Сталинские соколы против люфтваффе. О потерях авиации. Последний год войны: сравнение потерь третьего рейха на востоке и на западе. авиация

Последняя редакция 12.12.2011 17:06

Материал читали 25155 человек

В 1943 году на советско-германском фронте ВВС рейха потеряли 3 874 самолета непосредственно от «воздействия противника» , 3 021 самолет «вне воздействия противника» и 3 159 самолетов поврежденными. Итого: 6 895 боевых машин уничтоженными и 3 159 поврежденными, всего 10 054 самолета. Несмотря на более высокие абсолютные потери на восточном фронте, в процентном соотношении эти потери составили более низкую цифру – 40,7% по отношению ко всем остальным ТВД. За тот же 1943 год на других ТВД было потеряно 5 354 самолета по боевым причинам, 4 706 самолетов по не боевым причинам и 3 817 машин было повреждено. Итого 13 877 самолетов. К тому же еще 1 106 самолетов было потеряно и 1 033 повреждено немцами в учебных частях.

По 1944 году привожу данные полностью:

Таблица 2. Потери люфтваффе по данным BA-MA 2 III\874-882 на советско-германском фронте за 1944 год
Месяц Наличие Боевые безвозвратные потери Небоевые безвозвратные потери Всего Ремонт Наличие % к ост. ТВД Потери в % к ост. ТВД
1.44 2543 257 258 515 197 35.1% 33.5%
2.44 2544 211 193 404 154 34.5% 28.1%
3.44 2545 222 255 477 254 34.9% 27.7%
4.44 2481 374 326 700 202 34.5% 29.3%
5.44 2377 218 296 514 182 33.4% 23.1%
6.44 2493 199 218 417 101 33.8% 17.2%
7.44 2778 515 434 949 228 39.1% 33.7%
8.44 2560 417 290 707 190 34.4% 28.7%
9.44 2602 231 171 402 100 38% 21.2%
10.44 2575 344 243 587 179 36.1% 39.6%
11.44 2140 74 132 206 86 28.7% 14.5%
12.44 2238 134 224 358 92 28.7% 13.9%
Итого за 1944 г. 2490 сред. по мес. 3196 3040 6236 1965 34.3% сред. по мес. 25.6% сред. по мес.

За 1944 год ВВС рейха потеряли на других ТВД 11 233 самолета по боевым причинам, 6 907 самолетов по не боевым причинам, и 6 379 самолетов поврежденными. Кроме того, в этом же году в учебных частях было потеряно 2150 самолетов, из них 248 «от воздействия противника» и еще 1508 учебных самолетов поврежденными.

Сразу надо оговориться, что это далеко не полные данные. Так, отсутствуют полностью или частично документы примерно по 50 частям и соединениям. Также нет данных по 1945 году. Однако, общей картины соотношения потерь по ТВД это, видимо, не поменяет.

Исходя из вышеизложенного безвозвратные потери люфтваффе на восточном фронте составляют:
1941 год – 4 600 самолетов уничтоженных в воздушных боях и «вне воздействия противника», что в процентном соотношении составляет 73% от всех потерь немецких ВВС с 22 июня по 31 декабря 1941 года.

1942 год – 6 600 уничтоженных самолетов, и около 2 000 поврежденных, в процентном соотношении: 58-60% всех потерь немецких ВВС на всех ТВД.

1943 год – 7 100 уничтоженных самолетов и около 3 200 поврежденных, что составило 41-43% по отношению ко всем потерям люфтваффе на всех фронтах.

1944 год – 7 400 уничтоженных самолетов и 2 000 поврежденных, в процентном соотношении 25-27% от всех потерь Люфтваффе на всех ТВД.

За 1945 год ВВС рейха потерли 7 000 самолетов, из них примерно 1/3 на советско-германском фронте (исходя из данных 1944 г) , что дает нам еще 2 300 уничтоженных нашими войсками самолетов.

Опять же все данные весьма неполные по причинам:

1. полного или частичного отсутствия документов о потерях по многим частям и соединениям Люфтваффе.

2. Попавшие в ремонт самолеты как правило возвращались в строй исходя из примерного соотношения 3:1 в 1941-1943 гг, и 1:1 в 1944-1945гг. Таким образом, еще 25% потерь приходящихся на 1941-1943 год по факту являются безвозвратными, и 50% потерь периода 1944-1945 годов попадают в эту же категорию.

3. В данной статистике совсем не учтены потери реактивных германских самолетов, легкомоторных самолетов, морской, почтовой авиации, ночных штурмовиков, и резервных групп участвовавших/не участвовавших в боях.

Однако, даже по этим неполным цифрам мы имеем довольно точные данные о потерянных безвозвратно в войне против СССР 25 700 самолетах в 1941-1944 годах, еще 2 300 машин было уничтожено в 1945 году (к сожалению, более точных данных по 1945 году автору найти не удалось).

В общем, люфтваффе потеряли на советско-германском фронте 28 000 самолетов безвозвратно, и это минимально возможные достоверные данные, основанные на немецких документах. В процентном соотношении потери ВВС Германии на советско-германском фронте составили в общем около 50-56% по отношению к известным безвозвратным потерям на всех ТВД. Эта цифра верна для периода с 22 июня 1941 года по май 1945 года.

Однако начиная с конца 1943 года вектор усилий люфтваффе резко сместился на запад, где истребители ПВО Германии отчаянно противостояли массированным авиарейдам союзной авиации. 2/3 всех потерь германской авиации 1944-1945 гг. пришлось на западный ТВД.

Мы хотим, в меру своих знаний, дать обзор современных источников по потерям Люфтваффе, которые доступны рядовым российским историкам - любителям, к каковым мы относим и себя. Правда, с сожалением нужно отметить, что профессионалов сегодня как-то и не наблюдается.
Перейдем, однако, к существу вопроса. Итак, какими надежными массовыми источниками, охватывающими потери всей германской фронтовой авиации, мы сегодня располагаем? Следует признать, что в настоящее время такой источник только один. Это ежедневные сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе (дела Военного архива ФРГ RL 2 III/1177-1196). Указанные материалы полностью сохранились по декабрь 1943 плюс отрывочные данные за декабрь 1944 и первым месяцам 1945 года. Принимая во внимание специфику оригинала (точнее то, что документы составлялись в одно и тоже время с упомянутыми в них событиями), можно с большой долей уверенности утверждать, что документы 1944 и 1945 годов не полны. С известной долей допущения это же можно сказать и о сводках последних месяцев 1943. Что имеется в виду? Дело в том, что в данных документах соответствующие записи делались по мере поступлений сведений из фронтовых частей. Иногда, по не очень ясным для нас причинам, такие записи могли запаздывать относительно самого события на весьма длительный период (иногда даже с полугодовым опозданием!). Т.е. сводки 1944 и 1945 годов неполны по определению.
Насколько полно отображают реальное положение дел документы 6-го отдела за остальные года? Дать какой-то количественный критерий мы не решаемся, но можем с уверенностью констатировать: простор для дальнейших исследований (и соответственно новых находок) есть. В этом убеждает ряд случаев, когда данные сводок можно проверить иными материалами (в частности, документами, которые имеются в наличии у авторов).
Пример первый. Нами были получены из Военного архива ФРГ ╚Дневники боевых действий╩ аэродромной комендатуры авиабазы Госткино (северо-западный участок Восточного фронта), относящиеся к периоду февраля-мая 1942 года. Сравнение результатов налетов советской авиации на Госткино по сводкам 6-го отдела и ╚Дневника╩ однозначно свидетельствует, что в ряде случаев фактические потери были выше, чем это отражено в сводках. Правда, исключительно за счет поврежденных самолетов.
Пример второй. Аналогичная картина наблюдается и по результатам очень успешного налета советской авиации на заполярный аэродром Банак 30 июня 1942 года. По сводкам 6-го отдела, там было потеряно пять бомбардировщиков ╚Юнкерс-88╩ (один сгорел и четыре повреждено). По данным же ╚Дневника руководства войной на море╩ число поврежденных составило 14 машин.

Т.е. можно считать, что сводки службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе довольно полно отражают безвозвратные потери в материальной части ВВС Германии, но лишь частично - ситуацию с поврежденными машинами.
Следует также отметить, что в сводках 6-го отдела содержится информация не только о потерях и повреждениях материальной части (т.е. самолетов), но и приводятся обширные данные по потерям личного состава подразделений Люфтваффе. Надо сказать, что ведомство Геринга имело очень разветвленную структуру, и далеко не все носившие форму Люфтваффе действительно были летчиками. И вот вся эта махина нашла отражение в сводках, начиная от потерь авиаполевых дивизий и зенитных частей, и заканчивая потерями личного состава строительных, охранных и прочих обслуживающих подразделений. Сводки за какой-нибудь месяц 1942 года представляют увесистый ╚кирпич╩ толщиной в пятьсот листов.
Однако вернемся к потерям собственно авиации. Проводил ли кто-то массовую выборку по указанным документам, нам не известно

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Тем не менее, общие цифры потерь Люфтваффе на советско-германском фронте введены в оборот в нашей стране уже довольно давно. Имеется в виду публикация 1972 года в третьем номере восточногерманского журнала ╚Militaergeschichte╩. Известный историк авиации О. Гройлер представил в нем выборки из документов все того же Военного архива ФРГ. На тот период это была единственная публикация на интересующую нас тему (в доступной нам литературе), основанная на архивных источниках. Бытовавшая на тот момент в советской исторической литературе цифра в 77 тысяч уничтоженных ╚немецко-фашистских╩ самолетов не имела под собой никаких реальных оснований. Тот, кто интересуется её происхождением, может насладиться изящной логикой автора расчетов, прочитав соответствующий номер ╚Военно-исторического журнала╩

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Ни коим образом наш пассаж не следует понимать, как насмешку. Каждому времени свои песни!

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок


Итак, историки ГДР опубликовали следующие данные:
- общие данные по убыли самолетного парка ВВС Германии с января 1942 по март 1945 года;
- данные о потерях на советско-германском фронте с 22 июня 1941 года по 14 марта 1942 года (см. выборку в таблице 1);
- потери в технике и личном составе там же с 1 января по 31 августа 1942 года (см. таблицу 2);
- потери в технике на советско-германском фронте с сентября 1943 по октябрь 1944 года (см. таблицу 3).
Все таблицы базируются на данных Военного архива ФРГ.

Таблица 1

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Потери ВВС Германии на советско-германском фронте

с 22.06.1941 по 14.03.1942 года

Безвозвратно

Повреждено

% ко всем фронтам

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Безвозвратно

Повреждено

29.06-05.07. 1941

27.06-02.08. 1941

31.08-06.09. 1941

28.09-04.10. 1941

26.10-01.11. 1941

30.11√06.12. 1941

28.12.1941-03.01.1942


Таблица 2

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе и технике с 1 января по 31 августа 1942 года

Личный состав

Самолеты

Пропало без вести

Безвозвратно

Повреждено

Советско-германский фронт

При боевых вылетах

При не боевых вылетах

Всего

На всех фронтах

При боевых вылетах

При не боевых вылетах

Всего


Таблица 3

Потери Люфтваффе в технике на советско-германском фронте

с сентября 1943 года по октябрь 1944 года

Безвозвратно

Повреждено

% ко всем фронтам

Сентябрь1943 г.

Октябрь 1943 г.

Ноябрь 1943 г.

Декабрь 1943 г.

Январь 1944 г.

Февраль 1944 г.

Март 1944 г.

Апрель 1944 г.

Июнь 1944 г.

Июль 1944 г.

Август 1944 г.

Сентябрь1944 г.

Октябрь 1944 г.

По не совсем понятным причинам Гройлер не привел в своей публикации материала дела RL 2 III /1198. В этом документе содержатся обобщающие данные по 1944 году (см. таблицу 4). Существенный минус этого документа: приведены потери только при выполнении боевых заданий.

Таблица 4

Потери Люфтваффе на советско-германском фронте в 1944 году


Объединение

Истребители

Бомбардировщики, штурмовики

Разведчики

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Авиакоман-дование

╚Финляндия╩

Итого:

Существуют ли еще какие-либо документы, кроме приведенных нами выше? Несомненно. Очень интересные сведения, содержатся, например, в донесениях о воздушной обстановки Группы армий ╚Север╩, находящихся в Национальном архиве США.

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Их ценность в том, что период, охватываемый донесениями, в известной степени дополняет данные сводок 6-го отдела. Ниже приводится сводные таблицы, составленные по этим донесениям.

Период

Потеряно самолетов

Период

Потеряно самолетов

Период

Потеряно самолетов

Период

Потеряно самолетов

Период

Потеряно самолетов

Период

Потеряно самолетов


Bf-109 - 4
Bf-110 - 1
Fw-190 - 3
Ju-87 - 8
Ju-52 - 1
Fw-190 - 2
Ju-87 - 3
He-111 - 1
Fi-156 - 1
W-34 - 1
Ju-188 - 1
Bf-109 - 1
Fw-190 - 1
Ju-87 - 4
Ju-88 - 1
W-34 - 1
Fw-190 - 2
Ju-87 - 1
Go-145 - 1
Bf-109 - 1
Fw-190 - 1
Do-217 - 1
Go-145 - 2

Цифры, на первый взгляд, небольшие, но следует отметить, что здесь явно учтены только безвозвратные потери при непосредственном выполнении боевых заданий. Фактически общее число потерь будет выше за счет поврежденных и списанных машин, а также за счет убыли при не боевых вылетах. Вполне вероятно, что дальнейшие поиски в архивах нынешних ╚вероятных друзей╩ могут дать дополнительные материалы по интересующей нас теме.

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

По устному сообщению Юрия Рыбина (г. Мурманск) аналогичные цифры приводятся и в разведывательных сводках Северного флота

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Советские лётчики сбивали хвалёных немецких асов, одержавших от 70 до 30 побед в европейском небе. Среди сбитых в 1941 году пилотов люфтваффе значится как минимум 60 асов, погибших, попавших в плен или списанных после сбития по ранению, в том числе 13 немецких лётчиков, одержавших 25 побед и более: это – Х.-Ф. Йоппен (70 побед, сбит 25 августа, на момент гибели был 4-м асом люфтваффе после В. Мёльдерса, А. Галланда и В. Оэзау), Х. Хофман (63 победы, сбит 3 октября), Э. Вагнер (57 побед, сбит 13 ноября), Эю Шмидт (47 побед, сбит 31 августа), Х. Мютерих (43 победы, сбит 9 сентября), К. Сохацы (38 побед, сбит 3 августа), X. Бретнюц (37, сбит 22 июня), Й. Хакер (32 победы, сбит 13 октября), А.-В. Шуман (30 побед, сбит 6 сентября), Ф. Блазытко (29 побед, сбит 25 сентября), X. Колбов (27 побед, сбит 16 июля), В. Шельман (26 побед, сбит 22 июня), А. Лигниц (25 побед, сбит 30 сентября).

В советской историографии войны 1941-1945 годов был распространён миф о том, что люфтваффе, захватив внезапным ударом господство в воздухе, удерживало его в первый период войны (хотя на отдельных направлениях советская авиация могла временно завоевать оперативное господство в воздухе), однако после воздушных битв «коренного перелома» над Сталинградом, Кубанью и Курском, специальных воздушных операций 1943 года «стратегическое господство в воздухе окончательно перешло на сторону советских ВВС». Отсутствие господства в воздухе в 1941-1942 годах объяснялось совокупностью разных причин: больших потерь в начале войны, нехваткой современных самолётов («Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия». М., 1985. С. 147).

Считалось, что в 1941 году советские «соколы» летали на устаревших «ишаках» и «чайках», тяжелых МиГах, «лакированных гарантированных гробах» ЛаГГах; в 1942 году - на более или менее конкурентоспособных Як-7 и Ла-5; с 1943 года - на Як-3 и Як-9, Ла-5ФН и Ла-7, превзошедших «фоккеры» и «мессеры». Однако в последние десятилетия после исчезновения диктата идеологии над наукой, получения доступа к ряду архивных фондов, в том числе зарубежных, утверждения о завоевании господства в воздухе в битвах над Сталинградом, Кубанью, Курском и Орлом, успешности крупных воздушных операций 1943 г., о превосходстве Як-3 и Ла-5 над последними модификациями Bf. 109 и FW.190 оказались подвергнуты сомнению или опровергнуты.

Возникли сомнения и по вопросу господства люфтваффе в 1941 году. Например, заявленное немцами уничтожение 1200 самолетов советских ВВС 22 июня нанесло заметный, но не критичный урон нашей авиации, поскольку в составе ВВС пяти приграничных округов и трех флотов должно было остаться более 9,5 тыс. машин без учета пополнения (как минимум еще 3 тыс. боевых машин к 1 августа). У немцев же на Восточном фронте было 3909 самолетов (с учётом учебно-боевых групп, частей, приданных группам армий, управлениям воздушных флотов): 1417 бомбардировщиков, 1067 истребителей, 786 разведчиков, 313 транспортных, 326 самолетов связи (включая небоеготовые). Ещё 1020 самолетов выделили союзники (считая финнов, венгров, итальянцев и хорватов, 22 июня в боях не участвовавших).


В первый день немцы потеряли 78 самолетов безвозвратно (включая 15 списанных из-за повреждений) и 89 - поврежденными, в том числе 24 Bf. 109 (еще 24- повреждены), 23 Ju.88 (17) и 11 Не.111 (8).

Поданным историка Р. Ларинцева, все сбитые Не.111 были из KG55 «Гриф», 17 сбитых Ju.88 - из KG51 «Эдельвейс» (3-я группа потеряла сбитыми и поврежденными половину машин), 7 сбитых Bf.l09 - из II(Sch.)/LG2, 6 Bf.109 - из JG3 (будущей «Удет»), 5 Bf.109 - из JG51 (будущей «Мёльдерс»). Потери 22 июня 1941 г. оказались самыми высокими суточными потерями люфтваффе в войне с СССР.


В последующие дни уровень суточных потерь немецкой авиации хотя и сокращался, но оставался высоким. По данным Олафа Грёлера, опиравшегося на сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера люфтваффе, за первую неделю боёв немцы потеряли 280 самолетов безвозвратно и 165 - поврежденными; за две недели - 429 и 247 машин соответственно (с учетом уточнений по потерям первой недели). В последующем уровень недельных потерь немецких ВВС на Восточном фронте просел до двухзначных цифр и до 1944 года до трёхзначных показателей не возрастал.

К концу четвёртой недели (с учётом уточнений по предыдущим дням) потери люфтваффе составили 719 безвозвратно потерянных и 452 поврежденных самолета, а к концу 1941 года - 2213 и 1435 машин соответственно.

Сравнение сведений о потерях люфтваффе на Восточном фронте по сводкам 6-го отдела за разные периоды приведено в таблице.

Период Уничтожено Повреждено
22.06.1941-03.01.1942 2213 1435
04.01.1942-14.03.1942 474 375
01.01.1942-31.08.1942 2459 2201
01.09.1943-31.03.1944 1871 1520
01.04.1944-31.10.1944 2898 2311

Как видно, в 1941-1943 годах самые высокие среднесуточные потери люфтваффе на Восточном фронте были как раз в 1941 году. И, хотя в указанной таблице отсутствует период с сентября 1942 года по август 1943 года, включающий в себя Сталинградскую битву, сражения на Кубани, удары воздушных армий 1943 года и Курскую дугу, имеющиеся на данный момент сведения о потерях в тех операциях позволяют предположить, что среднесуточные потери за эти 12 месяцев (по крайней мере, по боевым самолетам) окажутся ниже показателей 1941 года.

Некоторые историки считают сводки 6-го отдела неполными. Например, сумма потерь по ежедневным сводкам за третью и четвертую недели войны составляет 138 уничтоженных и 89 поврежденных машин, но разница между итогами первых четырех и двух недель войны равна 290 и 205 самолетам соответственно, то есть за две недели «уточнились» потери еще 154 и 116 машин соответственно, и нет гарантий, что эти «уточнения» окончательные.

Поэтому специалисты перепроверяют эти цифры сведениями из других источников. Например, по данным подполковника- генштабиста Греффрата: «За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 5 июля 1941 года немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля - 477».

По данным Клауса Рейнгардта, ссылающегося на начальника технического управления люфтваффе фельдмаршала Э. Мильха, с 22 июня по 31 октября 1941 года люфтваффе потеряло на Восточном фронте 5180 самолетов, в том числе 2966 машин сбитыми и уничтоженными на аэродромах. Для восполнения потерь промышленность поставила на фронт к 10 ноября 1941 года 5124 самолета, при этом в резерве осталось только 40 разведчиков.

Наиболее тяжелые потери понесли истребители: 1527 самолетов (на 31 октября), при этом промышленность поставила всего 1079 машин, что означало сокращение их численности на 452 единицы. К концу ноября итоговые потери люфтваффе на Восточном фронте составили 5585 машин, из которых 3189 являлись безвозвратными.

Таким образом, советские пилоты на устаревших «ишаках» и тяжелых МиГах за полгода истребили почти половину истребительной авиации врага и все её резервы и пополнения. Если к началу войны люфтваффе имело на Восточном фронте (без учёта 5-го флота) 27 ягд-групп Bf.109, то к началу ноября осталось 16 ягд-групп, а к концу 1941 года – 13 ягд-групп.

Кроме учебно-боевых групп, направленных на пополнение своих эскадр, немцам пришлось вывести с фронта в 1941 году управления четырёх эскадр и девяти ягд-групп: в июле – II./JG27, 5 августа –I./JG53 (со штабом эскадры), 14 сентября – I./JG27 и другие. Взамен лишь была введена в октябре I./JG52. Ввод в тыл ягд-групп был вызван в первую очередь их потерями. Например, JG53 за три с половиной месяца боёв из 170 Bf.109 (с учётом пополнений) потеряла 55 самолётов сбитыми, 41 – списанными, 23 – повреждёнными (данные на начало октября не учитывают восстановленные к тому времени машины), что составляет 70 процентов потерь.

Среди истребителей, убитых, попавших в плен или списанных по ранению в 1941 году мы видим как минимум два коммодоров эскадр, восемь командиров групп, 25 командиров эскадрилий. И это не считая офицеров, вернувшихся после сбития к лётной работе (как, например, майор Карл-Хайнц Грайзерт, командир III/JG3, сбит 22.07.1941 года).

Всё это в целом опровергает тезис о захвате люфтваффе господства в воздухе в 1941 года Действительно, советские ВВС понесли на начальном этапе войны тяжелейшие потери, связанные не только с внезапностью нападения, но и потерей аэродромов с большим количеством поврежденных или небоеготовых машин.

Значительное влияние на потери оказали системные проблемы с управлением и связью, тактикой боевого применения, неподготовленностью авиационного тыла. Советские истребители были устаревшими или уступали противнику по боевым показателям, но, с другой стороны, советские пилоты до войны хорошо освоили эту технику и знали все ее преимущества и недостатки. Именно в «освоенности», в хорошей степени владения техникой и оружием и видится корень успехов наших «соколов» в 1941 году.


В свете этого понятно, почему наша авиация в 1942-1943 годах, перевооружившись современными машинами, не смогла захватить господство в воздухе. На смену ветеранам с довоенной выучкой, частично выбитым в 1941 году, пришли выпускники ускоренных курсов, имеющих минимальный налет часов и обученных по системе «взлёт-посадка». В этих условиях реализовать все возможности, заложенные в новой технике, советским ВВС не удавалось вплоть до 1944 года.

Не случаен тот факт, что в 1942-1944 годах для борьбы с советскими ВВС немцам вполне хватало полутора десятков ягд-групп (примерно половины от истребительных сил люфтваффе 22 июня), а ведущие «эксперты» (имеющие 200 и более сбитых) наибольшее количество побед на Восточном фронте одержали в 1942 году (X. Граф, X. Филипп), 1943 году (Г. Баркхорн, В. Новотны, Э. Рудорфер, X. Эрлер, Т. Вайсенбергер) или 1944 году (Э. Хартман, Г. Ралль, В. Киттель, В. Бац, В. Шук, А. Хафнер, X. Липферт).

При исследовании данной темы встает закономерный вопрос о результативности наших асов 1941 года, которые в тяжелейших условиях, летая на машинах, уступающих противнику по многим показателям, сумели противостоять давлению самых опытных экспертов врага, уничтожить половину его истребительной авиации, все его резервы и пополнения. Ранее изучение этого феномена казалось почти невозможным: боевые счета большинства из асов 1941 года не были высокими, а их биографии остались «в тени» более прославленных товарищей и были неизвестны даже специалистам. Однако в последнее время, благодаря активному вводу в оборот архивных источников как традиционным путем (через выписки), так и путем их оцифровки (например, наградные листы ОБД «Подвиг народа»), решение данной проблемы стало возможным.

Большим подспорьем в работе историков авиации стал справочник М.Ю. Быкова - результат многолетнего титанического труда, в котором выведены боевые счета более чем 3,5 тысяч советских асов. Однако следует учесть, что данный справочник содержит ценнейшую информацию, но не является окончательно завершенным исследованием и непререкаемой истиной. Значительного количества побед, засчитанных командованием нашим летчикам, в этом справочнике не оказалось.

Особенно это характерно для 1941 года, когда при отступлении и в окружении были утеряны документы ряда частей ВВС Красной армии. Например, у А.И. Покрышкина в справочнике указаны лишь 43 личные + 3 групповые победы (в том числе за 1941 год 2+1), а итоговый счет в 52 победы подвергнут сомнению. Между тем в ряде наградных и характеристиках четко указано, что Покрышкин в 1941-1942 годах одержал 6+6 побед.


Несмотря на то, что документы 55-го истребительного авиационного полка за 1941 год большей частью оказались утеряны, историку А.В. Марчукову удалось разыскать недостающие победы по документам вышестоящих соединений и довести счёт побед Покрышкина в 1941 году до 4+3.

Интересно отметить, что другому лётчику 55-го истребительного авиационного полка, Г.А. Речкалову, в справочнике засчитаны дополнительно 3 победы за 1941 год как раз на основании документов 20-й смешанной авиационной дивизии. Счёт А.В. Алелюхина в справочнике указан как 28+6, однако по наградным листам хорошо видно, что командование засчитало асу 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 33+6 побед. С другой стороны, ряду асов в справочнике победы включались только на основании наградных, без подтверждения оперативными документами. В справочнике есть пилоты, счет которых составлен исключительно по наградному листу, без разбивки по датам и типам сбитых самолетов, например, И.П. Суворов.

В ходе исследования из справочника было выписано более 300 имён пилотов советских ВВС, победы которых потом проверялись по наградным листам. В итоге в базе данных осталось 130 советских летчиков, которым в 1941 году командование записало пять и более личных воздушных побед. Следует учесть, что победы, имевшие место до 22 июня (Испания, Китай, Халхин-Гол, «финская») и после 1941 года, здесь не учитываются. Групповые воздушные победы в базе данных указываются, но в личные победы не пересчитываются.
В некоторых работах встречались утверждения, что первым асом 1941 года уже 22 июня стал И.Н. Калабушкин. Однако согласно наградным документам пятый самолет врага он сбил лишь 31 июля.

Первым советским асом Великой Отечественной стал лётчик В.Ф. Сиротин, одержавший 25 июня пятую и шестую личные победы.

В июле асами стали уже 20 советских летчиков, в том числе М.Е. Чуносов, сбивший 7 самолетов за 8 дней (и ставший на несколько дней лидером), и Н.В. Терёхин, сбивший в одной атаке 3 Не-111.

Однако лидером среди советских асов стал В.А. Фигичев, одержавший в июле девять побед за 22 дня.

Уже 27 августа аса 55-го истребительного авиационного полка обошел Б.Ф. Сафонов, записавший десятую победу.

Через два дня В.Г. Лазарев поставил новый рекорд, сбив 5 Ju.87 в одном бою. Всего в августе асами стали ещё 22 советских пилота.

В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне все больше людей задаются вопросами как о цене, которую нам пришлось заплатить в той войне, так и об ущербе, который был нанесен нами противнику. Не обошло это и авиационные интернет-форумы, на которых, в последнее время, стала часто обсуждаться тема потерь Люфтваффе на Восточном фронте. Все бы ничего, но складывается впечатление, что люди, сидящие за современными ╚Пентиумами╩ 5-го поколения, пользуются в дискуссии данными о потерях, вычитанными в книгах 60-х годов издания или, это в лучшем случае, скачанными с какого-нибудь зарубежного сайта. Надеемся, что эта реплика никем не будет воспринята на личный счет. Впрочем, если такое все же случится, то ни что не мешает ответить нам той же монетой. Мы же хотим, в меру своих знаний, дать обзор современных источников по потерям Люфтваффе, которые доступны рядовым российским историкам - любителям, к каковым мы относим и себя. Правда, с сожалением нужно отметить, что профессионалов сегодня как-то и не наблюдается.

Перейдем, однако, к существу вопроса. Итак, какими надежными массовыми источниками, охватывающими потери всей германской фронтовой авиации, мы сегодня располагаем? Следует признать, что в настоящее время такой источник только один. Это ежедневные сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе (дела Военного архива ФРГ RL 2 III/1177-1196). Указанные материалы полностью сохранились по декабрь 1943 плюс отрывочные данные за декабрь 1944 и первым месяцам 1945 года. Принимая во внимание специфику оригинала (точнее то, что документы составлялись в одно и тоже время с упомянутыми в них событиями), можно с большой долей уверенности утверждать, что документы 1944 и 1945 годов не полны. С известной долей допущения это же можно сказать и о сводках последних месяцев 1943. Что имеется в виду? Дело в том, что в данных документах соответствующие записи делались по мере поступлений сведений из фронтовых частей. Иногда, по не очень ясным для нас причинам, такие записи могли запаздывать относительно самого события на весьма длительный период (иногда даже с полугодовым опозданием!). Т.е. сводки 1944 и 1945 годов неполны по определению.

Насколько полно отображают реальное положение дел документы 6-го отдела за остальные года? Дать какой-то количественный критерий мы не решаемся, но можем с уверенностью констатировать: простор для дальнейших исследований (и соответственно новых находок) есть. В этом убеждает ряд случаев, когда данные сводок можно проверить иными материалами (в частности, документами, которые имеются в наличии у авторов).

Пример первый. Нами были получены из Военного архива ФРГ Дневники боевых действий аэродромной комендатуры авиабазы Госткино (северо-западный участок Восточного фронта), относящиеся к периоду февраля-мая 1942 года. Сравнение результатов налетов советской авиации на Госткино по сводкам 6-го отдела и ╚Дневника╩ однозначно свидетельствует, что в ряде случаев фактические потери были выше, чем это отражено в сводках. Правда, исключительно за счет поврежденных самолетов.

Пример второй. Аналогичная картина наблюдается и по результатам очень успешного налета советской авиации на заполярный аэродром Банак 30 июня 1942 года. По сводкам 6-го отдела, там было потеряно пять бомбардировщиков Юнкерс-88╩ (один сгорел и четыре повреждено). По данным же ╚Дневника руководства войной на море╩ число поврежденных составило 14 машин. Т.е. можно считать, что сводки службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе довольно полно отражают безвозвратные потери в материальной части ВВС Германии, но лишь частично - ситуацию с поврежденными машинами.

Следует также отметить, что в сводках 6-го отдела содержится информация не только о потерях и повреждениях материальной части (т.е. самолетов), но и приводятся обширные данные по потерям личного состава подразделений Люфтваффе. Надо сказать, что ведомство Геринга имело очень разветвленную структуру, и далеко не все носившие форму Люфтваффе действительно были летчиками. И вот вся эта махина нашла отражение в сводках, начиная от потерь авиаполевых дивизий и зенитных частей, и заканчивая потерями личного состава строительных, охранных и прочих обслуживающих подразделений. Сводки за какой-нибудь месяц 1942 года представляют увесистый ╚кирпич╩ толщиной в пятьсот листов.

Однако вернемся к потерям собственно авиации. Проводил ли кто-то массовую выборку по указанным документам, нам не известно. Тем не менее, общие цифры потерь Люфтваффе на советско-германском фронте введены в оборот в нашей стране уже довольно давно. Имеется в виду публикация 1972 года в третьем номере восточногерманского журнала ╚Militaergeschichte╩. Известный историк авиации О. Гройлер представил в нем выборки из документов все того же Военного архива ФРГ. На тот период это была единственная публикация на интересующую нас тему (в доступной нам литературе), основанная на архивных источниках. Бытовавшая на тот момент в советской исторической литературе цифра в 77 тысяч уничтоженных ╚немецко-фашистских╩ самолетов не имела под собой никаких реальных оснований. Тот, кто интересуется её происхождением, может насладиться изящной логикой автора расчетов, прочитав соответствующий номер ╚Военно-исторического журнала╩. Ни коим образом наш пассаж не следует понимать, как насмешку. Каждому времени свои песни!

Данные о потерях на советско-германском фронте с 22 июня 1941 года по 14 марта 1942 года (см. выборку в таблице 1);

Потери в технике и личном составе там же с 1 января по 31 августа 1942 года (см. таблицу 2);

Потери в технике на советско-германском фронте с сентября 1943 по октябрь 1944 года (см. таблицу 3).

Все таблицы базируются на данных Военного архива ФРГ.

Потери ВВС Германии на советско-германском фронте

с 22.06.1941 по 14.03.1942 года

П ериод

Безвозвратно

П овреждено

% ко всем фронтам

Всего

Безвозвратно

П овреждено

22-28.06. 1941

85,5

29.06-05.07. 1941

85,7

06-12.07. 1941

63,5

13-19.06. 1941

80,0

20-26.06. 1941

74,7

27.06-02.08. 1941

80,7

03-09.08. 1941

67,9

1063

10-16.08. 1941

74,0

1148

17-23.08. 1941

66,4

1211

24-30.08. 1941

78,8

1283

31.08-06.09. 1941

67,9

1356

07-13.09. 1941

71,9

1445

14-20.09. 1941

74,1

1510

21-27.09. 1941

87,7

1578

28.09-04.10. 1941

77,9

1640

1026

05-11.10. 1941

83,3

1713

1076

12-18.10. 1941

69,7

1783

1118

19-25.10. 1941

59,7

1826

1155

26.10-01.11. 1941

67,3

1880

1198

02-08.11. 1941

62,3

1948

1242

09-15.11. 1941

72,7

1979

1280

16-22.11. 1941

64,0

2026

1305

23-29.11. 1941

67,8

2055

1330

30.11√06.12. 1941

53,3

2081

1344

7-13.12. 1941

65,6

2110

1366

14-20.12. 1941

58,2

2151

1379

21-27.12. 1941

58,3

2178

1406

28.12.1941-03.01.1942

65,5

2213

1435

04-10.01. 1942

69,6

2259

1475

11-17.01. 1942

60,0

2300

1493

18-24.01. 1942

79,7

2350

1522

25-31.01. 1942

58,7

2381

1539

01-07.02. 1942

68,6

2428

1567

08-14.02. 1942

52,6

2482

1606

15-21.02. 1942

77,9

2525

1634

22-28.02. 1942

69,9

2547

1691

01-07.03. 1942

80,5

2650

1768

08-14.03. 1942

53,6

2687

1810

Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе и технике с 1 января по 31 августа 1942 года

Личный состав

Самолеты

Убито

Ранено

Пропало без вести

Безвозвратно

Повреждено

Советско-германский фронт

При боевых вылетах

1168

2196

2087

1624

При не боевых вылетах

Всего

1095

1379

2215

2459

2201

На всех фронтах

При боевых вылетах

1656

1690

4017

3541

2315

При не боевых вылетах

1020

1425

Всего

2555

2243

4072

4561

3740

Потери Люфтваффе в технике на советско-германском фронте

с сентября 1943 года по октябрь 1944 года

Безвозвратно

Повреждено

Всего

% ко всем фронтам

Сентябрь1943 г.

27,2

Октябрь 1943 г.

27,8

Ноябрь 1943 г.

22,7

Декабрь 1943 г.

21,4

Январь 1944 г.

22,4

Февраль 1944 г.

21,0

Март 1944 г.

24,4

Апрель 1944 г.

26,6

Май 1944 г.

19,9

Июнь 1944 г.

17,0

Июль 1944 г.

1130

29,9

Август 1944 г.

25,8

Сентябрь1944 г.

17,5

Октябрь 1944 г.

43,5

Потери Люфтваффе на советско-германском фронте в 1944 году

Объединение

Истребители

Бомбардировщики, штурмовики

Разведчики

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Авиакоман-дование

╚Финляндия╩

5212

3956

2258

1-й ВФ

12579

57491

10735

4-й ВФ

21937

61599

23678

6-й ВФ

30047

103456

20961

Итого:

69775

839

226502

1342

57632

376

Последняя редакция 12.12.2011 17:06

Материал читали 25155 человек

С лета 1944 года Третий рейх и его союзники ушли в «глухую защиту». Катастрофа в Белоруссии, перенос боевых действий на восточном фронте за границы СССР, открытие второго фронта, массированные бомбардировки территории Германии: все подсказывало неминуемый и скорый крах «вечного» рейха. Отдельные локальные успехи германских вооруженных сил просто продлевали агонию. Германия и ее союзники были вынуждены вести войну на два фронта: с востока к исконно германским территориям подходила Красная Армия, чье военное могущество возрастало с каждым днем, с запада наступали англо-американские войска, имевшие «большой зуб» на нацистов и огромный технический перевес.

В контексте ведения боевых действий в период с июня 1944 года по май 1945 года возникает несколько довольно интересных вопросов. Как велики были потери рейха в личном составе вооруженных сил и в основных видах боевой техники в этот период? Как они распределялись по театрам военных действий? Какой направление (западное или восточное) было приоритетным для руководства рейха? Для тех, кто живет на территории бывшего СССР, казалось бы, ответ очевиден. Но верен ли он? Ведь для тех, кто сегодня живет на Западе и в США правильным ответом кажется совсем другой.

С одной стороны, существует «канонизированное» мнение, источник которого лежит еще в советской трактовке событий Второй Мировой войны: основные усилия ВС рейха и союзники немцев сосредоточили против Красной Армии, а западный фронт ими рассматривался, как второстепенный. С другой, существует прямо противоположное мнение, особенно в англоязычной «поп» историографии, расценивающее именно восточный фронт в качестве «второстепенного».
Попробуем абстрагироваться от личных пристрастий, предпочтений и патриотизма, и провести анализ распределения ресурсов в рейха по театрам военных действий и их потерь за последний год Второй мировой войны в Европе. Исходя из этих статистических данных мы и увидим, какой из фронтов считался немецким руководством более приоритетным. Проще говоря, кого Гитлер «больше боялся». Начнем с боевой техники.

АВИАЦИЯ

Боевая авиация играла огромную роль во Второй Мировой войне. Превосходство в воздухе позволяло противоборствующим сторонам наносить противнику существенные потери, в свою очередь весьма сильно снижая собственные. Более того авиастроение являлось своеобразной «лакмусовой бумагой» для каждой из воюющих стран, показывающей как промышленный и интеллектуальный потенциал страны, так и умение его реализовать на практике.
Начать надо со статистики выпуска авиационной техники во время Второй Мировой войны:

По немецким данным, немецкой авиапромышленностью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113 515 самолетов всех типов, из них 18 235 бомбардировщиков, 53 729 истребителей, 12 359 штурмовиков, 11 546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров.

В советское время утверждалось, что немцы потеряли на восточном фронте 77 000 самолетов. В классическом труде "Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах" даны более скромные цифры по потерям немецких ВВС на Восточном фронте: 1941 год – 4200 самолетов, 1942 – 11 550, 1943 – 15 200, 1944 – 17 500, 1945 год – 4 400. В общей сложности: 52 850 самолетов.

В монографии «Гриф секретности снят» коллектива авторов под руководством Г.Ф. Кривошеева содержатся другие данные потерь ВВС Германии на Восточном фронте: 1941 год – 4 000 самолетов, 1942 год – 11 500 самолетов, 1943 – 19 000, 1944 – 17 500, 1945 – 7 500. Итого: 59 500 самолетов всех типов. Это, так сказать, официальная российская точка зрения на сей момент.

Есть точка зрения, отличная от нашей официальной. Впервые цифры безвозвратных/общих потерь германских Luftwaffe были обнародованы известным историком авиации О. Гройлером (Грёллером) в 3-м номере журнала «Militaergechichte» еще в 1972 году, на основе ежедневных сводок 6-го отдела генерал-квартирмейстера ВВС рейха. Сказать, что эти данные отличаются от циркулировавших в советской историографии, значит, не сказать ничего. Так потери самолетов за 1941 год на восточном фронте составляют по этим данным 2213 самолет безвозвратно и 1435 сильно поврежденными. За период с января по август 1942 года 4 561 уничтоженными и 3 740 поврежденными .

Но дело в том, что документы 6-го отдела сохранились не полностью, поскольку архив люфтваффе был большей частью уничтожен самими немцами. Более либо менее полные данные сохранились по декабрь 1943 года, частично до декабря 1944 года, и отрывочно за 1945 год. Оставшаяся часть документов была большей частью вывезена в США, и только в 1970-х годах возвращена в военный архив ФРГ.

Таким образом, нет достоверных данных о потерях немецких ВВС за последний год боевых действий в Европе. Однако, безвозвратные потери на восточном фронте понесенные именно при выполнении боевых заданий были известны довольно точно. По данным Гройлера они составили в 1944 году: 839 истребителей, 1342 бомбардировщика и штурмовика, 376 разведчиков . Некоторые отечественные «историки» радостно уцепились за эти цифры и, исходя из известных потерь советских ВВС, вывели соотношение потерь 6:1 в пользу немцев, а кое-кто умудрился получить даже 8:1. Однако эти «историки» забыли учесть, что все воюющие стороны несли значительные небоевые потери в авиации в течение всей Второй Мировой войны. Цифра небоевых потерь колеблется от 40% в немецких ВВС, до 50-55% в советских. К тому же Гройлер писал свою работу еще в 1972 году, с тех пор вышло еще несколько весьма обстоятельных исследований по вопросу потерь немецких ВВС в период с 1940 по 1945 года.

На данный момент наиболее полная и достоверная информация по потерям люфтваффе и по раскладке этих потерь по ТВД содержится в работах профессора Мюррея и историка авиации Майкла Хольма .

Согласно этим данным потери Люфтваффе составляют: на Восточном фронте за период февраль – декабрь 1942 года 2 955 уничтоженных самолетов непосредственно в бою, 2 308 самолетов потерянных «вне воздействия противника» и 1806 самолетов поврежденными. Итого потери люфтваффе на советско-германском фронте составили 5263 самолета уничтоженными плюс 1806 поврежденными, а в сумме 7 069 боевых машин, что составляет 58% всех потерь люфтваффе за 1942 год по отношению ко всем ТВД. На всех остальных фронтах было потеряно 3 806 самолетов безвозвратно и 1 102 поврежденными, или 4 908 боевых машин. Данные по учебным частям за 1942 год отсутствуют.