрения субъектного подхода позволяет выделить в целом следующие компоненты:

Система необходимых знаний, умений и навыков.

Система психофизиологических и психологических качеств, необходимых для успешного освоения данной профессии.

Система операциональных компонентов (цели деятельности, задачи и т.д.).

Необходимо также отметить, что в основе успешности профессиональной деятельности лежит система индивидуально-психологических и профессионально-обусловленных свойств субъекта деятельности. Исходя из выше сказанного,мы можем рассматривать деятельность на уровне:а) субъекта, как систему взаимосвязанных его индивидуально-личностных и профессионально-обусловленных свойств; б)на уровне деятельности включая анализ профессиональной среды по отдельным её составляющим и в целом с выделением объекта, предмета, психологического содержания деятельности и профессиональных компетенций в ней; в) на структурно-функциональном уровне, который позволяетвыявить систему связей компонентов в структуре профессиональной деятельности.

План

Введение

1. Основы научной организации педагогического труда

1.1. Сущность научной организации труда учителей

1.2. Законы и принципы научной организации труда педагога

1.3. Теория и практика организации управления процессом педагогической деятельности

2. Принципы и методы внедрения научной организации педагогического труда в практику

2.1. Принципы и методы организации педагогического действия

2.2. Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда

3. Опыт научной организации деятельности учителя

3.1. Вопросы общей организации труда учителя в школе

3.2. Организация труда учителя в процессе подготовки к занятиям

3.3. Опыт совершенствования организации учебного процесса

3.4. Организация учебного воспитательного процесса

3.5. Организация научной, методической и общественной работы

4. Комплексный подход к организации деятельности учащегося

4.1. Основные средства организации деятельности учащегося

4.2. Совершенствование организации по видам деятельности

4.3. Основные факторы, определяющие деятельность учащихся

5. Техника организации личного труда

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Прекрасна дорога - иди в педагоги».

Н.А. Добролюбов

Все начинается в школе, а школа начинается с учителя.

Гордость учителя – самая высокая, самая бескорыстная гордость на земле. Это гордость тех, кто отдает, кто счастлив, отдавая, и отдавая, обогащается. Не обладая этим прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом.

Учителем не может быть тот, кто не помнит собственного детства и неспособен легко и свободно переносится в сложный и своеобразный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Такой педагога будет оторван от своих воспитанников. Учитель по призванию навечно прописан в Стране Детства, он ее желанный и почетный гражданин. Но это вовсе не значит, что учитель как то должен приспосабливаться к детям, плестись в хвосте их интересов, стремлений и потребностей. Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираяс на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной жизни, проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и четкр понимать этот мир, пробуждать, а не понуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки.

Учительская профессия в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Главное – это вера в свои силы, возможности. Чтобы стать учителем, надо окончить педагогическое заведение. Чтобы стать учителем - организатором, необходимо освоить основы научной организации педагогического труда.

На необходимость изучения теории НОТ в свое время указывала Н. К. Крупская. Она писала: «…организационные привычки вырабатываются в процессе работы – не бросившись в воду, не научишься плавать. Однако, отсюда никоим образом не следует, что не надо изучать того, как надо организовывать всякую работу, не надо изучать принципов организации труда». Основы НОТ следует изучать в органическом единстве с практической деятельностью.

Тот, кто борется за внедрение НОТ в школу, должен не только понимать стоящие перед ним сложные и трудные задачи, но и быть самокритичным, не только признавать свои недостатки, но и страстно желать их устранить.

Решение задач НОТ, с одной стороны, связано с регламентацией, так как без этого немыслимо управление учебно-воспитательным процессом, а с другой стороны требует творческого подхода. Это противоречие диалектическое. Оно разрешается успешно при условии, если педагогическое творчество является ведущей стороной деятельности учителя, если педагог владеет научными методами труда.

Научная организация педагогического труда призвана освободить учителя от рутинный операций, от шаблона, научить работать творчески. А творческий стиль чужд субъективизму, опирается на научный подход ко всем общественным процессам. Он предполагает высокую требовательность к себе и другим, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма. Творческий стиль в работе учителя – залог того, что школа успешно справится с задачей научить каждого школьника учится, жить и работать.

1 Основы научной организации педагогического труда

1.1 Сущность научной организации труда учителей

Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний.

Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека.

Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная с производством материальных или духовных ценностей. По различным признакам человеческую деятельность подразделяют на физическую и умственную, материальную и духовную, на игру, учение, труд, общение и т.д.

Педагогический труд - один из видов труда в его широком понимании, где активно взаимодействуют учитель и учащийся (последние выступают не только как объекты, но и как субъекты деятельности), материальные и духовные средства, условия труда.

Весьма специфичен и объект педагогической деятельности – учащийся, который как уже отмечалось одновременно является и ее субъектом. Активность учащегося в учебном процессе зависит от множества факторов. Среди них особое значение имеет организованность и умение учителя, самостоятельно добывать знания, что в свою очередь является результатом обучения и воспитания.

Организация. В самом общем смысле ее следует понимать, с одной стороны, как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого, а с другой - как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Термин «педагогический» в организации труда указывает на то, что общие идеи НОТ в данном случае трансформированы, преобразованы с учетом специфики педагогического труда. В организации любого труда больше общего, сходного в основном, чем отличного, специфического.

Организованность - это комплексное, интегративное свойство личности учителя, которое характеризуется наличием организаторских способностей и выражается в умениях организовывать свою и чужую деятельность, поведение. Вместе с тем это и определенной качественное состояние личности, ее возможностей осуществления упорядоченных действий и поведения. Высокая организованность учителя - это такой уровень развития организаторских способностей, который отвечает современным требованиям.

Термин «структура» в НОПТ не просто построение чего-нибудь, он включает следующие вопросы: из каких элементов, частей состоит целостная деятельность; в каком порядке, последовательности эти части расположены. Как они между собой взаимосвязаны. Этот своего рода алгоритм облегчает процесс формирования структуры, а также проверку ее наличия.

Вобыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека - быть активным. Именно это подчеркивается в различных определениях этой категории.

Деятельность - специфическая форма общественно-истори-ческого бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. (Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993).

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель педагогической деятельности носит обобщенный характер. В отечественной педагогике она традиционно выражена в формуле «всестороннее гармоническое развитие личности». Дойдя до отдельного учителя, она трансформируется в конкретную индивидуальную установку, которую учитель и пытается реализовать в своей практике.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Предметом педагогической деятельности выступает управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся. Управленческая деятельность складывается из планирования собственной деятельности и деятельности учащихся, организации этих деятельностей, стимулирования активности и сознательности, контроля, регулирования качества обученности и воспитанности, анализа результатов обучения и воспитания и прогнозирования дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся.


Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер. Она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

Характеризуя педагогическую деятельность как самостоятельное общественное явление, можно указать следующие ее признаки.

Во-первых, она носит конкретно-исторический характер. Это значит, что цели, содержание и характер такой деятельности изменяются в соответствии с изменением исторической действительности. Например, Л.Н. Толстой, критикуя современную ему школу с догматическим характером обучения, казенщиной, отсутствием внимания и интереса к личности ученика, призывал к гуманным отношениям в школе, к учету потребностей и интересов ученика, высказывался за такое развитие его личности, которое сделало бы растущего человека гармоничным, высоконравственным, творческим. «Воспитывая, образовывая, развивая, …мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра», - писал Л.Н. Толстой (Л.Н. Толстой Кому и у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Пед. соч., М., 1989. - с. 278). Считая все недостатки школы своего времени порождением неразработанности проблемы сущности человека, смысла его жизни в современной ему психологии и философии, Л.Н. Толстой предпринял удачную попытку реализовать собственное понимание этой проблемы при организации Яснополянской школы для крестьянских детей.

Во-вторых, педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей. Социальная ценность этой работы заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей. Обогащается духовный мир человека. Улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе, другим людям, к природе. Духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества, его поступательное развитие. Каждое человеческое общество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности. Если деградируют его члены, ни одно общество не сможет полноценно развиваться.

В-третьих, педагогическая деятельность ведется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний. Такие знания - это система гуманитарных, естественных, социально-экономических и других наук, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и постоянно развивающегося феномена. Они позволяют понять разнообразные формы его социальной жизнедеятельности, взаимоотношений с природой. Кроме профессиональных знаний, большая роль принадлежит и профессиональным умениям. Педагог постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И наоборот, он черпает их из деятельности. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками», - признавался А.С. Макаренко .

В-четвертых, педагогическая деятельность носит творческий характер. Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как невозможно найти двух одинаковых людей, две одинаковые семьи, два одинаковых класса и т.п.

Основные виды педагогической деятельности

К основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Воспитательная работа осуществляется в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, потому что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения. Но поскольку педагогическая деятельность имеет определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качества сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах воспитанности, проявляющихся в позитивных изменениях в сознании воспитанников, - эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Преподавание - управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Научно-методическая деятельность . Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика - в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом. является основой собственно-методической деятельности педагога.

Научная работа педагога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая - в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся - с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.

Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя.

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию - обеспечение выполнения плана, мотивацию или стимулирование - это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

См. также

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23., стр. 50, 188-189.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическая деятельность" в других словарях:

    Процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА… … Официальная терминология

    педагогическая деятельность - pedagoginė veikla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus, įgijusio žinių, kultūros ir tam tikros patirties, sąveika su žmogumi, siekiančiu visa tai įgyti. atitikmenys: angl. pedagogical activity vok. pädagogische Tätigkeit,… … Sporto terminų žodynas

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями… … Профессиональное образование. Словарь

    Это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Виды педагогической деятельности разнообразны … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 418) Ч30,0 … Педагогический терминологический словарь

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь по педагогической психологии

    Педагогическая деятельность Остроградского. Педагогическая деятельность Остроградского была очень разнообразна. Он читал публичные лекции по высшей алгебре, небесной и аналитической механике, преподавал в Главном педагогическом институте (1832… … Википедия

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Деятельность педагога, направленная на планирование, организацию и реализацию процесса образования, целью которого на занятиях по языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся на изучаемом… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Педагогическая деятельность школьного библиотекаря , И. И. Тихомирова. Данная книга – ответ на вызовы времени в одной из самых гуманных профессиональных сфер деятельности – библиотечно-педагогической работе с детьми. Учебное пособие раскрывает сущность новой…

Высококвалифицированного педагога характеризует умение работать методологически обоснованно, рационально, системно, постоянно совершенствуя используемые приемы и методы для максимального использования и развития возможностей педагогического процесса. В общем на этих принципах основывается научная организация педагогического труда.

Научная организация педагогического труда (НОПП) - система научно обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование педагогического труда и его условий, обеспечение максимальной эффективности обучения и воспитания за рационального использования времени, сил, средств педагога и учащихся.

НОПП охватывает такие проблемы, как экономия, рациональное использование времени, создание и рациональное использование благоприятных условий труда и отдыха, максимальную заботу о здоровье и всестороннем развитии всех участников трудового процесса. Общий смысл ее образуют НОТ педагога, НОТ учащихся, научная организация труда педагогического коллектива школы.

Важными элементами научной организации труда учителя является организация времени, методика работы с книгой, техника фиксации и обработки информации, методика отбора и хранения готовой информации. Учитель должен уметь правильно рассчитывать, распределять время, избегать формальных мероприятий, пытаться совмещать разные виды деятельности (проверку тетрадей и слушания интересной радиопередачи), использовать рациональные методы выполнения запланированного, кооперироваться с другими учителями (проведение классных часов в параллельных классах) и тому подобное.

Поскольку ему приходится работать с многими литературными источниками, он должен владеть различными видами чтения: предварительное чтение - в процессе чтения обозначают все незнакомые, иноязычные слова, научные термины и понятия, чтобы потом можно было выяснить их значение по словарю или справочнику; сквозное чтение - внимательное прочитывание всего материала, которое применяют при необходимости охватить все содержание раздела, статьи, книги; выборочное чтение: отбор материала для чтения с целью его углубленного изучения; повторное чтение - предусматривает возвращение к важному или не вполне понятного текста; аналитическое чтение (чтение с проработкой материала) - критический анализ содержания с целью глубокого его изучения, конспектирования существенного; партитурне чтение - динамическое, быстрое чтение, имеющий целью оперативное ознакомление с книгой (за 1,5-2 часа. прочитывают до 200-300 страниц); смешанное чтение - применение различных видов чтения в зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения.

Учитель может сэкономить свое время и энергию не только за счет рационального чтения, но и умения делать необходимые заметки: план, тезисы, конспект, аннотацию, реферат, рецензию, цитату. Собранную информацию полезно записывать на отдельных карточках, что позволяет систематизировать ее в соответствии к темам уроков или воспитательных мероприятий.

В научной организации труда учащихся важную роль играют режим дня, рабочее место, техника организации личного труда, планирование, учет и контроль. Они осваивают ее они в процессе изучения НОТ как особого учебного предмета, в результате попытки подражать культуру труда педагога и организации своей деятельности на принципах НОТ. Ученикам целесообразно предлагать памятки-алгоритмы для выполнения различных видов учебной деятельности. Например, для выполнения домашнего задания они могут воспользоваться следующими советами:

На подготовительном этапе работы ("Приступай к работе!"): наведи порядок на рабочем месте, достань все нужное для занятий, установи последовательность работы, регламентуй работу во времени;

На исполнительном этапе работы ("Действуй решительно!"): осознай смысл каждого задания, вспомни советы учителя, не отвлекайся, следи за своими действиями, соблюдай режим труда и отдыха;

На завершающем этапе работы ("Підбий итоги"): проверь качество и полноту выполненного задания, допрацюй все, что необходимо, учти на будущее успехи и ошибки, сделай выводы.

Для выполнения заданий, предусматривающих работу над ошибками, ученикам предлагают такую памятку:

1) осознай, какое правило нарушает допущена тобой ошибка;

2) повтори правило и напиши объяснения;

3) придумай и напиши несколько примеров на это правило;

4) проверь, нет ли ошибки;

5) попроси кого-то из родителей или товарищей проверить написанное;

6) если сомневаешься в правильности написанного, проконсультируйся у учителя.

Научная организация труда педагогического коллектива школы предусматривает организацию творческих поисков учителей, распространение их опыта, внедрение достижений педагогической науки в школьную практику; создание условий для развития способностей и талантов, выявление одаренных детей; совершенствование планирования всех направлений деятельности школы, учета и контроля; организация взаимодействия школы с семьей и общественными организациями.

Каждое направление научной организации труда невозможен без реализации определенной системы мер. Например, организация творческого труда педагогического коллектива может охватывать выбор темы, определение цели и задач, подготовку учителей к коллективной творческой работы; распределение темы на отдельные вопросы для творческого их проработки группами и отдельными педагогами и проектирование необходимого опыта (разработка программы исследования); организации целенаправленной самообразования учителей и коллективных форм их работы в соответствии с выбранной темы; организацию систематической конкретной помощи педагогам в их работе над темами со стороны ученых-консультантов; обобщение результатов творческого труда педагогического коллектива на основе опыта отдельных учителей.

Вопрос. Задачи

1. Какие особенности присущи передовому педагогическому опыту?

2. Сделайте сравнительный анализ новаторского и передового опыта педагогического опыта.

3. Раскройте методику изучения и обобщения передового педагогического опыта."

4. Охарактеризуйте методику воплощения передового педагогического опыта в школьную практику.

6. Изучите и опишите опыт известного вам передового учителя по специальности или классного руководителя.

7. Охарактеризуйте основные компоненты научной организации педагогического труда.

Литература

Иванова 0. Сохраняя традиции, думать о будущем // Родная школа. - 1996. - № 1.

Онышкив 3. М. Основы школознавства. - Тернополь, 1996.

Педагогический поиск / под ред. В. Ф. Беха. - к., 1989.

Передовой педагогический опыт: теория и методика / под ред. Л. Л. Мо-МОТ. - К., 1990.

Подымов Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. - М..1995.

Радченко Ы. П. Научная организация педагогического труда. - М., 1972.

Радченко Ы. П. НОТ учителя. - М., 1982.

Юсуфбекова Н. Г. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационных процессов образования. - М., 1991.