Авиационная бомба. Авиабомбы ввс ссср в годы великой отечественной войны

Авиабомбы — средства поражения, сбрасываемые с летательных аппаратов. Предшественниками бомб были металлические дротики, которые пилоты пачками выбрасывали на пехоту и кавалерию противника. Такой металлический предмет, брошенный с самолета, прошивал насквозь всадника вместе с конем.

Позже с аэропланов стали бросать ручные гранаты, и артиллерийские снаряды, однако в 1918 году в Англии, Франции и Германии были созданы осколочно-фугасные авиационные бомбы с хвостовым оперением, которые имели вполне современный вид.
Интересный факт, первые летчики-бомбардировщики, приветствовали друг друга в воздухе, и совсем не стремились уничтожить врага, пока какой-то француз не открыл стрельбу из пистолета по встречному самолету, с этого началась эра воздушных боев.

1 ФАБ-5000 4900 кг

Самая мощная фугасная авиационная бомба времен Великой Отечественной Войны.

2 ХБ-2000 2000 кг
Самая тяжелая химическая бомба в мире. Ничего неизвестно об отравляющем веществе, его маркировка Р-35.

3 КАБ-1500Л -Ф 1560 кг


Управляемые или корректируемые авиационные бомбы последний виток развития авиабомб, позволяют «выпиливать» врага послав маленькую бомбу прямо в окно автомобиля в центре города.
Эта полуторатонная «малышка», самая большая в РФ управляемая бомба, фугасного действия.

4 КАБ-1500Л -ПР 1500 кг
Такие бомбы в зарубежной литературе называют «умные бомбы».

5 ОДАБ-1000 1000 кг


Объемно-детонирующие авиационные бомбы обладают большим радиусом поражения. Аэрозольное облако «затекает» в окопы, укрытия, усиливая поражающее действие ОДАБ.

6 КАБ-500кр 560 кг
Управляемые бомбочки превосходят по коэффициенту наполнения, ракеты из-за отсутствующего двигателя и топливных баков.

7 КАБ-500Л 534 кг

8 ЗАБ-500 500 кг


Огромная зажигательная бомба. За счет высокой температуры разливающегося нутра, поджигает все вокруг. Особенно отличились «америкосы» поливая зажигательными бомбами, Вьетнам, напалмом сжигая строения и людей.

9 БЕТАБ-500 430 кг


Самая большая в РФ бетонобойная авиационная бомба, предназначена, для «выпиливания» врагов подло укрывшихся в бункерах, ЗКП, и прочих сооружениях.

10 РБК-500АО 380 кг


Разовая бомбовая кассета. Снаряжена 15-ю самоприцеливающимися противотанковыми боевыми элементами, оснащенными двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для «выпиливания» современных танков и другой бронетехники в любых условиях. Одновременно может «стереть» шесть танков.

Кроме того, нельзя не упомянуть АН602 «Царь-бомбу» или «Кузькину мать» , которую Никита Сергеевич обещал показать «америкосам» - масса 26,5 тонн с парашютной системой, самая тяжелая бомба в истории человечества.

Самая маленькая авиационная бомба «Мышиная бомба» (зажигательная) весит 17 грамм, выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила. Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолетов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Период между двумя мировыми войнами можно смело назвать гонкой вооружений. За это время эволюционировали практически все виды вооружений во всех родах войск развитых стран мира. Прогресс не обошел стороной и бомбовое вооружение авиации.

Во время Первой мировой войны самолеты не могли наносить большой урон наземным войскам противника – бомбовая нагрузка легких аэропланов была маленькой, бомбы сбрасывались вручную, а точность бомбометания была низкой из-за несовершенства прицельных устройств. Приходилось бомбить даже дротиками из самолета. Но к концу 1930-х годов стремительное развитие авиационной техники кардинально изменило картину. Бомбовая нагрузка бомбардировщиков выросла на порядки по сравнению с грузоподъемностью их недавних предшественников.

Перед разработчиками авиационных боеприпасов ставилась задача увеличить площадь, поражаемую при бомбардировках, с целью нанесения максимального урона вражеской пехоте, находящейся на ней, а также повреждения техники противника и уничтожения строений.

23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу, Финляндия и страны Прибалтики были отнесены к сфере интересов Советского Союза. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР сумел подписать договоры о взаимопомощи с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы, которые предоставили свою территорию для развертывания на ней советских военных баз. Правительство Финляндии отказалось от создания советских военных баз на территории страны. А проводившиеся в октябре-ноябре 1939 года переговоры в Москве о переносе границы от Ленинграда на 90 километров и передаче СССР в аренду на 30 лет полуострова Ханко для строительства здесь военно-морской базы финским правительством были отвергнуты.

Советское политическое и военное руководство, по всей видимости, было практически полностью уверено в том, что финны согласятся на уступки и примут предложения Москвы. Этим может объясняться тот факт, что разведывательная информация, которой располагало советское военное командование, оказалась очень обрывочной и неточной. Красной Армии мало что было известно о количестве и качестве финских укреплений на Карельском перешейке, состав финской армии и ее боевые возможности были определены неверно. Советское руководство готовилось к легкой военной кампании, уповая на абсолютное превосходство в боевой технике и вооружении, однако действительность расставила все по своим местам, обернувшись на начальном этапе войны чередой болезненных поражений советских войск, которые понесли большие потери в людях и технике.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ) в экспозиции Военного музея Финляндии в Хельсинки, Источник – peredovaya.ru

В целом война, которая продлилась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, закончилась для СССР победой, однако от планов по созданию Финляндской Демократической Республики (ФДР), руководство которой было сформировано из членов Коммунистической партии Финляндии, было решено отказаться. Финляндия сохранила свою независимость. При этом финны потеряли 11% своей территории, которая вошла в состав Советского Союза (в том числе второй по величине город страны Выборг), а 430 тысяч финских жителей вынуждены были переселиться из прифронтовой полосы вглубь страны, оставив все свое имущество.

В СССР тема советско-финской войны, которая в Финляндии известна как Зимняя война, долгие годы оказывалась умалчиваемой. О ней неохотно говорили и старались не вспоминать, в первую очередь из-за больших людских потерь, понесенных Красной Армией. Советский писатель и журналист Александр Твардовский в своем пронзительном стихотворении «Две строчки» прямо назвал ту войну незнаменитой. Эта незнаменитая война и подарила миру «коктейль Молотова» и «хлебницы Молотова», которые были названы так в честь Вячеслава Молотова, занимавшего на тот момент времени пост наркома иностранных дел СССР.

Уже 30 ноября 1939 года советские бомбардировщики первый раз бомбили Хельсинки, фотографии разрушений в городе быстро облетели газеты всего мира. По официальной информации финской стороны, во время авианалетов и бомбардировок Финляндии (в том числе столицы страны) погибло 956 человек, 540 человек получили серьезные ранения, около 1300 легкие. Также было разрушено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий.

В ходе налетов советская авиация использовала новые бомбы РРАБ (ротативно-рассеивающая авиационная бомба) трех модификаций.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба калибра 500 кг РРАБ-2, индекс 55-Щ-353 образца 1938 года, Источник – ru-aviation.livejournal.com

Советским прообразом кассетных авиационных боеприпасов стала ротативно-рассеивающая бомба (РРАБ). Сделанная из сварных листов гофрированного железа толщиной 1 мм, она, по сути, являлась контейнером, разделенным на отсеки фанерными перегородками толщиной 10 мм. Отсеки закрывались четырьмя створками, раскрывавшимися при сбрасывании бомбы. Створки были армированы стальными штырями диаметром 5 мм, запрессованными по их краям, и таким образом образовывали корпус бомбы. В снаряженном виде створки стягивались разрывными кольцами – ремнями, прижимающими створки к корпусу. Если помещаемые в бомбу малые боеприпасы были значительного калибра, то количество колец увеличивали. Перед помещением в отсеки РРАБ «начинки» – малых бомб их головные взрыватели ставились в боевое положение. Первоначально в РРАБ помещались боеприпасы одного типа и одного калибра, однако из-за того, что такие боеприпасы не были унифицированы по длине, внутри РРАБ часто образовывались пустоты. Поэтому укладку производили таким образом, чтобы пустоты находились в хвостовой части РРАБ и заполняли их древесиной ящиков, в которых боеприпасы поступали на аэродромы.

Подвеска ротативно-рассеивающей авиационной бомбы (РРАБ), Источник – soldierweapons.ru

Начиная с 1940 года РРАБ снаряжали различными видами боеприпасов, следя только за тем, чтобы в каждом отсеке они были одного типа и калибра.

Принцип работы РРАБ был прост. При сбросе бомбы сложенные крылья хвостового оперения освобождались от предохранителя (шпильки), раскрывались под действием аэродинамического сопротивления воздуха и фиксировались специальным замком. Крылья раскручивали бомбу в полете, отчего лопались разрывные кольца, стягивающие створки бомбы. Под действием центробежной силы помещенные в отсеках малые бомбы рассеивались в воздухе, поражая живую силу и технику противника на значительной площади.

В СССР производились ротативно-рассеивающие бомбы трех типов:

РРАБ-1 – 4 отсека, бомбовая нагрузка 1000 кг;
РРАБ-2 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 500 кг;

РРАБ-1 были сняты с производства в начале 1940 года.

Советская бомбардировочная авиация использовала во время войны 1939-1940 годов 250 кг бомбы РРАБ-3, 500 кг бомбы РРАБ-2 и 1000 кг бомбы РРАБ-1. Наиболее часто с самолетов сбрасывались бомбы РРАБ-2 и РРАБ-3. Данные подвесные контейнеры использовались не только во время Советско-финской войны 1939-1940 годов, но и в годы Великой Отечественной войны. Их наполняли различным количеством более мелких осколочных боеприпасов: АО-8, АО-10 или АО-20, а также зажигательными авиабомбами малого калибра ЗАБ-25. Носителями РРАБ были советские бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а позднее Ил-4 и Пе-8.

РРАБ на земле

Осколочные авиационные бомбы АО-8, АО-10 и АО-20 представляли собой артиллерийские снаряды (калибра от 76 до 107 мм), к которым просто приваривался коробчатый стабилизатор. Основным поражающим элементом этих бомб были осколки их корпуса. Данный вид боеприпасов предназначался для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной техники противника. Зажигательная авиабомба ЗАБ-25 предназначалась для поражения огнем сооружений как городского, так и деревенского типов, железнодорожных станций, ангаров, посевов в сухое время года и т.д. Ее корпус был штатным корпусом химической бомбы - ХАБ-25, который заполнялся керосином или нефтью и хлопчатобумажными концами. В запальный стакан помещался разрывной патрон с пиротехническим составом.

Использование авиационных бомб кассетного типа позволяло добиться наиболее высокого уровня размеров зоны поражения осколками. Прототипом всех современных кассетных авиационных боеприпасов стали именно ротативно-рассеивающие авиабомбы периода 30-40-х годов прошлого века. Все используемые советской авиацией РРАБ трех калибров имели примерно одинаковую конструкцию. Хвостовой и головной обтекатели РРАБ изготовлялись из тонколистовой стали (толщина 1 мм), а цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из гофрированной стали (ее толщина составляла 1,25 мм), изогнутые по дуге окружности с диаметром, равным диаметру бомбы. Для обеспечения бомбе несущей способности и прочности использовались поперечные и продольные силовые элементы. Рабочий объем внутри бомбы РРАБ разделялся на несколько отсеков (3-4) при помощи перегородок, выполненных из фанеры, в эти отсеки и укладывались бомбы разных калибров - суббоеприпасы, уже описанные выше.

На картинке изображена бомбежка финского города Sortavala в феврале 1940 года.

Каждый отсек снаряженной «хлебницы Молотова» стягивался 2-4 разрывными кольцами - гроссами с ослабленными сечением. После сброса с самолета такая авиационная бомба начинала вращаться с большой скоростью за счет установки на нее хвостового оперения специального типа - под углом к продольной оси (примерно 45°). В тот момент, когда угловая скорость вращения бомбы достигала некоторого критического значения, происходило естественное разрушение стягивающих разрывных колец под воздействием инерционных сил, после чего боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.

К примеру, одна из используемых авиационных бомб РРАБ-2 обладала следующими характеристиками: общая длина бомбы 3245-3285 мм, диаметр корпуса - 600 мм, масса в снаряженном состоянии от 500 до 650 кг. При снаряжении данного боеприпаса осколочным авиабомбами малых калибров в ее корпусе можно было разместить 78 бомб АО-8, 66 бомб АО-10 или 25 бомб АО-20. Эффективность осколочного действия всех советских РРАБ была достаточно высокой. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высоты до 3000 метров площадь поражения составляла 225-940 м2, с высот 3000-5000 метров - 225-1200 м2. Для авиационной бомбы РРАБ-2 данные показатели были следующими - 280-1300 м2 и 315-1700 м2 соответственно. Для самой тяжелой авиабомбы РРАБ-1 - 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

Современный вариант отечественных авиационных бомб кассетного типа принято называть РБК - разовыми бомбовыми кассетами. Они выполнены в габаритах штатных фугасных авиационных бомб калибром от 100 до 500 кг и обладают тонкостенным корпусом, в секциях которого располагаются разнообразные суббоеприпасы - бомбы малых калибров.

Площадь, поражаемая ротативно-рассеивающей авиационной бомбой в зависимости от ее типа
ВЫСОТА БОМБОМЕТАНИЯ ТИП РРАБ
РРАБ-1 РРАБ-2 РРАБ-3
3000 м 230–950 м2 280–1300 м2 220–850 м2
5000 м до 1200 м2 до 1700 м2 до 1100 м2

Основной проблемой ротативно-рассеивающих бомб была ненадежность системы их освобождения от подвески самолета. Определенную проблему также создавали стальные тросики, ленты и подвеска, болтавшиеся под фюзеляжем самолета после сбрасывания бомбы. В 1940 году подвесная система была модернизирована и стала отделяться от самолета после использования.

Остроумные финские журналисты окрестили эти бомбы «хлебницами Молотова». По одной версии это было ответом на заявление Наркома иностранных дел СССР Молотова о том, что СССР не ведет бомбардировку финских городов, а сбрасывает с самолетов мешки с хлебом для голодающих финских рабочих. По другой версии такое название было производным от «коктейля Молотова» – так те же финские журналисты собирательно называли все типы зажигательных смесей. Дело в том, что РРАБ могли снаряжаться, в том числе, и авиационными бомбами малого калибра (до 10 кг), начиненными зажигательной смесью.

Пошутить на этот счет могли и советские бойцы. Снаряжение РРАБ всех трех типов требовало большого количества времени. Каждую небольшую бомбу нужно было подготовить и уложить в кассету, как лимоны или апельсины в ящик, а в 1000 кг бомбу их можно было уложить более 100 штук. Если вылет по каким-либо причинам отменялся, их нужно было столько же времени разряжать. Острые на язык красноармейцы придумали для РРАБ свою расшифровку - работай, работай, а без толку. Хотя в целом в эффективности данного оружия они не сомневались.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не сработавшая при бомбометании в Финляндии, 1939–40 год Источник – omop.su

В армии РРАБ были малоизвестны. После окончания Финской кампании 1939–40 годов в РККА столкнулись с тем, что наземные службы завышали потери советской авиации, так как разбитые корпуса использованных РРАБ при подсчете иногда принимали за обломки фюзеляжей разбившихся самолетов советских ВВС.

Также отмечались случаи, когда саперы РККА принимали лежащие на земле хвостовые детали использованных РРАБ за хвостовое оперение ушедших в грунт и не взорвавшихся авиабомб и подрывали такие «бомбы» с целью их обезвреживания.

Ротативно-рассеивающими бомбами вооружали бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. По мере замены парка машин дальней бомбардировочной авиации новыми, более совершенными моделями самолетов РРАБ начали использовать при снаряжении дальних бомбардировщиков ДБ-3 и ИЛ-4. РРАБ-3 также могли использоваться фронтовыми бомбардировщиками АНТ-40 (СБ).

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба РРАБ-2 на внешней подвеске дальнего бомбардировщика ИЛ-4, Источник – soldierweapons.ru

В годы Великой Отечественной войны РРАБ активно применялись для борьбы с живой силой и техникой вермахта. Вот пример упоминания о РРАБ в мемуарах дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации В.И. Ракова: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба.Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».

Авиабомба АО-2,5-2, переделанная с артиллерийского снаряда калибра 45 мм

В ходе войны СССР использовала осколочные авиационные бомбы весом 2,5 , 5, 10, 15, 20 и 25 кг. При этом бомбы подразделялись на специально изготовленные (с корпусами из сталистого чугуна и сталистого литья) и на переделанные из артиллерийских боеприпасов (в связи с недостатком авиабом). К специально изготовленным бомбам относились:

ТТХ бомбы/обозначенине АО-2,5 АО-2,5сч АО-8М АО-10 АОХ-10 АОХ-15 АО-20М
Длина бомбы, мм 370 378 480 612 480 610 1030
Диаметр корпуса, мм 45 52 76 90 90 107 106
Масса бомбы, кг 2,5 2,5 5 10 10 15 20
Размах стабилизатора, мм 61 60 100 125 110 125 130
Радиус поражения, м 7-11 12 15 18 18 20 25

К бомбам, переделанным с артиллерийских боерипасов относились:

Переделка артиллерийских снарядов в авиабомбы производилась с 1941 г. и заключалась в оснащении их штампованным железным стабилизатором (перьевыми или коробчатыми) и авиационными взрывателями. Бомбы сбрасыались с высоты 150 — 350 м. Многие бомбы оснащались вертушкой АВ-4, благодаря которой взрыватель бомбы срабатывал над землей, тем самым увеличиая зону поражения осколками. Бомбы весом 2,5 кг, как правило, использовались в качестве суббоеприпасов – ими оснащались контейнеры (кассетные бомбы).

Авиабомбы ФАБ-50 выпускались в большой номенклатуре: ФАБ-50св (сварная, выпускалась в 1932-1939 гг.); ФАБ-50св (корпус из серого чугуна); ФАБ-50сл (выпускались с 1940 г., стальные литые); ФАБ-50цк (цельнокованная); ФАБ-50шг (выпускалась с 1943 г. со штампованной головкой); ФАБ-50-М43 (выпускалась с 1943 г. упрощенной конструкции и технологии изготовления). Кроме того, с 1936 г. 260 тысяч 152-мм фугасных снарядов от устаревших орудий переделали в бомбы ФАБ-50м путем оснащения их четырьма стабилизаторами и авиационным взрывателем. Несмотря на то, что официально бомба обозначалась как фугасная, фактически являлась осколочно-фугасной. Все бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия, некоторые с задержкой 0,3 с. Бомбы использовались, как бомбардировщиками, так и истебителями. ТТХ бомбы: длина – 936 мм; диаметр – 219 мм; масса – 50 — 60 кг; масса ВВ – 25 кг; толщина стенок – 8-9 мм; размах оперения – 210 — 264 мм; бронепробиваемость – до 30 мм палубной брони, 900 мм кирпичной кладки или 220 мм железобетона.

В 1929-1932 гг. выпускались бомбы ФАБ-70м1 и ФАБ-70м2, которые представляли собой переделку трофейных боеприпасов от французских 240-мм минометов. Первый вариант бомбы выпускали без перенаряжения, второй – с переснаряжением. Переделка мин заключалась в установке бугеля для их подвески на горизонтальных бомбодержателях и онащении авиационным взрывателем. С 1936 г. выпускались бомбы под обозначением ФАБ-70, которые представляли собой 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с четырьмя приваренными стабилизаторами. ТТХ ФАБ-70м2: длина – 1305 мм; длина корпуса – 855 мм; диаметр – 240 мм; размах стабилизатора – 310 мм; масса – 70 кг; масса ВВ – 34 кг.

В годы войны авиабомбы ФАБ-100 выпускались в такой номенклатуре: ФАБ-100 (выпускалась с 1932 г.), ФАБ-100цк (выпускались с 1938 г., цельнокованные), ФАБ-100М (выпускалась с 1942 г.), ФАБ-100св (сварная), ФАБ-100 КД (выпускалась в 1941-1944 гг., ознащалась взывчатой жидкой смесью); ФАБ-100НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-100 М-43 (выпускалась с 1943 г., упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-100сч (выпускались с 1944 г., корпус из серого чугуна), ФАБ-100сл (выпускалась с 1944 г., стальной литой корпус). Все бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия, некоторые с задержкой 0,3 с. ТТХ бомбы: длина – 964 мм; диаметр – 267 мм; масса – 100 кг; масса ВВ – 70 кг; толщина стенок – 14 мм; радиус поражения – 18 м.

250-килограммовые бомбы выпускались в таких варинантах: ФАБ-250 (выпускалась с 1932 г.), ФАБ-250св (выпускалась с 1932 г, сварная), ФАБ-250цк (цельнокованный корпус), ФАБ-250сч (выпускалась с 1943 г, серого чугуна), ФАБ-250НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-250М-43 (выпускалась с 1943 г., упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-250М44 (выпускалась с 1944 г.,с укороченным стабилизатором). Бомба имела четырехперистый стабилизатор с распорными планками. Боеприпас использовался для разрушения гражданских объектов, подземных коммуникаций и полевых оборонительных сооружений с железобетонными перекрытиями толщиной до 0,4 м. ТТХ бомбы: длина – 1589 мм; диаметр – 285 мм; масса – 250 кг; масса ВВ – 99 кг; радиус повреждений — 56 м.

К номенклатуре 500-килограммовых бомб относились: ФАБ-500, ФАБ-500св (выпускалась в 1932-1940 гг., сварная), ФАБ-500М (выпускалась 1942-1943 гг., с упрощенным изготовлением), ФАБ-500НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-250М43 (выпускалась с 1943 г, упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-500М44 (выпускалась с 1945 г., с укороченным стабилизатором). Бомба могла применяться со взрывателями большого замедления (часы, сутки) для минирования местности. При этом они снабжались вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу. При взрыве на глубине 3 — 3,5 м. образовывалась воронка диаметром 8,5 — 16 м. ТТХ бомбы: длина – 2,1 — 2,3 м; диаметр – 392 — 447 мм; масса – 500 кг; масса ВВ – 213 — 226 кг; размах стабилизатора – 570 — 600 мм; бронепробиваемость – 1,2 м бетонного перекрытия или 0,8 м железобетонного; радиус повреждений – 80 м.

В период войны выпускались такие 1000-килограмовые бомбы: ФАБ-1000св (выпускалась в 1932-1943 гг., сварная), ФАБ-1000М (выпускалась с 1942 г., с упрощенным изготовлением, коромбачым стабилизатором и меньшей длиной), ФАБ-1000М43 (выпускалась с 1943 г, упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-1000М44 (выпускалась с 1945 г., с укороченным стабилизатором), ФАБ-1000НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-1000сл (выпусклась с 1943 г., стального литья). При взрыве на глубине 4 м образовывалась воронка диаметром 17 м. ТТХ бомбы: длина – 2765 мм; диаметр – 630 мм; масса – 1000 кг; масса ВВ – 674 кг; бронепробиваемость – 1,8 м. бетонного перекрытия или 1 м железобетонного.

1500-килограмовые бомбы выпускались в таких вариантах ФАБ-1500, ФАБ-1500Т и ФАБ-1500-2500ТС. Толстостенная бомба ФАБ-1500-2500ТС имела литую боевую часть с толщиной стенок около 100 мм. Масса — 2,5 т. ТТХ бомбы: длина – 3 м; диаметр – 642 мм; масса – 1400 кг; масса боевой части – 1200 кг; масса ВВ –675 кг; толщина стенок – 18 мм; радиус повреждений – 160 м.

Бомба ФАБ-2000св была принята на вооружение в 1934 г. Она имела корпус сварной конструкции, головные и донные взрыватели с замедлением 0,3 с. В 1943 г. в связи с упрощением конструкции бомбы и технологии ее изготовление стали выпускать ФАБ-2000М-43. В 1945 г. на вооружение приняли ФАБ-2000М44. При взрыве бомбы на глубине 4 м. образовывалась воронка диаметром 20 м. ТТХ бомбы: длина – 4,5 м; толщина стенок – 12 мм; бронепробиваемость – 1,8 м. бетонного перекрытия или 1,2 м железобетонного.

Бомба относилась к авиабомбам сварной конструкции и была принята на вооружение в 1943 г. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали. Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, проваривая двухсторонним швом все стыки. Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Бомба имела 6 взрывателей — по одному в головном и донном очке и четыре боковых взрывателя с установкой на мгновенное действие. Наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивало настильность взрывной волны, что было чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам. Носителем бомбы являлся ПЕ-8. При этом створки бомболюка закрывались лишь на одну треть. ТТХ бомбы: длина – 3107 мм; диаметр – 642 мм; масса – 4900 кг; масса ВВ – 2207 кг.

фугасная авиабомба была принята на вооружение в 1945 г. Она комплектовалась контактными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5–15 м. При взрыве бомбы образовывалась воронка диаметром 5 м. и глубиной 1,7 м. ТТХ бомбы: длина – 1065 мм; диаметр – 273 мм; масса – 100 кг; масса ВВ – 30,7 кг; радиус поражения – 50 м; бронипробиваемость – 40 мм.

В период войны выпускалась бетонобойная бомба БетАБ-150 ДС (с дополнительной скоростью) с ракетным ускоритетелем для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский снаряд. Ракетный укоритель придавал бомбе дополнительную скорость в 210 м/с. Бомба проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,7 м. При взрыве бомбы в грунте образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,5 м. ТТХ бомбы: длина — 2097 мм; длина – 210 мм; масса — 165 кг; масса боевой части — 102 кг; масса ВВ — 14,5 кг; масса ракетного заряда – 17,2 кг.

В период войны выпускались следующие бронебойные бомбы: БРАБ-200 ДС, БрАБ-220, БрАБ-250, БрАБ-500, БрАБ-1000. Бомба БРАБ-200 ДС имела ракетный ускоритель, который сообщал бомбе дополнительную скорость 180 м/с. Бомба изготавливалась на базе «морских» 203 мм полубронебойных артснарядов без задней части, к которым сзади крепился обтекаемый конус с донным взрывателем и большим четырёхпёрым стабилизатором. ТТХ бомбы БрАБ-200: длина – 2054 мм; длина – 278 мм; масса – 213 кг; масса боевой части – 150 кг; масса ВВ – 12,3 кг; масса ракетного заряда – 19,2 кг; бронепробиваемость – 182-260 мм. Бомбы БРАБ-500 и 2БРАБ-1000 были оснащены биконическими противорикошетными наконечниками. Корпуса бронебойных авиабомб новой изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой к имели конусную форму, суживающуюся к хвостовой части. Головные части авиабомб, отливали из высоколегированной стали. Крылья стабилизаторов крепили к коническим обтекателям на клепке посредством стальных угольников. Для размещения на внешних горизонтальных бомбодержателях самолетов авиабомбы оснащали основными и дополнительными бугелями с подвесными ушками соответствующих весовых групп. ТТХ бомб изложено в таблице.

К началу войны в СССР выпускались зажигательные авиабомбы лишь малых и средних калибров – ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т, ЗАБ-10тг и ЗАБ-50тг. В 1941-1944 гг. было выпущено незначительное количество зажигательных бомб крупного калибра ЗАБ-100 и ЗАБ-500. Все они относились к боеприпасам интенсивного и сосредоточенного действия. Их общим недостатком оказалось то, что они были эффективны лишь при прямом попадании в цель, и их легко можно было потушить. Бомбы ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т относились к разряду суббоеприпасов — ими снаряжали ротативно-рассеивающие авиабомбы РРАБ, а также сбрасывали группами из кассет-ведер. Зажигательные авиабомбы калибра 1,5–2,5 кг снаряжаются термитными составами. Бомбы калибром более 10 кг считались боеприпасами индивидуального применения — на самолете их размещали на замках бомбодержателей и сбрасывали в ходе одиночного, серийного или залпового бомбометания. Всего было выпущено 5,8 млн. зажигательных бомб всех видов.

Бомба предназначалась для поражения целей посредством загущённой зажигательной смеси, имеющей высокую температуру горения (бензин, керосин, толуол). Загущенная огнесмесь дробилась взрывом на крупные куски, которые разбрасывались на большое расстояния и горели с температурой 1000–1200°С в течение нескольких минут. Огнесмесь прилипала к различным поверхностям и трудно удалялась с них. Горение происходило за счет кислорода воздуха, поэтому в радиусе действия бомбы образовывалось значительное количество отравляющей двуокиси углерода. Для повышения температуры горения огнесмеси до 2000–2500°С в нее добавляли порошки горючих металлов. Благодаря прочному корпусу бомба была способна пробивать стены и крыши зданий, поражая внутренние помещения. Основными целями для ЗАБ-500 являлась авиационная техника на стоянках, автомобили, установки РЛС, небольшие здания и живая сила противника. Минимально допустимая высота применения 750 м. Всего было выпущено 3,5 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса – 500 кг; масса боевой части – 480 кг; длина – 2142 мм; диаметр – 321 мм.

Авиационные жидкостные жестяные ампулы АЖ-2 калибра 125 мм, снаряженные самовоспламеняющимся сгущенным керосином марки КС пришли на смену стеклянным ампулам АК-1 и выпускалсись с 1936 г. Их изготавливали путем штамповки двух полусфер из тонкой латуни толщиной 0,35 мм, а с 1937 г. с белой жести толщиной 0,2-0,3 мм. Конфигурация деталей для производства жестяных ампул сильно варьировалась. В 1937 г. в производстве состояли АЖ-2 из полусферы с заливочной горловиной и второй полусферой из четырех сферических сегментов. В начале 1941 г. были опробованы технологии производства АЖ-2 из черной жести (тонкого проката 0,5-мм декапированного железа). Детали корпусов АЖ-2 стали соединять при помощи закатки краев и утапливания шва заподлицо с контуром сферы. В 1943 г. ампулы дополнили взрывателями из термореактивной пластмассы. При встрече с прочной преградой корпус ампулы АЖ-2КС разрывался, как правило, по спаечным швам, зажигательная смесь выплескивалась и воспламенялась на воздухе с образованием густого белого дыма. Температура горения смеси достигала 800°С. Наряду с АЖ-2 использовалась модификация увеличенной емкости – двухлитровые ампулы «АЖ-4» в шарах диаметром 260 мм. Ампулы загружали в специальные контейнеры (кассеты) мелких бомб. Всего было выпущено около 6 млн. ампул различных модификаций. ТТХ АЖ-2: полная масса — без взрывателя – 1,5 кг., со взрывателем – 1,9 кг., полная емкость – 0,9 л.

Бомба с кумулятивным зарядом предназначалась для поражения бронетехники. Впервые бомбы были применены в 1943 г. в битве на Курской дуге. Корпуса бомб и клепаные стабилизаторы перисто-цилиндрической формы изготавливали из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для увеличения осколочного действия на цилиндрическую часть авиабомб дополнительно надевали стальную 1,5-мм рубашку. Взрыватель – донный. Бомбы снаряжались в кассеты от 22 до 86 штук в зависимости от типа контейнера. Максимальное количество бомб помещалось в универсальный бомбоотсек штурмовика Ил-2 (280 шт.). Минимальная высота бомбометания – 70 м. Всего за время войны было изготовлено 14,6 млн. бомб. ТТХ бомбы: масса – 2,5 кг; масса ВВ – 1,5 кг; длина – 355-361 мм; бронепробиваемость – 60 мм при угле встречи 30° и 100 мм при 90°.

Противолодочная бомба ПЛАБ-100 была принята на вооружение в 1941 г. Она предназначалась для поражения подводных лодок с высот 300-800 м. Бомба состояла из корпуса, парашютной коробки с парашютом и расцепляющего механизма. При сбрасывании бомбы с самолета вытяжная стропа, срывая крышку, извлекала тормозной парашют из коробки и запускала замедлители петарды расцепляющего механизма. Спустя 4-5 секунды она срабатывала, освобождая боеприпас от тормозного парашюта и его транспортировочной коробки. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: длина – 1046 — 1062 мм; диаметр — 290 мм; размах стабилизатора — 310 мм; масса — 100 кг; масса ВВ — 70 кг; толщина стенок – 3 мм.

Вспомогательная аэронавигационная морская бомба, выпускавшаяся с 1936 г. и служила для визуального фиксирования отправной точки на водной поверхности при измерении углов сноса и путевой скорости. Кроме того, их применяли для постановки «вспомогательной точки прицеливания» на местности и маркирования заданной точки на водной поверхности. АНАБ транспортировали в кабине штурмана и сбрасывали вручную. Головная часть бомбы выполнена из 0,25-мм белой жести, хвостовая часть — из 0,75-мм декапированного железа, состояла из двух разделенных диафрагмой камер – поплавковой и камеры под снаряжение. Поплавковую камеру оживальной формы с приваренным стабилизатором оснащали газоотводящими трубками. Головные части заполняли раствором флуоресцина в ацетоне и фосфористого кальция (снаряжение дневного действия), а заливное отверстие закрывали крышкой и запаивали. При ударе о водную поверхность головная часть разбивалась, освобожденный груз тонул, а жидкость, растекаясь по поверхности воды, образовывала яркое зеленовато-желтое пятно протяженностью 9-10 м. Хвостовая часть через 2-3 секунды всплывала и, приняв через трубку и донное отверстие воду, «запускала» реакцию разложения фосфористого кальция. При этом образовывался жидкий фосфористый водород, воспламенявшийся на воздухе и зажигавший смесь фосфина. Горения сопровождалось выделением белого дыма. Кроме того, пламя бело-желтого цвета имело вид факела высотой 20 — 25 см с продолжительностью горения 1 — 1,5 минуты, после чего еще 10 — 15 минут можно было наблюдасть вспышки с интервалом 5 — 15 с.

Гидростатические (плавающие) боеприпасы предназначались для постановки на море маскирующих дымовых завес с целью прикрытия ими атаки и маневров своих кораблей. В 1939 г. на вооружение была принята плавающая авиабомба ПАБ-100. В 1944 г. боеприпас получил наименование ГАБ-100Д. Корпус авиабомбы состоял из двух поперечных половин, соединенных между собой на резьбе. В передней части содержалась дымовая смесь, а задняя выполняла роль поплавковой камеры. Бомба сбрасывалась со специальным парашютом. Взрыватель – мговенного действия. ТТХ бомбы: масса заряда – 40 кг; время образования дыма – 7 — 10 минут.

В годы войны на вооружении стояли две дымовые авиабомбы: ДАБ-25 и ДАБ-100. С 1944 г. они получили обоначение ДАБ-25-30Ф и ДАБ-100-80Ф. Боеприпасы предназначались для постановки на местности маскирующих дымовых завес с целью прикрытия атак и маневра своих войск, а также ослепления огневой системы обороны противника (авианаводчиков и корректировщиков артогня). Боеприпасы изготавливали в сварных корпусах, штампованных и свальцованных из листовой стали. Оперение – четырехперистое, взрыватель – мгновенного действия. ТТХ ДАБ-25-30Ф: масса – 15 кг; масса заряда – 17 кг белого фосфора; диаметр – 203 мм; толщина стенки – 4 мм; время образования дыма – 3 — 5 минут. ТТХ ДАБ-100-80Ф: масса – 100 кг; толщина стенки – 3 мм; время образования дыма – 5 — 10 минут; протяженность дымовой завесы – 100 — 1500 м; высота завесы – 50 — 80 м.

Осветительные (светящие) авиабомбы, относящиеся к боеприпасам вспомогательного назначения, применяли в ночных операциях разведывательной и бомбардировочной авиации в ходе визуальной разведки и освещения местности при прицельном бомбометании, в совместных действиях авиации с кораблями ВМФ и авиации с артиллерией. Последнее заключалось в корректировке артиллерийского огня с самолетов, наведении кораблей и подводных лодок ночью на флот противника, бомбардировщиков — на цели, а также в освещении местности при посадках самолетов вне аэродромов. В период войны СССР выпускал четыре типа осветительных бомб: САБ-3 и САБ-3М, САБ-50-15, САБ-100-55. Бомба состояла из трех основных узлов: корпуса из тонкой листовой стали, осветительного пиротехнического факела в бумажной гильзе и парашюта. При сбрасывании бомбы на заданной дистанции пиротехнический факел воспламеняется и давлением пороховых газов вместе с парашютом выталкивается из корпуса авиабомбы. Выброшенный из корпуса горящий факел медленно снижается на парашюте, освещая местность. Наиболее распространненая бомба САБ-50-15(2.000.000 — 2.200.000 свечей) использовавшаяся на высоте 2000 м создавала световое пятно в радиусе 3000 м. Время горения – около 4,5 минут. Масса – 55 кг; толщина корпуса – 04 мм. Всего в период войны было выпущено 602 тысячи осветительных бомб всех типов.

Авиабомба являлась источником света при ночном воздушком фотографировании. Она представляла собой заряд пиротехнического состава, заключенный в оболочку авиационной бомбы и дающей мощную вспышку. Этого освещения было достаточно, чтобы в ночных условиях получать качественные аэрофотоснимки с высоты до 7500 м. Иногда бомба использовалась среди ночи для подавления наводчиков зенитных орудий посредством мощной вспышки. ТТХ бомбы: максимальная сила света – 500 млн. свечей; продолжительность вспышки – 0,1 — 0,2 с; время падения – 27 с; длина – 890 мм; масса – 35 кг; диаметр – 203 мм.

Агитационные бомбы предназначались для разбрасывания листовок и других агитматериалов на территории противника. Бомба состояла: из пустотелого разборного корпуса, который заполнялся листовками перед использованием; вышибного заряда для выталкивания агитационных материалов; дистанционного взрывателя, обеспечивающего срабатывание вышибного заряда на определенном расстоянии или высоте. Бомба была создана в габаритах ФАБ-100. Ее корпус был выполнен из фанеры и весил не более 20 кг. Вдоль корпуса была установлена труба с пороховой петардой, позволяющая взрывом разкрыть корпус на заданной высоте. Снаряжали бомбу листовками в виде рулонов массой 2,7 — 3,2 кг каждый. Листовка имела формат 206х146 мм. Сбрасывали бомбу, как с наружных, так и с внутренних бомбодержателей. В зависимости от погоды высота сброса составляла от 50 до 500 м.

Для применения малых фугасных, осколочных, зажигательных и других авиационных бомб массой 1-2,5 кг в СССР были разработаны разные носители – стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ (ротативно-рассеивающие авиационные бомбы). Боеприпасы устанавливались хвостовым оперением под 45º к основной продольной оси. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой. При достижении заданной скорости вращательного движения, троса, имеющие ослабленные сечения, стягивающие корпус, из-за действия центробежных сил начинали разрываться, и малые боевые боеприпасы начинали рассеиваться, при падении поражая большую площадь. Изготавливали РРАБ в трех вариантах: до одной тысячи килограммов (РРАБ-1); до полутонны (РРАБ-2); до 250 килограммов (РРАБ-3). Конструктивно РРАБ представляют собой оболочку с тонкими стенами, в которую укладывали малые авиационные бомбы, техники, прямо на аэродроме, перед самым применением. Все РРАБ были аналогичной конструкции: В РРАБ-1 помещалось: 84-130 бомб типа АО-8, 100 – типа АО-10, 50 – АО, 260 – АО-2,5. В РРАБ-2 помещалось: 50-78 бомб типа АО-8, 66 – ЗАБ-10, 25 – АО-20, 260- АО-2,5. В РРАБ-3 помещалось 34 бомбы АО-8, 25 – ЗАБ-10 или АО-10, 18 – АО-20, 116-АО 2,5, 126 – ПТАБ-2,5.

Реактивный снаряд РС-82 (класса воздух-воздух) впервые был применен в 1939 г. истребителями И-16 при разгроме японских войск на реке Халхин-Гол. К 1942 г. были созданы промышленные пусковые установки для самолетов И-153, СБ и ИЛ-2. В ходе советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ были оснащены пусковыми установками для ракет PC-132 (класса воздух-земля). Эффективность применения реактивных снарядов в воздушном бою, а также при стрельбе по одиночным наземным целям (танкам, автомобилям и т. п.) была крайне низкой, поэтому их применяли для залповой стрельбы по площадям. Снаряд состоял из головной боевой и реактивной части (порохового реактивного двигателя). Боевая часть была снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого использовался контактный или неконтактный взрыватели. Реактивный двигатель имел камеру сгорания, в которой был помещен метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом. Стабилизация снаряда в полете обеспечивалась с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев. Головка снаряда тупая, с надрезами на оживальной части. В 1935-1936 гг. ракеты PC-82 запускали с авиационных пусковых устройств бугельного типа, которые имели большое лобовое сопротивление и заметно снижали скорость самолета. В 1937 г. была разработана направляющая желобкового типа с одной планкой, имеющей Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Позднее и в пусковых устройствах для PC-132 от опорной балки-трубы отказались и заменили ее П-образным профилем. Применение пусковых установок желобкового типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надежность схода снарядов. В 1942 г. авиационные снаряды PC-82 и PC-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13. ТТХ РС-82: калибр – 82 мм; длина снаряда – 600 мм; масса ВВ – 360 г; вес ракетного топлива – 1,1 кг; полная масса снаряда – 6,8 кг; скорость – 340 м/с; дальность – 6,2 км; радиус сплошного осколочного поражения – 6-7 м. ТТХ РС-132: калибр – 132 мм; длина снаряда – 845 мм; масса ВВ – 900 г; вес ракетного топлива – 3,8 кг; полная масса снаряда – 23 кг; скорость – 350 м/с; дальность – 7,1 км; радиус сплошного осколочного поражения – 9-10 м. Известны следующие модификации РС-82: РБС-82 (бронебойный вариант, бронепробиваемость до 50 мм); РОС-82 (реактивный осколочный снаряд); РОФС-82 (вариант с осколочно-фугасной боевой частью); ЗС-82 (зажигательный РС); ТРС-82 (турбореактивный снаряд). РС-132 имел такие модификации: БРС-132 (бронебойный вариант, бронепробиваемость до 75 мм); РОФС-132 (вариант с осколочно-фугасной боевой частью); РОС-132 (осколочный снаряд); ЗС-132 (зажигательный снаряд); ТРС-132 (турбореактивный снаряд).

В Англии, которая первой познакомилась с этим достижением немецкого технического гения, ее прозвали "бомба-бабочка". Она весила 2 кг и была самой маленькой бомбой, применявшейся во второй мировой войне. В собранном виде она представляла собой цилиндр длиной 7,5 см в диаметре и 9 см в длину. После сброса бомба раскрывалась на две части, которые образовывали «крылья», замедлявшие ее падение. Такие бомбы сбрасывались не поштучно, а в контейнерах разного размера. Например, контейнеры для Bf-109 вмещали 96 таких бомб, а для Bf-110 – 360. SD-2 были специально сконструированы для атаки с воздуха небронированных целей: автомашин, пехоты, самолетов, стоящих на земле. С точки зрения создателей этого оружия, сброс большого числа маленьких бомб, а не одной большой имел явные преимущества: сравнительно медленное падение SD-2 и небольшой радиус разлета осколков означали, что их можно было сбрасывать с небольшой высоты – до сотни метров, что резко улучшало точность атаки небольших целей. Именно этот тип бомб широко применялся немцами в июне 1941 года во время атак советских аэродромов. Тем не менее, после ряда взрывов в воздухе и катастрофах при посадке, связанных с дефектами механизмов сброса контейнеров, SD-2 были запрещены фельдмаршалом Кессельрингом как представляющие опасность для самих немецких самолетов и экипажей. Бомбы SD2 назвали «дьявольскими яйцами» вовсе не те, на чьи головы они сыпались. Это прозвище им дали немецкие летчики за постоянные проблемы с подрывами на них. Не так уж редко самолеты, несшие эти бомбы, взрывались в воздухе. Возникали эти проблемы вследствие оснащения SD2 нетипичным для легких бомб других типов набором взрывателей. Помимо обычного детонатора, срабатывающего от удара о землю, они оснащались взрывателем с замедлителем, а также взрывателем на неизвлекаемость. Т.е. фактически бомба становилась миной, взрывавшейся через некоторое время или же от прикосновения или смещения. Из-за этого восстановление летного поля после налета немецких бомбардировщиков было затруднено. Техники и пилоты, а также маневрирующие по полю самолеты могли стать жертвой бомб уже после налета. Понятно, что сами по себе SD2 не были чудо-оружием, но они стали одним из многих факторов, повлиявших на потери советской авиации на аэродромах приграничных округов. Упоминания о них, кстати, встречаются в наших документах. Например, один из немецких налетов на аэродром 164 ИАП на Украине описан в донесении так: «атака производилась на бреющем полете фугасными 2–2,5 кг бомбами с часовым механизмом» (ЦАМО РФ, ф.229, оп.181, д.14, л.46). Разбросанные по полю бомбы с часовым механизмом очевидно мешали нормальной работе аэродрома и увеличивали потери людей и техники.

Неожиданно для советского командования 22 июня 1941 г. противник впервые применил в широких масштабах мелкие осколочные бомбы. По мнению руководства люфтваффе, эффект мог быть достигнут лишь при массированном использовании новых огнеприпасов. Поэтому к началу лета немецкие тыловые службы подготовили запасы из 2298500 2-килограммовых SD-2 и 1152950 SD-10, весящих около 10 кг, в то время как ранее они использовались лишь в единичных случаях. В бомбоотсеках многих двухмоторных бомбардировщиков установили кассеты, куда загружали 360 SD-2 или 60–70 SD-10. Другим вариантом использования мелких бомб были контейнеры АВ-250, которые подвешивались под крыльями Ju87, Bf109, Bf110 и других самолетов, не имеющих внутренних бомбоотсеков. Контейнер АВ-250 вмещал 96 SD-2 или 17 SD-10 и раскрывался, не долетая до земли. Бомбы взрывались как при срабатывании ударного механизма, так и без него, разрываясь на высоте до полуметра от земли. Без использования кассет оптимальная высота бомбометания составляла около 500 м, а с контейнерами - несколько больше. Крохотные осколки от каждой бомбы рассеивались в радиусе до 12 м. В обоих случаях (при использовании и SD-2, и SD-10) на земле образовывалось подобие ковровых дорожек, которые наверняка поражали стоящие самолеты, автотранспорт, не спрятавшиеся в укрытиях войска. По образному выражению Г. Новарры, «целый ливень этих сатанинских яиц прошел над русскими аэродромами». Но он же отметил, что бомбы SD-2 и особенно SD10 взрывались при малейших вибрациях, а из-за недоработок конструкции их защемляло в решетках кассет. После того как без воздействия противника взорвались в воздухе один Ju88A и один Do17Z, а в других случаях выпавшие при посадке бомбы «минировали» собственное летное поле, командующий воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг ограничил в дальнейшем использование мелких осколочных бомб контейнерами на наружной подвеске. Инженер-генерал Э. Марквард (Е. Marquard), руководивший разработкой авиабомб в Техническом управлении германского Министерства авиации, впоследствии высказался в адрес «сатанинских яиц» следующим образом: «Несмотря на успехи применения в первые дни русской кампании, SD-2 так и остались «бабочками-однодневками». Советские средства ПВО вскоре показали себя весьма действенными в борьбе с низколетящими бомбардировщиками, заставив наши самолеты забираться выше и выше. Это и решило судьбу SD-2 - никаких новых специальных приспособлений для их использования не было разработано.

Собственно, если быть точным и использовать современную терминологию, то это кассетный суббоеприпас, предназначенный для поражения личного состава осколками, образующимися из корпуса этого боеприпаса при его взрыве в воздухе во время снижения или на земле. В зависимости от типа и установки взрывателя срабатывание бомбы (взрыв) происходит либо в воздухе, в момент снижения, либо на земле в момент удара о землю, либо на земле через определенное время, либо на земле при воздействии на нее (изменение положения, сдвигание с места).

Вот это последнее обстоятельство и дает основание считать SD-2, точнее, еe вариант SD-2B не только осколочной авиабомбой, но и противопехотной осколочной дистанционно устанавливаемой миной. Обе бомбы абсолютно идентичны и различаются лишь типами используемых взрывателей.

В бомбе SD-2A используется только ударно-дистанционный взрыватель типа 41. В бомбе SD-2B используются ударно- дистанционный взрыватель типа 41А, взрыватель замедленного действия типа 67, взрыватели-ловушки типов 70А, 70B, 70B/1 и 70B (Abgeaendert)

По немецкой номенклатуре времен Второй Мировой войны SD-2 относилась к осколочным авиабомбам, применялась только Военно-Воздушными силами и миной не считалась. Варианты установки порядка взрыва бомбы по времени (после падения на землю) или от изменения ее положения (т.е. как мины) преследовали вспомогательные цели - затруднить или исключить оказание медицинской помощи раненым вследствие опасности поражения медперсонала взрывами бомб, лежащих на земле по истечении определенного времени или случайного задевания, касания бомб, лежащих на земле.

Бомбы SD-2 укладывались в контейнеры (кассеты) следующих типов: *Mark-500 Roden -6 шт; *AB-23 - 23 штуки; *AB-4t - 24 штуки; *AB-250-2 - 144 штуки; *AB-250-3 -108 штук.

Бомба SD-2 могла комплектоваться одним из следующих взрывателей (из них только взрыватели серии 70 превращают бомбу в мину):

* Zuender 41, второе обозначение " A.Z.34-41 ". Ударно -дистанционный. Изменение режима срабатывания взрывателя устанавливается поворотом шлица на верхней поверхности взрывателя в соответствующее положение ("ZEIT" (время) или "AZ" (удар)) до укладки бомбы в кассету. Взрыв в зависимости от установки происходит в воздухе через определенное время после отделения от кассеты (2.9-3.5 сек.), либо от удара в момент касания земли. Время приведения в боевое положение 2.9-3.5 сек. с момента начала вращения ветрянки. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2A.

* Zuender 41A, второе обозначение "Z./42" . Ударно-дистанционный. Взрыв происходит через определенное время после отделения от кассеты, либо от удара в момент касания земли. Изменение режима срабатывания взрывателя устанавливается поворотом шлица на верхней поверхности взрывателя в соотвествующее положение ("ZEIT" (время) или "AZ" (удар)) до укладки бомбы в кассету. Взрыв в зависимости от установки происходит в воздухе через определенное время после отделения от кассеты (2.9-3.5 сек.), либо от удара в момент касания земли. Время приведения в боевое положение 2.9-3.5 сек. с момента начала вращения ветрянки. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B.

* Zuender 67 -взрыватель замедленного действия. В зависимости от заводской установки взрывается через 0-30 минут после отделения от кассеты. Если заводская установка времени срабатывания установлена на 0, то бомба взорвется через несколько секунд после отделения от касеты, т.е. в воздухе подобно бомбе со взрывателем 41А, установленным на режим "Zeit". От удара о землю не взрывается. На крышке взрывателя, как и у взрывателя 41 выштампованы знаки "А.Z" и "ZEIT" и имеется шлиц. Однако здесь они ложные, так как имеющийся между обозначениями шлиц не поворачивается. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B.

*Zuender 70A -взрыватель-ловушка c механико-химическим замедлителем. В боевое положение приводится через 5-6 минут после падения на землю. Взрывается при изменении положения бомбы. Если воздействия на бомбу оказано не было, то она автоматически самоликвидируется через 4-30 часов (в зависимости от заводской установки и температуры воздуха) Он отличается исключительно высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Бомба с этим взрывателем фактически является дистанционно устанавливаемой противопехотной осколочной миной с самоликвидацией. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B.

*Zuender 70B -взрыватель-ловушка. Взрывается при изменении положения бомбы. Взрыватель 70В рассчитан на срабатывание от первого увоздействия (сдвигание, изменение положения) после падения авиабомбы. Его работа основана на сочетнании работы часового механизма и инерционого баланса. Часовой механизм в сочетании с инерционным балансом (грузиком на оси) обеспечивает перевод взрывателя в боевое положение после падения на землю и его срабатывание. В момент отделения бомбы от кассеты часовой механизм запускается за счет вывинчивания тросика с лопастями на конце и через полсекунды освобождает инерционный грузик, который в свою очередь стопорит часовой механизм. Толчок об землю в момент касания земли заставляет инерционный грузик повернуться и освободить часовой механизм, который через 5 секунд ставит взрыватель окончательно в боевое положение. Затем инерционный грузик, возвращается в первоначальное положение и вновь останавливает часовой механизм. Если бомбу потревожить, то инерционный грузик качнется и в вновь освободит часовой механизм, который приблизительно через 1 секунду расцепит стопорную шпильку и подпружиненный ударник. Последний ударит по капсюлю и вызовет взрыв бомбы. Можно считать, что датчиком цели мины (а бомбу SD-2B с этим взрыввателем можно полагать только миной, т.к. она взорвется только от воздействия на нее цели) является инерционный грузик, который качается на оси. Взрыватель отличается исключительно высокой чувствительностью к перемещению. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B. Опасен и в настоящее время.

*Zuender 70B/1 -взрыватель-ловушка.Модификация Zuender 70B, от которого отличается только формой внутренних деталей. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B. Опасен и в настоящее время.

*Zunder 70B (Abgeaendert) взрыватель-ловушка.Модификация Zuender 70B, от корого отличается незначительными изменениями в устройстве и тем, что вместо длинного тросика с двумя лопастями на конце имеет ветрянку, закрепленную прямо на шпинделе вращения. Этим взрывателем комплектовался вариант бомбы SD-2B. Опасен и в настоящее время.

Как правило бомбы со взрывателями замедленного действия составляли около 20% снаряжения кассеты, а бомб с взрывателями-ловушками не более 10%. Однако, в советских источниках указывается, что при бомбардировках советских тыловых промышленных объектов использовались кассеты, снаряженные бомбами SD-2A исключительно со взрывателями Z67 и Z70B, преследуя цель затруднить аварийно-спасательные работы, тушение пожаров и возобновление производства.

В кассете бомба SD-2A находилась в сложенном виде.Четыре элемента ветрянки в виде двух лопастей и двух полубочек обнимали корпус бомбы. Специальные контровочные ленты бомбовой кассеты, охватывали четыре бомбы одного ряда, препятствуя раскрытию ветрянки, плюс обе половинки полубочки скреплены внизу шпилькой.

После того, как кассета раскроется и ничем не удерживаемая бомба освободится, то под действием пружин и набегающего потока воздуха элементы ветрянки раскроются, сдвинутся вверх по тросику и став по потоку в виде пропеллера, начнут вращать тросик, а последний начнет вывинчивать из взрывателя предохранительный стержень.

Кроме того, в бомбу SD-2A взрыватель запрессовывается, а в SD-2B закрепляется штифтовым соединением.

Устроена бомба весьма просто. Корпус представляет собой толстостенный чугунный цилиндр, заполненный взрывчатым веществом. В боковой стенке имеется отверстие, в которое вделан взрыватель. Из взрывателя выходит металлический короткий трос, имеющий на конце ветрянку состоящую либо из двух дисков и двух полубочонков (SD-2A), либо из двух лопастей (SD-2B).

Носителями кассет с бомбами являлись самолеты-бомбардировщики Ju-87, Ju-88, He-111. Чаще всего бомбы SD-2 использовались пикирующим бомбардировщиком Ju-87, который мог нести до четырех кассет AB-250-2 (576 бомб SD-2) и накрыть одномоментно квадрат 300х300 метров.

По сути, система самолет-кассета-бомба SD-2B являлась полноценной системой кассетного воздушного оружия и могла стать первой системой дистанционного минирования, столь развитых в настоящее время. Однако немцы недооценили эту систему, как систему минирования и если SD-2A и SD-2B как осколочные бомбы применяли довольно широко и с высокой эффективностью, то в варианте мины SD-2B использовались только как вспомогательное, второстепенное средство и обычно только в сочетании с бомбовым вариантом.

По оценкам историка М.Кролла во время "битвы за Британию" немцы использовали с высокой эффективностью около 12 тыс. SD-2. Эти мины очень затрудняли работы по спасению пострадавших из разрушенных домов, препятствовали тушению пожаров и привели к ранениям и смертям большого количества английских пожарных и медработников. Однако командование Люфтваффе из-за интриг в службах разведки Германии не получало информации о высоких боевых качествах SD-2 и не сумело в полной мере оценить это новое слово в минировании. Довольно широко немцы использовали SD-2 на Восточном фронте и в гораздо меньшей мере в Северной Африке.

После Второй Мировой войны американцы приняли на вооружение бомбу-мину SD-2 "Schmetterling" именно как авиационную систему минирования под названием "Butterfly" (Батрефлай), а бомбе-мине SD-2 присвоили наименование M83.

Тактико-технические характеристики бомбы-мины SD-2BТип мины.........противопехотная осколочная

Материал корпуса.............................................................................................. чугун

Вес общий........................................................................................................... 2 кг.

Масса заряда ВВ (аммонит 40/60)..................................................................... 213 гр.

Длина (по корпусу)........................................................................................... 8.89см.

Диаметр............................................................................................................... 7.62 см.

Датчик цели....................................................................................................... инерционный

Ускорение срабатывания................................................................................ 0.3-0.7 м/сек.сек.

Радиус зоны поражения.................................................................................... 4-6м.

Температурный диапазон применения........................................................... -10 - +30 градусов

Применяемый взрыватель (минный)............................................................... Zuender 70A, Zuender 70B, Zuender 70B/1

Извлекаемость.................................................................................................... неизвлекаемая

Обезвреживаемость........................................................................................... необезвреживаемая

Самоликвидация /самонейтрализация............................................................. нет/нет

Бомба-мина окрашивалась в черный, свинцово-серый, фельдграу, желтый или красный цвет. Кроме того, на ней могли быть нанесены цветные полосы на желтых корпусах красный, на остальных желтый. Ряд серий этих бомб-мин поставлялся неокрашенным.

Обычно указывается, что зона поражения этой бомбы-мины до 30м., что явно значительно преувеличено. Расчетные данные дают цифру в 4-6 метров.

Эти суббоеприпасы комплектовались взрывателем одного из трех типов. Один взрывал суббоеприпас еще в воздухе на небольшой высоте или при ударе о землю, другой через несколько минут после падения, а вот третий только, если солдат противника заденет этот боеприпас, лежащий на земле.

По сути дела суббоеприпас SD-2 со взрывателем Z.70B являлся осколочной противопехотной миной, устанавливаемой с самолета (Spreng Dickenwend - 2 / Zuender 70B (SD-2/Z.70B)).

SD-2/Z.70B в касетную бомбу укладывалось не более 10% от общего снаряжения, например, в кассетной бомбе АВ-250-2 из 144 SD-2 только 10-11 штук были SD-2/Z.70B, и основная цель их применения составляла в исключении работы санитаров противника в очаге поражения после бомбежки.

Немцы недооценили свое изобретение, а ведь эти кассетные бомбы, если их снаряжать исключительно SD-2/Z.70B, по сути дела, явились бы первой в мире авиационной системой дистанционного минирования. И это при том, что эффективность SD-2 во всех вариантах оценивалась очень высоко и они применялись немцами на протяжении всей Второй Мировой войны.

Но по номенклатуре инженерных боеприпасов Вермахта SD-2 не числилась, т.к. это был авиационный боеприпас, т.е. они относились к другому ведомству - Люфтваффе.

Бомба оснащалась 7-ю типами взрывателей. В том числе – взрывателями-ловушками с часовым механизмом, которые срабатывали либо через определённое время после падения на землю, либо при изменении положения упавшей бомбы (контакте с человеком). Именно такие взрыватели и превращали бомбу в противопехотную мину, которая затрудняла или исключала оказание медицинской помощи раненым, разборку завалов, тушение пожаров, возобновление производства и т.д. В зависимости от модификации, оснащалась несколькими типами ветрянок, назначение которых – постановка бомбы на боевой взвод при выкручивании под воздействием потока воздуха. Корпус бомбы и ветрянка могут быть окрашены в жёлтый (с красной полосой), красный, серый или чёрный цвет (с жёлтой полосой).

Взрыв мог осуществляться:

В воздухе, на подлете к земле,

На земле, от удара о неё,

На земле, через определенное заранее установленное время, использовался взрыватель с часовым механизмом.

На земле, при изменении положения.

Мина может лежать до тех пор, пока кто либо к ней по попросту не прикоснется.Опасность открытой бабочки равна 100% именно так она и взводилась.

Корпус у неё серьёзный и внутренности коррозии практически не подвержены.

На фото мина укомплектована полностью, но встречаются и без троса и и кожуха

(стабилизатора).

Ни в коем случае не трогать и тем более не ковырять. Палками не толкать, камнями не кидать. То есть, вообще никак не контактировать.

Эта бомба относится к неизвлекаемым и необезвреживаемым боеприпасам. По внешнему виду бомба напоминает, скорее, чугунную гирю от весов или какой-нибудь противовес, чем боеприпас. На боковой поверхности серым цветом выделяется кружок взрывателя. Он слегка утоплен в корпус. В отдельных случаях из этого серого кружка может торчать кусок стального троса или другая какая железяка.

Часто корпус этой мины снабжен ложными винтами, при попытке раскрутить который происходит взрыв.

Так же на мины наносилась и ложная маркировка типа взрывателя, это для того что б затруднить дезактивацию и убить сапера. Т.е. никакой ММГ, жизнь дороже!