Стратегическое партнерство: преимущества и направления развития. Большая энциклопедия нефти и газа

Когда условия среды сложны и неопределенны, стейкхолдеры создают сети взаимозависимостей. Этот процесс иногда называется бриджингом , или стратегическим партнерством . Оно может реализовываться в разных формах: как совместное ведение бизнеса с постоянными покупателями продукции, различные формы сотрудничества с конкурентами, создание совместных предприятий при реализации разных типов интернациональных стратегий, объединение для лоббистских усилий на уровне отрасли и др. Недавние исследования показали, что стратегическое партнерство является средством уменьшения как неопределенности, возникающей из непредсказуемых требований обстановки, так и давления, происходящего из-за высокого уровня взаимозависимости между организациями.

Партнерские методы позволяют компаниям наводить мосты (осуществлять бриджинг) с заинтересованными сторонами, преследуя общие цели, в то время как традиционная тактика (демпфирования или смягчения негативного воздействия факторов внешней среды) просто уменьшает уровень нежелательных последствий и содействует удовлетворению их потребностей или требований. Партнерство может привести к получению своевременной и полной информации о стейкхолдерах, к росту доверия и улучшению репутации корпорации.

Потенциальные выгоды от тактики активного партнерства можно проиллюстрировать, используя в качестве примера отношения с покупателями. Компании, стоящие на позициях традиционного дистанцирования от покупателей, фокусируют внимание на информации о потребности в новой продукции и ожидаемом спросе в соответствии с существующим качеством и предлагаемым сервисом с целью оградить себя от неопределенности спроса и возможных жалоб покупателей. При тактике активного партнерства фирма может выбрать путь создания более прочных связей с покупателями путем вовлечения их непосредственно в свои программы разработки продукции, продолжающиеся программы ее совершенствования, модернизации и развития, в планирование продукции и графики работы (через компьютерные сети). Техника активного управления стейкхолдерами строит взаимозависимости, а не предотвращает их. В тесном сотрудничестве с покупателями фирма скорее получит более полную информацию о направлении развития рынка, предвидит будущие потребности в улучшенной и новой продукции, максимизирует вероятность успеха и минимизирует время, необходимое для разработки и представления на рынок новой продукции, формирует отношения доверия и взаимного уважения между группами связанных с ней стейкхолдеров. Методом активного созидательного бриджинга является создание общих целей, а не просто приспосабливание к инициативам заинтересованных сторон.

Было бы неверно утверждать, что стратегическое партнерство имеет только выгоды. Здесь есть и слабые стороны. Например, конфликты, порождаемые различиями корпоративных культур участников бриджинга, могут ослаблять сотрудничество между фирмами и препятствовать возникновению партнерства. Прочные связи с одним из стейкхолдеров могут заставить фирму отдалиться или ограничить связи с другим для избегания конфликтов интересов, нарушений требований этики бизнеса или потери конфиденциальной информации. Более того, совместное принятие решений может требовать существенно большего времени, затягиваться и завершаться слишком большим количеством компромиссов. Малый бизнес часто находит тактику партнерства приемлемой для входа в некоторые отрасли, где высоки барьеры для входа, но при этом он рискует быть полностью подавленными своим партнером. В целом же преимущества бриджинга перевешивают его недостатки и опасности, если тактика партнерства применяется правильно.

Создание сетевых организаций в настоящее время является одним из самых эффективных методов управления внутренними и внешними стейкхолдерами. Крупные, вертикально интегрированные компании, которые доминировали в экономике развитых стран в течение первых трех четвертей прошлого столетия, возникли для обслуживания растущего рынка товарами и обеспечивали эффективную организацию производства. Позднее, в частности в 1980-е гг., рыночная ситуация в мире кардинально изменилась, так же как и ассортимент товаров, поставляемых на рынки. Современная конкурентная борьба требует высокой производительности и эффективности производства. Фирмы должны все быстрее реагировать на требования рынка и новшества конкурентов и в то же время контролировать и даже снижать цены на свои товары и услуги.

Столкнувшись с такими требованиями, крупные предприятия, спроектированные под условия 1950-х и 1960-х гг. и связывавшие поиск существенной экономии с централизованными механизмами планирования и управления, по понятным причинам оказались несостоятельными. Снижение эффективности фирм с традиционными структурами привело к новой ситуации в бизнесе. Успех в конкурентной борьбе ныне связывается не с аккумуляцией ресурсов и контролем, а с производством меньшего количества товаров более высокого качества при меньших затратах. В частности, от менеджеров, желающих, чтобы их компании успешно конкурировали в XXI в., требуется:

  • o поиск благоприятных возможностей и ресурсов по всему миру;
  • o максимизация отдачи от любых инвестиций в бизнес независимо от того, кому принадлежат вкладываемые средства - фирме, где работают менеджеры, или другим фирмам;
  • o проведение только тех операций, которые компания может или сможет после дополнительной подготовки осуществлять на высоком профессиональном уровне;
  • o передача подрядчикам тех операций, которые другие компании могут выполнить быстрее, более эффективно или с меньшими затратами.

Неудивительно, что фирмы, следующие этим предписаниям, часто оказываются организованными в сети, обеспечивающие бриджинг собственной фирмы и ее стейкхолдеров. Одна группа стейкхолдеров - участников сети может вести исследования и разработку продукта, другая может взять на себя разработку технологии и производство продукта, третья может стать дистрибьютором и т.д. Когда во взаимодействие вовлечено большое количество стейкхолдеров, конкуренция возникает в каждом звене цепи производства и сбыта товара или услуги и законы рынка оказывают существенное влияние на принятие решений, связанных с распределением ресурсов. Используя сетевую структуру, фирма может вести свое дело одновременно и новаторски, и эффективно, сосредоточивая свои усилия на тех вещах, которые она делает хорошо и заключая контракты с другими фирмами, чтобы получить недостающие ресурсы. С другой стороны, она может принять участие в новом деле с минимальным финансовым риском и в оптимальном объеме представляя свои уникальные профессиональные навыки и опыт.

В исследованиях внешнеполитической и внутриполитической деятельности государств применяются понятия "стратегия развития", "стратегия сотрудничества", "стратегические партнеры" и другие.

Понятие "стратегическое партнерство" употребляется в переговорах по международным вопросам, им определяются двусторонние и даже многосторонние отношения особую окраску и содержания, но научного определения этого понятия до сих пор не выработано. Стратегическое партнерство, по нашему мнению, прежде всего являются определенными обязательствами перед партнером или партнерами и определяется кругом особых интересов.

Итак, в международных отношениях следует определить прежде всего интересы или цели этой или иного действия. При решении вопросов стороны действуют, исходя из собственных интересов. Понятие "интерес" в переводе с латыни означает "имеет значение", "важно". То есть несет на себе смысловую нагрузку как реальную причину социальных действий, положенная в основу непосредственных побуждений и мотивов. Политические интересы определяются как обобщенное выражение потребностей в политическом сознании социальных групп и индивидуумов, а также как реальная причина деятельности социальных групп.

Стратегическое партнерство, по нашему глубокому убеждению, выше ступенью сотрудничества по сравнению с обычными отношениями. Обусловлена конкретными интересами сторон, такое сотрудничество становится возможной между теми партнерами, которые не имеют взаимных территориальных претензий, зато имеется взаимная приверженность принципам территориальной неприкосновенности и нерушимости границ. Это отношения партнеров, имеющих схожие ценности и общие корни, национальные интересы, которые признают очевидность и необходимость тенденции динамичного роста двустороннего товарооборота, углубления сотрудничества.

Чтобы предоставить сотрудничеству характера стратегичности, создается политическое, экономическое и социальное международная среда, которая способствует развитию конкуренции, взаимном дополнению, динамике различных социальных форм хозяйствования и укладов как внутри страны, так и в сотрудничестве с партнером, в конце концов призвано стать стратегическим направлением трансформации экономики. То есть стратегическое партнерство используется для достижения внутренних трансформаций высшего порядка с целью выведения отечественной экономики на следующий, более высокий табель мирового развития. Такое направление способствует мобилизации максимума имеющихся ресурсов, использованию различных производственных возможностей - от индустриальных к постиндустриальным, расширению всех форм предпринимательства - от малого бизнеса до крупного капитала.

В то же время стратегические партнеры должны учитывать ряд обстоятельств, связанных с геополитическими и геоэкономическими интересами других стран-партнеров. Среди составляющих, определяющих суть стратегического партнерства, - высокая степень сотрудничества и доверия; прозрачность отношений, что означает широкое взаимодействие в международных делах но не направленность против третьих стран; широта партнерства не только в экономической сфере, но и в политической (например укрепления региональной безопасности и т.п.); тесная координация внешнеполитических шагов во всех ключевых направлениях мировых и двусторонних проблем развития; характер отношений со страной-партнером как самодостаточная величина, которая не поддается конъюнктурным влияниям; обязательная продолжительность отношений, так как она содержит комплекс политических и военных гарантий. При этом наличие долгосрочной программы стратегического экономического сотрудничества (партнерства) по основным направлениям должно стать приложением к базовому межгосударственного договора. Отметим, что эта задача является достаточно сложным и трудно поддается корреляции в связи с конкуренцией мировых центров силы.

Таким образом, государство, которая осуществляет стратегическое партнерство с другими субъектами международного права, предусматривает реализацию своих намерений, опираясь на широкую поддержку партнера как во внешней, так и во внутриполитической плоскости. Итак, стратегическое партнерство означает жесткую реализацию взятых на себя обязательств, ответственность за партнера. В характеристике стратегического партнерства мы не можем согласиться с определением этого понятия только как согласование действий между государствами на международной арене.

Стратегическое партнерство на двустороннем уровне является основой для развития такого же партнерства на многостороннем, что в результате способствует процессу формирования стабильных союзов стратегических партнеров, то есть союзов государств. Одним из примеров такого партнерства, по нашему мнению, можно рассматривать НАТО и ЕС. Как показывает практика, на союзах государств выстраивается система региональной и в конце концов глобальной безопасности.

Убедительным примером стратегического партнерства могут служить отношения США с Западной Европой, где большинство западноевропейцев пока не хотят вывода американских военных из региона. Во времена что большей неопределенности и изменчивости Западная Европа не имеет адекватной альтернативы американскому присутствию и лидерству. Косвенно это подтверждается ситуацией в

Косово, где именно США взяли на себя ответственность за демонстрацию и подтверждение силы НАТО. В этом историческом контексте европейские союзники США пока не выступают конкурентами, способными предложить эффективную альтернативу.

Стратегическое партнерство является долговременным явлением (хотя некоторые страны предпочитают его кратковременности) и требует определения действий на перспективу, в частности:

· Определение его места в структуре внешних связей двух стран с учетом национальных, стратегических и текущих интересов, которые могут быть реализованы через имеющиеся связи;

Выявление возможностей ослабления или преодоления воздействия на них негативных факторов и усиление тех факторов, стимулирующих расширение этих связей;

Определение контуров рациональной структуры сотрудничества по его видам и направлениям с выделением текущих и долгосрочных приоритетов.

Вместе с тем необходимо учитывать базовые принципы сотрудничества, их практическую реализацию. Важны такие факторы, как доверие, невмешательства во внутренние дела, равноправное взаимовыгодное партнерство, уважение к выбранного варианта развития, признание необходимости полицентрической мироустройства (последнее требуют некоторые страны, в том числе Китай) стратегические направления реформирования общественных, в том числе экономических и социальных отношений, их результаты, уровень возможностей и целесообразности использования опыта каждой из стран; трансформационные процессы, происходящие в мире, их неоднозначное влияние на геополитическое и геоэкономическое положение двух стран; конкурентная ситуация, которая формируется в странах, и возможности ее улучшения благодаря двусторонним связям; внешнеполитическая и внешнеэкономическая ориентация государственного руководства, основной части кадров, представителей элит и деловых кругов и т.

Таким образом, перед декларированием стратегического партнерства необходимо проанализировать и сравнить реальное содержание общественной трансформации как страны-партнера, так и своих возможностей; выявить точки и линии взаимного приближения и возможного совпадения, различия и противоречия, на которые необходимо обращать внимание в политических и экономических взаимосвязях. Важно также учитывать, что для решения важнейших проблем страны и успешного продвижения определенным путем преобразований любой стране необходим стратегический партнер на долгосрочную историческую перспективу. Такой вид партнерства, который имеет признак еще и особого, свидетельствует о приближении национальных ценностных составляющих развития стран-партнеров.

К желательных условий для благоприятного стратегического партнерства можно отнести: общую границу, совпадение основных черт развития, дополнительность экономик обеих стран, перспектива решения ресурсных (стратегических) проблем страны, расширение рынка сбыта товаров и тому подобное. Конечно, между такими партнерами все межгосударственные проблемы должны быть решены, а экономические интересы - совпадать. В указанный добавим, что в политическом плане в интересах Украинского государства является развитие стратегического партнерства со странами, которые в основном опираются на ценности либеральной демократии, произрастает из недр европейской культуры и на которую ориентируется практика большинства западных стран.

Следует также учитывать, что в некоторых случаях (например, в случае могущества партнера), перед страной может не быть другого выбора, другой формы сотрудничества, кроме партнерства. Поэтому в сочетании его возможностей с намерениями развития отношений стратегического партнерства на паритетных началах может оказаться положительная перспектива. Другой вариант партнерства часто связан с наличием внешних угроз безопасности страны, потребует от партнеров защиты. Такое партнерство фактически поиском защиты от возможного посягательства извне. В этой связи отметим, что в отношении одних стран опасно выступать соперниками, а соперничество с другими государствами может привести к подчинения или даже к поглощению партнера.

Со стратегическим партнером можно корректировать и согласовывать действия в своем продвижении к региональных и мировых структур: прежде всего в ВТО и в направлении европейской интеграции. Анализируя суть стратегического партнерства на многих примерах межгосударственного общения, его содержание, направления и проявления, можно выделить основы этого явления, заметны для Украины:

· Незыблемость уважения суверенитета и территориальной целостности партнера, является безусловным требованием стратегического партнерства;

· Совпадение или приближения ценностей и целей;

· Совпадение избранных для осуществления намеченного путей

· Наличие стратегических сфер сотрудничества;

Координация внешнеполитических действий;

Предоставление помощи в определенных ситуациях, в том числе и военной;

· Совпадение перспектив видения будущего развития мира и региона;

· Сотрудничество без причинения вреда взаимосвязям с другими государствами.

Итак, на первый план требований выдвигается сходство ценностей и целей, которые являются необходимым условием и основным признаком формирования основ стратегического партнерства. Отметим, что полного совпадения ценностей быть не может, потому что в таком случае может исчезнуть само государство. Сущность ценностей - критерии, по которым сторона определяет свои интересы (то есть то, чего хочет сторона), отталкиваясь от собственных потребностей. Ценности - это своеобразные аксиомы, не требующие доказательств.

Человеческое сообщество, цивилизация или государство развиваются по присущими только им векторами или стержневой идеей. Комплекс общих ценностей, норм, установок, определяющих и обеспечивающих в совокупности существования общества, а также корректируют и направляют общественное сознание и общественно-политическую мысль, называют парадигмой. В это понятие вкладывается модель действующей общественно-политической системы, форм, целей и средств ее существования. Парадигма призвана обеспечить мировоззренческие и ценностно-нормативные рамки для объединения людей и выступает своеобразным регулятором и координатором их деятельности.

Каждая историческая эпоха производит свойственную только ей парадигму. Трансформация, которая привела к формированию капиталистической системы на смену феодальной через переоценку всех ценностей (Ф. Ницше), принесла новую систему мировосприятия, суть которой - утверждение и легитимизация качественно новых отношений между человеком, обществом и государством. Основу новой системы составляют христианство, ренессансная и реформационная культурные традиции, просвещение, социально-философское и общественно-политическое учение. Система ценностей способствуют стабильности мира. Хотя каждая из них четко ассоциируется с конкретным обществом, они настолько близкими, что о них можно говорить как об общей системе ценностей. В случае, если основные тенденции в сумме будут противоположными, то достаточно сложно согласовывать национальные стратегии, необходимые для продвижения к стабильному миру. Можно предположить, что некоторые политические шаги, которые ведут евроатлантическое общество к стабильности, способствовать созданию такого внутреннего климата, поддерживает именно те социальные тенденции, которые вступят благоприятного характера. И если государство будет направлять

свои усилия на поддержание положительного международного сотрудничества (в борьбе с терроризмом), то это усилит действия основных тенденций, которые будут работать на сближение систем ценностей.

Нынешний этап развития Украинского государства характеризуется очередным процессом переоценки ценностей. Формируется новая парадигма, соответствует реалиям современного многополярного мира, равновеликими которого выступают Восток, Запад, Север и Юг. Одной из производных этих трансформаций является кризис евроцентристским мира как составляющей Вестфальской системы. Можно предположить, что хотя ключевые интересы Украины и ведущих ее партнеров время от времени не будут совпадать, их подходы к урегулированию конфликтов как на двусторонней, так и многосторонней основе, в частности в СНГ, могут приблизиться. В то же время подходы России, Польши, ФРГ и США, которые выступают определяющими союзниками и партнерами Украины, к решению глобальных проблем перед угрозами человечеству также приближаться. Именно это имеет ключевое значение для установления стабильности мира.

Таким образом, политический, культурный и экономический плюрализм, сложившийся имеет достаточно неоднозначные последствия. Различные системы ценностей и политической культуры не всегда мирно сосуществуют друг с другом. Значительные расхождения в ценностях приводят к серьезным конфликтам, которые трудно поддаются урегулированию. Именно в этом С. Хантингтон усматривал основную угрозу для будущего человечества, что может привести к столкновению цивилизаций. Ценности, по убеждению многих исследователей, вообще не подлежат обсуждению, хотя именно к собственным ценностям апеллирует каждая сторона в урегулировании конфликта.

Среди ведущих стратегических партнеров Украины указанные США, ФРГ, Республика Польша и Российская Федерация. Именно эти страны сегодня являются основными действующими лицами на украинском небосклоне внешней политики, от цивилизованных отношений с ними во многом зависит настоящее бытие и будущее развитие Украинского государства. Эти страны влияют на внутриполитический климат в Украине, именно они способны поддерживать баланс сил и интересов, развитие безопасного пространства вокруг государства. Через сотрудничество с ними Украина будет продвигаться к союзов стратегических партнеров.

    СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО - (СОТРУДНИЧЕСТВО) (англ. strategic alliance) – общее название форм кооперации ресурсов и координации деятельности компаний с целью получения взаимных выгод (эффекта синэргии). В основе С.п. лежит сотрудничество менеджмента фирм, обусловленное… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Англ. strategic partnership сотрудничество одной компании с другой, более крупной и мощной, для достижения общих экономических и стратегических целей. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Партнерство государственно-частное - (ГЧП) это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых инвестиционных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    ПАРТНЕРСТВО, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ - термин, означающий сотрудничество некоторой компании с более крупной и мощной в финансовом отношении компанией, которая может обеспечить ресурсы для достижения некоторых ее экономических и стратегических целей; известно также под названием… … Большой экономический словарь

    Государственно частное партнёрство (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного… … Википедия

    X5 Retail Group - (Икс 5 Ритейл Групп) История X5 Retail Group, руководство X5 Retail Group, благотворительная политика X5 Стратегическое партнерство с Х5, торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка», структура акционерного капитала X5… … Энциклопедия инвестора

    Российско-американские отношения в 1992-1996 годах - В 1992 1996 годах в российской внешней политике американское направление стало преобладающим. Были заложены концептуальные основы внешнеполитических стратегий обоих государств в изменившемся мире, происходило становление российско американских… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Координаты: 57°35′26″ с. ш. 39°50′49.5″ в. д. / 57.590556° с. ш … Википедия

Книги

  • , Шиффман Стивен. Как создать и сохранить прочные отношения с важнейшими клиентами?Вы ждете от ключевых клиентов новых сделок? С помощью советов и стратегий Стивена Шиффмана вы узнаете, как увеличить продажи и…
  • Управление ключевыми клиентами: эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж , Шиффман С.. Как создать и сохранить прочные взаимоотношения с важнейшими клиентами? Как увеличить продажи? Книга ведущего корпоративного тренера США по продажам Стивена Шиффмана знакомит с успешной…

«Не мы их портили, и мы всегда выступаем за нормальные отношения со всеми государствами как на Востоке, так и на Западе». (Владимир Путин об отношениях с партнерами)

Сегодня только ленивый политик той или иной страны не употребляет эту размытую связку — стратегический партнер. Стратегический партнер в бизнесе, во внешней политике и т.д. В попытке прояснить для себя значение этих двух слов на конкретном примере — на России, всплывают сразу несколько картинок — Китай, Индия, Куба… и ряд других стран, кто обычно противопоставляет себя США и ее видению стратегического партнерства.

Бытует мнение, что у России во внешней политике все меньше партнеров и друзей. На самом деле — это далеко не так. Большая часть стратегических партнеров России не изменила своего отношения к России, за исключением обезумевшей Турции — уже бывшего стратегического партнера и ряда стран Евросоюза. К слову, лидеры стран Евросоюза неоднократно заявляли, что реальное отношение к России разнится от вынужденно навязанных извне антипатий. Тем не менее, сегодня мы перечислим основных ключевых, стратегически важных партнеров России, отношения которых с годами все крепче и надежней.

Россия и Куба

Одним из самых ярких примеров стратегического партнерства между двумя странами — это Куба и СССР в эпоху Карибского кризиса. Когда Америка разорвала все отношения с Кубой, объявив военно-морскую и экономическую блокаду этой маленькой стране, на помощь пришел СССР, став незаменимым поставщиком всего, что было необходимо Кубе и что раньше поставляли туда американцы. В итоге Куба переориентирована в значительной степени на наши стандарты и наши технологии, в том числе военные.

После распада СССР отношения были утрачены и влияние России на острове было сведено к минимуму. Помощь Кубе прекратилась, и на острове началась гуманитарная катастрофа. Второй приход России на остров Свободы пришелся в период правления нынешнего президента России — Владимира Путина. Дипломатические отношения между двумя странами восстановились, вновь появились посольства двух стран.

Любопытный факт: Российско-кубинские дипломатические отношения были установлены в 1902 году. После октябрьской революции в России были фактически разорваны и восстановлены лишь в октябре 1942 года. Куба (как и почти все латиноамериканские страны) долгое время не признавали Советскую Россию. Тем не менее, неофициальные связи двух стран продолжались — в 1925 году Кубу посетил проездом в Мексику Маяковский, а в 1931 году белоэмигрант Яворский стал руководителем первой на острове профессиональной балетной школы.

В 1952 через государственный переворот на Кубе к власти уже во второй раз приходит Фульхенсио Батиста — военный диктатор и американский ставленник, тесно сотрудничавший с американской мафией и руководством США. В период его правления американские монополии контролировали почти 70 % экономики Кубы, и отношения с СССР резко ухудшились. В этом же году Сталин разорвал с Кубой дипломатические отношения. В 1959 на Кубе победила революция, лидерами которой были Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, после которой к власти пришёл Фидель Кастро, и в 1960 дипломатические отношения были восстановлены.

Отношение советского руководства к новому кубинскому правительству оставалось неопределенным до тех пор, пока США не попытались силой свергнуть Кастро в апреле 1961 в ходе неудавшейся операции в заливе Кочинос.

В мае 1961 Фидель открыто провозгласил, что Куба пойдет по социалистическому пути развития. Это резко изменило отношение Кремля к Кубе. На Остров свободы тут же отправились советские инженеры, военные специалисты и оружие, чтобы предотвратить повторение американской интервенции.

В 1962 состоялся визит Рауля Кастро в СССР, где он встретился с Никитой Хрущёвым. Они договорились о том, что чтобы наверняка обезопасить Кубу от американской агрессии, следует разместить на острове советские ракеты средней дальности. 14 октября 1962 американцы обнаружили развертывание советского ядерного оружия на Кубе, разразился Карибский кризис. Мир был на грани третьей мировой, где вооруженные до зубов две супер державы — США и СССР готовы были в любую минуту перейти от слов к делу…

По сути, стратегическое партнерство в вопросах безопасности тогда и сегодня подразумевает под собой наличие общего врага. И таким врагом для Кубы и СССР, а ныне и для РФ является — «политика США». Хочу подчеркнуть — не само государство, а конкретная политика тех, кто находится у власти, и сами жители этой страны не причем…

Как говорилось выше, новый виток отношений между РФ и Кубой приходится на период правления нынешнего президента РФ — Владимира Путина. 12 июля2014 года Владимир Путин посетил Кубу в рамках поездки по Латинской Америке и встретился с председателем Совета Министров Кубы Раулем Кастро. Перед этим он списал 90% долгов Кубы перед СССР, а остальные 10% ($3,5 млрд) предполагается инвестировать в кубинскую экономику, путём погашения в течение 10 лет равными полугодовыми платежами…

Таким образом были восстановлены стратегически важные отношения с Кубой по всем ключевым направлениям: здравоохранение, промышленность, культура, военно-технические вопросы, сотрудничество в космической сфере…

Другой стратегический партнер России — Китай также преуспел в сотрудничестве с Кубой, где активно занимается вопросами Интернета и коммуникаций в этой области. Объем китайских инвестиций в Кубу вырос на 57%… Очевидно, что Россия и Китай — два самых успешных стратегических партнеров, заинтересованы в сотрудничестве с Кубой по заранее оговоренным планам совместных действий. По принципу — друзья моих друзей — мои друзья, равно как и враги… И отчаянные попытки внезапно прозревшей Америки восстановить отношения с Кубой выглядят мягко говоря смешными. Вырезать историческую память у кубинского народа невозможно, загладить свою вину нереально… Момент для восстановления стратегически важных отношений между США и Кубой упущен.

Россия и Китай

Отношения России и Китая имеют ключевое значение в российской внешней политике. Китай в нынешних условиях является главным партнёром и союзником России - как в военно-политическом, так и в экономическом плане. Экономики России и Китая хорошо дополняют друг друга, исходящая же от блока НАТО угроза подталкивает наши страны к созданию оборонительного альянса.

Важнейшей целью Китая является создание так называемого Нового Шёлкового Пути, наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России и Китая, является Азиатский Банк инфраструкурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.

Китайцы считают Россию своим главным союзником и партнёром, а российский президент Владимир Путин является самым популярным иностранным политиком в Китае.

Весьма характерно, что на саммите АТЭС-2014 в Пекине праздничный стол, за которым собрались лидеры тихоокеанских стран, был украшен в цвета флага России - это явно показывает, кто для китайцев главный гость. На предыдущем саммите АТЭС-2013, проходившем на индонезийском острове Бали, Китайский лидер Си Цзиньпин специально запланировал встречу с Путиным в день его рождения, который они отметили праздничным ужином.

Также Си Цзиньпин лично приехал на открытие Олимпиады в Сочи-2014, чего не сделали лидеры большинства стран Запада.

23 августа 2015 года в статье для «Российской газеты», министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что российско-китайские отношения «являются наилучшими за всю историю и продолжают поступательно развиваться».

Стратегические соглашения России и Китая о сотрудничестве: Шанхайские соглашения 2014 года

20 мая 2014 в Шанхае в ходе визита Президента России Владимира Путина во главе российской делегации подписан ряд стратегических соглашений (всего 46 документов) о сотрудничестве между Россией и Китаем, в том числе:

  • Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве российских и китайских железных дорог : РЖД и ж/д КНР будут совместно развивать транспортную инфраструктуру (включая погранпереходы), совместно разрабатывать тарифные планы и маркетинговые акции в целях создания конкурентоспособных тарифных условий по железнодорожным перевозкам на транзитных маршрутах Китай - Россия - Европа.
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве по вопросу использования национальных валют : ВТБ и Bank of China будут развивать партнёрские отношения в различных сферах, а в целом Россия и Китай намерены увеличить объем прямых расчётов в национальных валютах во взаимной торговле между странами.
  • Подписано соглашение о создании российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта : ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и китайская корпорация COMAC создадут авиалайнер, который должен занять существенные доли рынков как в России и Китае, так и в третьих странах.
  • Подписан меморандум о совместном строительстве нового моста через Амур : строительство должно завершиться к 2016 году, новый мост позволит на 700 километров сократить путь для поставляемых в Китай российских грузов, а также позволит перевозить 21 миллион тонн грузов на экспорт в Китай. На 80 % строительство будет профинансировано Китаем, на 20 % - Россией.
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве между рядом министерств, регионов и предприятий России и Китая .
  • Подписан контракт купли-продажи сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» между ОАО «НОВАТЭК» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
  • Подписаны соглашения о реализации ряда инвестиционных проектов с участием Китая на Дальнем Востоке .
  • Подписаны 6 контрактов «Евроцемент групп» и China CAMC Engineering на строительство новых технологических линий по производству цемента в Европейской России .
  • Подписаны ряд соглашений о совместных проектах и сотрудничестве в сфере машиностроения, химической промышленности и строительства инфраструктуры .

Китай заявил о готовности обнулить импортные пошлины на российский газ, а Россия - обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ в КНР.

Россия и Китай также договорились теснее координировать свои внешнеполитические шаги.

Крупнейший в истории контракт на поставку газа

21 мая 2014 года российский «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили тридцатилетний договор на поставку газа - контракт предусматривает поставку до 38 млрд кубометров газа в год с общей ценой $400 млрд за 30 лет. Точная цена на газ не была названа, но известно, что она превышает $350 за тысячу кубометров. Контракт является крупнейшим за всю историю газовой отрасли СССР и России, и, по-видимому, крупнейшим соглашением о поставках газа за всю историю мировой газовой промышленности.

Глава Газпрома Алексей Миллер сообщил о дальнейших планах сотрудничества с Китаем: «38 млрд - это только начало. Потому что мы с китайскими нашими партнёрами договорились, что тут же, как только подписываем контракт по восточному маршруту, - начинаем переговоры по западному маршруту. А вот что касается западного маршрута, здесь есть одно принципиальное отличие по ресурсной базе: это та же база, с которой мы осуществляем поставки газа в Европу».

Президент России Владимир Путин заявил, что реализация проекта западного маршрута поставок газа в КНР сделает Китай крупнейшим потребителем российского газа в мире. По словам Путина, Россия начнёт самую крупную стройку в мире, а российско-китайский энергетический альянс станет опорой всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Китайский народ и российский народ взаимно поддерживали, помогали друг другу, они соратники в войне против фашизма и милитаризма», - отметил председатель КНР, подчеркнув, что граждане двух стран «будут рука об руку и плечом к плечу защищать мир, способствовать развитию и вносить свой вклад в обеспечение прочного мира на планете и прогресса всего человечества».

Россия и Индия

Особое место в числе стратегически важных партнеров России является Индия. Весьма неплохо заручится взаимной поддержкой с еще одной страной, чье население превышает 1.3 млрд жителей.

О стратегически важном партнерстве в 2012 году высказался сам Владимир Путин. В преддверии официального визита Президента России в Индию была опубликована статья Владимира Путина в газете «Хинду». Приведу лишь несколько важных выдержек из этой статьи:

«Рад возможности обратиться к читателям одной из самых влиятельных индийских газет – «Хинду». Хотел бы накануне визита в Нью-Дели обозначить подходы к дальнейшему развитию стратегического партнёрства России и Индии.

В этом году исполнилось 65 лет установлению дипломатических отношений между нашими странами. За прошедшие десятилетия мы накопили огромный опыт совместной работы, добились успехов в самых разных областях. Менялись политические эпохи, но неизменными оставались принципы двусторонних связей – взаимное доверие и равноправие. Подчеркну: углубление дружбы и сотрудничества с Индией – один из приоритетов нашей внешней политики. И мы с полным основанием говорим, что они носят действительно уникальный, привилегированный характер.

Поистине историческим шагом стала подписанная в октябре 2000 года Декларация о стратегическом партнёрстве между Россией и Индией. Особое значение и своевременность этого шага были подтверждены развитием событий в первом десятилетии XXI века. Ведь сегодня перед нами, перед всей цивилизацией стоят серьёзные вызовы. Это неравномерность глобального развития, экономическая и социальная нестабильность, дефицит доверия и безопасности.

В этих условиях Россия и Индия демонстрируют пример ответственного лидерства и коллективных действий на международной арене.

У нас единая цель – сделать мир, в котором мы живём, более справедливым, демократичным, безопасным, способствовать развязке глобальных и региональных проблем, включая ситуацию на Ближнем Востоке и Севере Африки, в Афганистане.

Отмечу, что всё более активной становится наша общая работа в рамках БРИКС. Год от года укрепляется авторитет данного объединения. И это закономерно. Выдвигаемые нами инициативы направлены на построение новой архитектуры многополярного мироустройства. Такой же конструктивный подход проявляется и в нашем взаимодействии в Шанхайской организации сотрудничества, других многосторонних форматах. Настроены на содержательный диалог с индийской стороной в рамках начавшегося российского председательства в «Группе двадцати».

Совместные шаги на международной арене, участие в выработке правил мировой торговли, наращивание деловых, научно-технических и гуманитарных связей – основы выхода на новое качество партнёрства.

Особое значение придаём двусторонним торгово-инвестиционным отношениям. Растущий экономический потенциал России и Индии во многом взаимодополняем. Наш товарооборот преодолел последствия глобального кризиса, и в 2012 году мы ожидаем рекордного показателя – свыше 10 миллиардов долларов. Наша следующая цель – выйти уже к 2015 году на уровень 20 миллиардов долларов.

Для этого нужно использовать все резервы, поддерживать прямые контакты деловых кругов, стимулировать создание эффективных инвестиционных, технологических, промышленных альянсов в наиболее динамичных, перспективных сферах. Например, в энергетике, прежде всего атомной…»

Всю статью читайте на официальном сайте Кремля .

Отношения России и Индии развиваются планомерно и в тоже время стремительно: на днях стало известно о том, что Россия и Индия планируют построить газопровод, переговоры планируются на май этого года. Кроме того, планируется обсудить возможности поставок нефти из России в Индию.

Владимир Путин не раз заявлял, что Индия была, есть и будет главным стратегическим партнером России по военно-техническому сотрудничеству.

На Индию в 2013 году пришлось 35,6 % военного экспорта России (4,7 млрд долларов из 16,7 млрд долларов).

В конце апреля 2015 года Совет Федерации назвал крупнейших покупателей российского оружия. Основная доля поставок в 2014 году пришлась на Индию (28 процентов), далее следуют Ирак (11 процентов), Китай (9 процентов), Вьетнам (7 процентов) и Венесуэла (6 процентов).

Показательным является тот факт, что 60-80% вооружения в Индии приходится на российский экспорт. Именно наше оружие признано властями Индии самым качественным в мире. Индия не скупится и закупает практически все виды оружия вплоть до подводных лодок. Вертолетный парк Индии насчитывает более 400 машин и к 2017 году пополнится еще на 50 машин. О силе военного экспорта России очень хорошо .

Весьма выгодным сотрудничество России и Индии в последние годы в нефтяной отрасли. Ярким представителем России выступает компания «Роснефть», подписавшая с индийской стороной серию важных документов , подчеркивающих «переход от энергозависимости к энергетическому партнерству двух стран».

Индия в настоящее время претендует на роль одного из лидеров, влияющих на мировой нефтяной рынок. Дело в том, что потребление в стране растет стремительными темпами. Уже сейчас эксперты предполагают, что Индия может обогнать Японию по количеству потребляемой нефти. Учитывая, что с повышением покупательной способности индийских граждан и компаний, рост потребления топлива будет лишь повышаться, то вполне вероятно, что далее Индия сможет если не обогнать, то вплотную приблизиться к Китаю и США, которые сейчас являются лидерами по потреблению нефти. Таким образом, благодарю сотрудничеству «Роснефти» с индийскими партнерами сможет укрепить позиции России на мировом нефтяном рынке.

Другие страны — стратегические партнеры России

Юар. «Южноафриканская республика - ведущий и надежный стратегический партнер России в Африке. Мы конструктивно сотрудничаем практически по всем направлениям. Это касается и двустороннего формата, это касается работы в разных международных организациях, таких как ООН, БРИКС, ВТО, МАГАТЭ» (Владимир Путин на встрече с южноафриканским коллегой Джейкобом Зумой)

Бразилия. Также как и ЮАР, Индия, Китай входит в стратегическое партнерство с Россией в рамках проекта БРИКС. Официальным стратегическим партнером России Бразилия стали лишь 18 октября 2005 года, когда главы двух стран подписали «Российско-бразильский стратегический союз».

Важно отметить, что Бразилия — самый крупный торговый партнер России в Латинской Америке: в 2007 — 2013 годах на Бразилию пришлось 29,7 % российского экспорта в Латинскую Америку и 45,4 % импорта из РФ в данный регион. Правда, объемы торговли в абсолютных цифрах невелики — годовой товарооборот двух стран составил в 2011 году лишь 1,9 млрд долларов. Всего за 2007 — 2013 годы стоимость экспорта из РФ в Бразилию составила 12,4 млрд долларов, а бразильского импорта за этот же период 27,6 млрд долларов. Бразилия является одним из главных поставщиков в РФ сахара-сырца, кофе, говядины и свинины, а значительную долю российского экспорта составляют удобрения.

Россия и Бразилия — уникальны среди прочих государств-гигантов, ибо они обладают не сравнимыми ни с какой другой страной запасами природных ресурсов и полезных ископаемых. Взять хотя бы пресную воду, глобальный дефицит которой, по мнению ученых, начнет ощущаться уже с 20-х годов текущего столетия. Бразилия и Россия делят между собой мировое первенство по ее запасам.

А еще Бразилия, как и Россия, богата редкоземельными и цветными металлами, обладание которыми гарантирует независимое развитие их научно-технологического потенциала на долгие годы вперед. По подсчетам бразильской исследовательницы М.Брукманн, зависимость США от некоторых цветных и редкоземельных металлов, сосредоточенных в Латинской Америке, варьируется от 49 до 100%. Так, по одному только ниобию, который активно используется в аэрокосмической индустрии (Бразилия владеет 98% его мировых запасов), зависимость США составляет 85%.

В последние годы заметно активизировалось сотрудничество между двумя странами в области энергетики — участие российских компаний в строительстве ГЭС в Бразилии. Была заложена основа сотрудничества в области совместного освоения топливных ресурсов Бразилии и реализации энергетических проектов на территории других латиноамериканских стран.

СНГ. Также основными стратегическими партнерами являются страны-соседи. Самыми яркими представителями признаны братская Беларусь, Казахстан, Армения, Айзербаджан, Абхазия… Из списка стратегически важных партнеров по понятным причинам выпали Грузия, Молдавия и Украина…

Латинская Америка. Поддержка Евросоюза санкциями против России вызвала резкий пересмотр отношений, как дипломатических, так и стратегически важных. Встал вопрос — с кем будем дружить? Введя ответные санкции против Евросоюза, Москва развернулась в сторону своих новых латиноамериканских партнеров, которые давно мечтали установлению новых деловых контактов и увеличения товарообмена с Россией. Россия начала переговоры с дипломатами ряд латиноамериканских стран о замещении тех продуктов, которые она запретила закупать в Евросоюзе, США и других государствах, в частности, Австралии, Канаде и Норвегии, а именно: мясо, мясомолочные продукты, фрукты, овощи и свежую рыбу. Именно они и являются одними из основных статей латиноамериканского экспорта.

В настоящее время наиболее масштабные российско-латиноамериканские проекты осуществляются в области энергетики: строительство ГЭС, АЭС, добыча нефти и газа. Неплохо идут дела и с поставками российского вооружения. Особенно в Венесуэлу, ставшую вторым после Индии импортером российского оружия.

Вторым по значимости торговым партнером в Латинской Америке является Аргентина, объем взаимной торговли с которой составляет миллиард 873 миллиона долларов; затем идут Венесуэла: миллиард 732 миллиона долларов; Мексика: миллиард 414 миллионов; Эквадор: миллиард 299 миллиона; Перу: 725 миллионов; Чили: 455 миллионов и Куба: 225 миллионов…

Аргентина экспортирует сухофрукты, мясомолочную продукцию, а в России закупает ядерные реакторы, транспортные средства и продукты фармацевтической промышленности.

Подводя итог можно подчеркнуть, что стратегическими партнерами России сегодня являются те страны, где сферы влияния Вашингтона или Евросоюза ослаблены или недопустимы лидерами этих стран. Расширение сотрудничества России с Латинской Америкой и другими странами-стратегическими партнерами России перекроило стандартные представления о ключевых игроках на международной арене как в геополитическом, так и в геоэкономическом соперничестве.

Вспоминается одна из последних встреч Владимира Путина с немецкими бизнесменами в Москве, где он выразил очень важную мысль:

«Германия — второй по объёмам товарооборота торговый партнер России после Китая, и дорожить этим должны обе стороны.

— У нас много хороших перспективных проектов, и надеюсь, что ваш интерес к сотрудничеству с Россией с вашими партнёрами будет только возрастать и вы не упустите своих возможностей на российском рынке. Было бы глупо подвергать испытаниям накопленный потенциал сотрудничества и упустить возможности, которые российский рынок предоставляет. Мы со своей стороны делали и будем делать всё для того, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для всех наших иностранных партнёров.»

Очевидно, что и Европа должна проснуться и набраться смелости. Самостоятельно и независимо выражать свое видение партнерства в отношениях с той страной, рынок которой наиболее благоприятный и востребованный. «И упускать эту возможность, — как подчеркнул Президент России — глупо».

И еще немного об устойчивом мифе, что якобы весь мир против России.

Все наши партнеры по БРИКС: Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка — четыре страны, на которые вместе с Россией приходится 43% населения планеты. Если сюда причислить другие страны, которые также являются партнерами России, то получится, что большинство человечества проживают в тех странах, которые выступают за сотрудничество/партнерство с Россией, а не против нее.

Очевидно, что большая часть планеты явно не симпатизирует западному представлению однополярности мира, воспринимая жесткую и непреклонную Россию, как единственную страну, способная положить конец доминированию одних стран над другими.»