Профобучение работников на производстве. Стажировка на рабочем месте: как правильно оформить? Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец

С 1 марта 2017 года существенно изменится порядок проведения стажировки на рабочем месте.

Инструктажи на рабочем месте и стажировка на рабочем месте для многих работодателей процедуры схожие. Именно потому к стажировкам в организациях относятся не достаточно серьезно. На самом деле обе процедуры необходимы, чтобы научить сотрудника выполнять свои обязанности безопасно. И обе проводят до начала работы. В этом их схожесть. Но есть и существенные отличия. Так инструктаж с сотрудниками чаще всего занимает несколько часов. А стажировка - несколько рабочих смен. Инструктаж - это короткий теоретический курс о безопасном выполнении работы с демонстрацией практических примеров. А во время стажировки сотрудник выполняет положенные обязанности под присмотром наставника, учится на практике выполнять предстоящую работу, изучает производственно- технологические процессы.

Для кого стажировка на рабочем месте является обязательной процедурой?

Обязательной стажировка на рабочем месте по-прежнему осталась для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда. Эта обязанность закреплена за работодателем в статье 225 Трудового кодекса и п. 11.4 ГОСТа 12.0.004-2015, который вступает в силу уже 1 марта 2017 года. Например, электротехническ ий персонал, горняки, металлурги, работники нефтеперерабатыв ающей отрасли, шахтеры и т.д.

Когда нужно проводить стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку на рабочем месте для руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала нужно проводить:

При их поступлении на работу;

При переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности или выполняемой работы;

Для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) постоянного работника;

Для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

РАНЕЕ: Стажировку проводили при переводе на другую работу или при смене типа оборудования или переходе на управление другой техникой (марка машины, крана и т. п.).

Сроки проведения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года продолжительност ь стажировки определяет руководитель подразделения, в котором работает стажирующийся работник. Он учитывает уровень образования сотрудника, его квалификацию, опыт работы и другие важные факторы.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, которые имеют необходимую квалификацию и опыт, срок стажировки должен составлять от 3 до 19 рабочих смен;

Если работник рабочих профессий не имеет опыта работы и соответствующей квалификации, то срок стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, должен составлять от 1 до 6 месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяет работодатель. В зависимости от образования, подготовкой и опыта работы - от 2 недель до одного месяца.

РАНЕЕ: Согласно ГОСТ 12.0.004-90, который действует на данный момент, стажировку на рабочем месте проводят в течение первых 2-14 смен после первичного инструктажа.

Ее продолжительност ь зависит от характера работы и квалификации работника.

В документе нет разделения по срокам для руководителей, специалистов или сотрудников рабочих профессий.

Внимание! Действующий ГОСТ разрешает руководству по согласованию со службой по охране труда и профсоюзом предприятия освобождать от стажировки работника, стаж работы по специальности которых составляет не менее 3 лет, если он переходит из одного цеха в другой, а характер его работы и тип оборудования не меняется.

В новом документе этого пункта нет!

Вопрос от работодателя: Нужно ли проводить стажировку на рабочем месте с сотрудниками турфирмы, которые работают в офисе?

Ответ: Нет, не нужно. Стажировку на рабочем месте после первичного инструктажа должны обязательно проходить только сотрудники, которые будут заняты на работе с вредными или опасными условиями труда (ст. 225 ТКРФ). Офисные работники к этой категории не относятся.

Кто проводит стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку для рабочих может проводить руководитель работ, инструктор производственног о обучения или другой опытный рабочий, прошедший обучение как инструктор по охране труда и имеющий большой практический опыт.

Что касается поступающих на работу руководителей и специалистов, то с ними стажировку могут проводить вышестоящий или иной руководитель, которого своим решением назначит работодатель.

РАНЕЕ: Для проведения стажировки работодатель назначал своим приказом руководителя стажировки из числа руководящих сотрудников или специалистов.

Вопрос от работодателя: Нужно ли нам проводить стажировку на рабочем месте с сотрудником, если он переходит из одного отдела в другой?

Ответ: Вам нужно проводить стажировку с сотрудником, но только если условия труда на новом рабочем месте являются вредными или опасными (ст. 225 ТК РФ). Если то не так, то можете спокойно переводить сотрудника в другое структурное подразделение без проведения стажировки.

Как проходит стажировка на рабочем месте?

ГОСТ 12.0.004-2015, который вступает в силу с 1 марта 2017 года, прописывает для работодателя четкий регламент проведения стажировки. В нем указано, что руководитель стажировки должен: -- Составить программы стажировки и отразить в них конкретные задачи и сроки выполнения с учетом образования сотрудника, подготовки и опыта работы стажирующегося;

Ознакомить стажирующегося сотрудника со всеми работниками подразделения и условиями труда.

Во время стажировки новый сотрудник должен узнать правила внутреннего трудового распорядка, основные функции подразделении и все положенные требованиями охраны труда при выполнении работы;

В процессе стажировки ознакомить стажирующегося с пакетом документов, необходимых для работы.

В него должна обязательно входить должностная инструкция работника, положение о подразделении, внутренние нормативы и регламенты, локальные нормативные акты по охране труда и безопасности производства;

На протяжении всего срока стажировки, руководитель должен внимательно наблюдать за работой стажирующегося, контролировать и, если необходимо, корректировка его действия. После того как время стажировки окончено, руководитель должен в произвольной форме оформить отзыв о прохождении стажировки. Итоги стажировки подводит специально созданная комиссия работодателя.

Для работников рабочих профессий - квалификационная комиссия, а для руководителей и специалистов - аттестационная комиссия. Она проводит квалификационный экзамен. Форму работодатель выбирает сам. Задача членов комиссии - оценить уровень теоретической и практической подготовки стажирующегося, уровень его знаний требований охраны труда и оформить соответствующий протокол.

Внимание! В ГОСТ 12.0.004-2015 нет четких указаний на состав и численность комиссии. Рекомендуем привлекать для того не менее трех человек, рабочий стаж и опыт которых позволит выполнить возложенную на них задачу. Если члены комиссии решили, что сотрудник успешно прошел стажировку, руководитель подразделения или организации издает распоряжение о допуске стажирующегося к самостоятельной работе. Если итоги стажировки отрицательные, сотрудника нельзя допускать к самостоятельной работе. Он должен в течение одного месяца пройти повторную стажировку, после чего еще раз пройти проверку знаний требований охраны труда.

ВАЖНО!!! Если сотрудник повторно не смог пройти стажировку на рабочем месте и получил от комиссии неудовлетворител ьную оценку, организатор обучения имеет право рассмотреть вопрос о его соответствии занимаемой профессии или должности.

Какую ответственность понесет работодатель, если не проведет стажировку на рабочем месте?

Стажировка на рабочем месте - это один из видов обучения сотрудника безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда. Если работодатель допускает сотрудника к работе без проведения с ним положенной по закону стажировки, инспектор ГИТ во время проверки может наложить штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ): на должностных лиц - от 15 000 до 25 000 рублей, юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей за каждого необученного сотрудника.

Слово «стажировка» достаточно часто употребляется в своей речи и выпускниками вузов, и кадровиками, и «продвинутыми» менеджерами по персоналу. Только закончившие обучение молодые специалисты стремятся попасть в какую-либо серьезную компанию на стажировку, надеясь в перспективе остаться в ней работать. Сотрудники отдела кадров мучаются вопросом, для каких работников стажировка обязательна, а для каких нет. Менеджеры по персоналу, в свою очередь, думают, как бы увеличить эффективность стажировок.

Так все же, что такое стажировка на рабочем месте. Действительно ли стажировка может быть обязательной? Как она регулируется законодательством и как её оформить. Обо всем этом расскажет предлагаемая статья. Статья будет интересна как тем, кто организовывает стажировку, так и тем, кто стремится на неё попасть.

Что такое стажировка

Трудовой кодекс не дает понятия стажировки. В то же время это понятие употребляется в нормативном документе. В первый раз оно присутствует в статье устанавливающей основания для заключения с работником срочного трудового договора. Статья 59 Трудового кодекса РФ, говорит о том, что срочный трудовой договор может быть заключен с работником, выполняющим работы, которые связанны с профессиональным обучением в виде стажировки.

Второй раз, данное понятие неоднократно встречается в нормах посвященных охране труда. Из них в частности следует, что работники, задействованные на работах связанных с вредными и опасными производственными факторами, в обязательном порядке проходят стажировку на рабочем месте. Подобная стажировка, является частью комплекса мероприятий связанных с безопасностью труда на рабочем месте.

Такая, обязательная стажировка проводится преимущественно для работников рабочих специальностей. Целью такой стажировки является, прежде всего, обучение безопасным способам и приемам труда. Срок стажировки на рабочем месте устанавливается распоряжением руководителя предприятия. При этом он определяется в зависимости от характера и условий работы, профессионального опыта работника и ориентируясь на положения нормативных документов в области охраны труда.

Информацию, содержащуюся в законодательстве можно дополнить сведениями из практики. Здесь, чаще всего, под стажировкой понимают работу молодого специалиста, который только закончил учебное заведение, и не имеет опыта работы по специальности. Таких работников, чаще всего, берут на должности с небольшой оплатой. Получаемый от такой работы опыт, выступает своеобразным дополнением к окладу молодого специалиста.

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что стажировка - это освоение навыков профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте, при соблюдении предусмотренной процедуры. Стажировка может быть связана как с общими вопросами выполнения трудовой функции, так и акцентирована на вопросах безопасных приемов труда. Стажировка на рабочем месте может быть как добровольной, так и обязательной, предусмотренной трудовым законодательством.

Обязательное проведение стажировки на рабочем месте

Самый действенный метод позволяющий научить работать безопасно - это показать все на деле. В рабочей обстановке, непосредственно на рабочем месте. Как правило, под руководством опытного наставника. К самостоятельной работе, новичка, только что пришедшего на рабочее место, не допускают.

В тех случаях, когда стажировка на рабочем месте, является обязательным требованием законодательства, на предприятии, в организации, существует порядок прохождения стажировок на рабочих местах. Такой внутренний нормативный акт утверждается руководителем, и согласовывается профкомом. В этом документе, расписываются основные вопросы, связанные с прохождением стажировок:

  • сроки прохождения стажировок,
  • порядок назначения наставника,
  • размер доплат наставникам,
  • порядок проведения оценки знаний полученных в результате стажировки, и допуска к самостоятельной работе.

Стажировка как способ обучения и отбора персонала

Но чаще всего, под стажировкой понимают освоение профессиональных навыков в целом. Когда молодой сотрудник осваивает специальность, выполняя те или иные рабочие задания. Под руководством наставника. В работающей компании.

Такой метод обучения очень действенен. Он позволяет сразу окунуться в атмосферу трудовой деятельности. Научится взаимодействовать с коллегами в коллективе. Приучится брать на себя ответственность. Одновременно, в период стажировки, есть возможность присмотреться к человеку. Оценить, способен ли он влиться в компанию, разделять её ценности, быть ответственным и целеустремленным работником.

Стажировки применяют многие компании, и крупные и небольшие. В одних случаях . В других такая работа не оплачивается. Но стажировка имеет ценность, если стажеру поручают реальную квалифицированную работу. Если работа стажера заключается в выполнении каких-то простых заданий, для выполнения которых нет необходимости иметь специальное образование, то такая работа, скорее всего, не будет полезна стажеру.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Положения закона регламентируют, что любой труд должен оплачиваться в зависимости от занимаемого поста, квалификации служащего, от того, насколько труден рабочий процесс. Следует трактовать подобные законодательные стандарты как обязанность работодателя оплачивать деятельность человека, проходящего стажировку. Другое дело, что в некоторых случаях работодатель имеет право установить меньший оклад при прохождении испытательного срока. Однако итоговая сумма не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральными чиновниками. На практике часто случается так, что стажёров используют в качестве бесплатной рабочей силы.

Значение стажировки для молодых специалистов

Не является большим секретом то, что наша система высшего образования имеет сильную теоретическую направленность. Специалисты, получающие дипломы, об образовании имеют уклон в сторону теории и не достаточно представляют себе, чем конкретно будут заниматься на практике. Исправить этот пробел и призваны различные способы обучения на рабочем месте, и в первую очередь стажировка.

Для многих начинающих специалистов, стажировка единственный способ, получения необходимых навыков. Цель стажировки, для таких, молодых кадров, как минимум набраться знаний и опыта, как максиму - хорошо себя зарекомендовать, и остаться работать, в уже привычном коллективе и дальше. Так начинаются большие карьерные достижения. Но если места стажеру не досталось, то полученные навыки пригодятся на новом месте работы. А наименование компании, где посчастливилось стажироваться, украсит резюме.

Как стажеру правильно подойти к своей работе? Что делать, чтобы взять он неё максимум знаний и навыков, а возможно даже остаться? Расскажем об этом далее.

Главное чему не учат в учебных заведениях - это искусству, ремеслу работы. Знания дают. А как применять на практике не объясняют. При этом это касается не только каких-либо сложных навыков. Часто, новичкам не доступны элементарные вещи - такие как планирование своего времени, понимание, что от твоей работы зависит кто-либо еще и так далее.

Стажер должен освоить два направления. Как работать вообще. И как работать по своей специальности. Если он освоит только одно из них, то полноценного специалиста из него не получится. Итак, что необходимо, что бы стать хорошим работником, и чему необходимо научится с первых дней стажировки. Несколько простых советов:

  • научится распоряжаться своим временем, планировать дела, расставлять очередность,
  • помнить, что стажер часть механизма, от его действий зависит работа других,
  • если задание непонятно, необходимо уточнить его сразу,
  • с первых дней нужно учиться, работать самостоятельно.

Как организовать стажировку

Если компания заинтересована в притоке «свежей крови», в молодых специалистах, то важно не упустить потенциально ценные кадры, которые приходят стажироваться в организацию. Сам стажер должен раскрыться, в комфортной для себя среде проявить все свои способности и знания. Овладеть опытом и знаниями в процессе выполнения порученных ему работ. А специалисты компании, менеджеры по персоналу, руководитель отдела, в котором трудится стажер, должны присмотреться к возможному сотруднику, оценить его деловые качества и принять решение о его дальнейшем трудоустройстве.

Для того чтобы стажировка прошла удачно, и он неё выиграли все стороны процесса, при её организации нужно выполнять следующие правила:

  • порядок прохождения стажировки должен быть задокументирован,
  • каждому стажеру должен быть назначен наставник, для которого наставничество будет оплачиваемой деятельностью,
  • стажеру должна быть создана комфортная обстановка: организовано рабочее место, поясняющие материалы, не должно возникать бытовых вопросов,
  • выполнение заданий следует чередовать с обучающими инструктажами,
  • в процессе стажировки, сложность поручаемой работы должна увеличиваться.

Как оформить стажировку на рабочем месте

Если принимающая сторона, работодатель, несет перед стажером какие либо обязательства, в большинстве случаев это, оплата труда или последующий прием на работу, то такие обязательства должны быть закреплены договором. Так как такие отношения попадают под понятие трудовых, то и документом, которым они будут оформлены, будет трудовой договор.

Трудовой договор оформляется по стандартным правилам. Но так как стажировка в отличие от постоянной работы имеет временный характер, то и срок трудового договора обязательно необходимо в нем указать. Основания, предусмотренные в ст. 59 Трудового кодекса РФ позволяют заключать срочный договор в случаях, когда договор заключается с лицом, обучающимся в учебном заведении, на очной форме обучения, и когда работа связана со стажировкой.

Непосредственно с приказом о приеме на работу оформляется приказ о назначении ответственного за обучение и стажировку молодого специалиста.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Общий период прохождения испытательного срока и обучения устанавливает наниматель. Трудовой кодекс сегодня не регулирует продолжительность стажировки. В каждом конкретном случае длительность периода устанавливается индивидуально и прописывается при заключении трудового договора.
Статьёй 70 ТК РФ установлены предельно допустимые сроки для прохождения испытательного периода. Для представителей руководящего звена он не может длиться дольше полугода. Согласно закону, для всех остальных должностей максимальный срок стажировки составляет 3 месяца. Исключением является ситуация, когда трудовой договор был составлен на срок 2-6 месяцев, в этом случае испытательный срок не может длиться более двух недель. Важно учесть, что по закону, в период стажировки не учитывается фактическое отсутствие работника на рабочем месте, если даже отсутствие связано с временной нетрудоспособностью.

2.Сокращения и глоссарий

3.Основные цели Профессионального обучения

4.Организация Профессионального обучения

5.Порядок формирования квалификационной комиссии

6.Ученический договор

7.Заключительные положения

8.Перечень профессий и специальностей, по которым проводится Профессиональное обучение (Приложение № 1)

9.Перечень дополнительных профессий и специальностей, по которым планируется проведение Профессионального обучения (Приложение № 1)

10.Положение о наставничестве (Приложение № 2)

11.Форма Ученического договора (Приложение № 3)

12.Форма служебной записки (Приложение № 4)

13.Форма Производственной характеристики (Приложение № 5)

14.Форма Оценочного листа (Приложение № 6)

15.Форма Дневника производственного обучения (Приложение № 7)

16.Форма Наряда-задания на проведение практических (пробных) работ (Приложение № 8)

1. Область применения

1.1 Настоящее Положение о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и обучении второй профессии работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат» (далее - «Положение») разработано в соответствии Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - «ТК РФ») и определяет формы и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения второй профессии работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат» (далее - «Организация» или «Работодатель»).

2. Сокращения и глоссарий

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации совместно именуются «Профессиональное обучение».

Квалификация -

Профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта, а именно: присвоение разряда/установление второй профессии.

Профессиональная подготовка

Получение работником, не имеющим образования, специальности с определенной квалификацией.

Профессиональная переподготовка

Получение работником, имеющим определенную специальность, новой с учетом требований производства

Повышение квалификации

Получение работником новых навыков и знаний по своей специальности.

Квалификационная комиссия -

Высококвалифицированные сотрудники соответствующих структурных подразделений Организации, обладающие достаточной компетенцией для проведения квалификационного экзамена и принятия решения о присвоении квалификации сотруднику.

Квалификационный экзамен -

Форма проверки и оценки соответствия квалификации сотрудника требованиям, предъявляемым к должности.

Перечень профессий и квалификаций -

Список профессий и квалификаций, которые могут быть присвоены сотрудникам по решению квалификационной комиссии.

Сотрудник, направленный на обучение по решению руководства подразделения для прохождения подготовки, переподготовки, или получения болеевысокой квалификации.

Наставник -

Непосредственный руководитель или наиболее квалифицированный работник по специализации, который назначается приказом по Организации.

Заявка на обучение -

Форма, которая заполняется непосредственным

руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации для направления сотрудника на обучение.

Оценочный лист -

Форма, которая заполняется непосредственным руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации для оценки знаний сотрудника по специальности и рекомендаций.

Производственная характеристика -

Форма, которая заполняется непосредственным руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации, для оценки поведенческих компетенций сотрудника.

Отдел ОО и РП -

Отдел по обучению и развитию персонала.

3. Основные цели Профессионального обучения

3.1. Основными целями Профессионального обучения работников основного и вспомогательного производства является:

  • Формирование на производстве дополнительных квалифицированных кадровых ресурсов, необходимых при внедрении новых производственных мощностей;
  • Создание внутреннего резерва квалифицированных кадров для работы по другой профессии или специальности при необходимости замещения работников на время их отсутствия;
  • Формирование высококвалифицированных работников, способных решать сложные проблемы при работе на производственном оборудовании.

4. Организация Профессионального обучения

4.1. Для организации и проведения профессионального обучения, руководители подразделений в период формирования бюджета (PSAP) направляют в отдел по обучению и развитию персонала план-заявку установленного образца на проведение обучения для составления тренинг-плана и формирования бюджета на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также по запросу ОО и РП предоставляют всю необходимую дополнительную информацию. Планирование профессионального обучения осуществляется на стадии составления годового тренинг-плана как на технологическом оборудовании Организации, так и силами сторонних организаций, предоставляющими техническое обучение.
ОО и РП предоставляет проект общего плана на рассмотрение и утверждение всех вовлеченных в принятие решение лиц по подразделениям.

4.2. При планировании профессионального обучения на год, все подразделения Организации соответственно совместно с ОО и РП и отделом по компенсациям и льготам планируют предстоящие затраты на обучение.

4.3. Работники имеют право на Профессиональное обучение в соответствии с ТК РФ и Коллективным договором.

4.4. Необходимость Профессионального обучения работников для собственных нужд определяет Работодатель.

4.5. В случаях, предусмотренных ТК РФ и Коллективным договором, Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

4.6. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в Организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях. Вопросы обучения регулируются соответствующим Договором с учебным заведением.

4.7. Профессиональное обучение организуется в следующих формах:

Индивидуального обучения - Профессионального обучения согласно разработанной для каждого конкретного ученика индивидуальной учебной программы и плана, включающего проведение лекций, индивидуальных теоретических и практических занятий по профессии с привлечением специалистов Организации;

Бригадного обучения - Профессионального обучения согласно разработанной для группы учеников учебной программы и плана, включающего проведение лекций, групповых теоретических и практических занятий по профессии, с привлечением специалистов учебных комбинатов и тренинг центров;

Курсового обучения - Профессионального обучения по разработанной и утвержденной методике производителя оборудования или программного обеспечения для группы учеников;

Практического обучения - Профессионального обучения на рабочем месте с закреплением наставника и выполнением самостоятельных работ согласно разработанной программе по профессии;

4.8. Перечень профессий и специальностей, по которым проводится Профессиональное обучение, определен в Приложении №1 к настоящему Положению.

4.9. Перечень необходимых профессий и специальностей, определяется Работодателем, с учетом мнения Профсоюза. Изменения отражаются в Приложении №1.

4.10. Для подачи заявки на допуск сотрудника к прохождению обучения с последующей сдачей квалификационного экзамена, непосредственный руководитель должен предоставить в отдел по обучению и развитию следующие документы:

Служебную записку (Приложение № 4)

Производственную характеристику (Приложение № 5).

4.11. Обучение проводится наставником производственного обучения. Отношения наставника и ученика регулируются Положением о наставничестве, которое является Приложением № 2 к настоящему Положению.

4.12. Обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного действующим Коллективным договором и в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Работникам, проходящим Профессиональное обучение, Работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ.

4.13. В случае прохождения Профессионального обучения в учебных заведениях дополнительного образования, обучающийся может проходить стажировку (практические занятия) в Организации. Для проведения стажировки (практических занятий) в Организации, непосредственный руководитель определяет для обучающегося наставника.

4.14. По окончании периода обучения обучаемый сотрудник сдает квалификационный экзамен:

Экзамен по теории принимает квалификационная комиссия. Порядок работы комиссии регламентируется п.5 данного Положения.

Экзамен по практике принимает непосредственный руководитель обучающегося, представитель технической службы производства и наставник обучения. В случае несдачи экзамена по практике и при апелляции ученика, повторный экзамен проводится по заявлению ученика с участием непосредственного руководителя обучающегося, представителя технической службы производства, наставника обучения и представителя Местного комитета. Специалист Отдела по анализу и улучшению процессов производства информирует состав комиссии, принимающей экзамен по практике и ОО РП о дате и месте проведения экзамена по практике.

4.15 Сдача квалификационного экзамена проводится путем собеседования по вопросам экзаменационных билетов.
Экзаменационные билеты состоят из 3 блоков:

4.16. Вопросы билетов доводятся до сведения учеников непосредственным руководителем не позднее, чем за три недели до момента проведения квалификационного экзамена.

4.17. Непосредственный руководитель оказывает методическую помощь и поддержку ученику в подготовке по экзаменационным билетам. В случае необходимости проведения консультаций по вопросам качества, ООС, ПБ и ОТ и по специализации непосредственный руководитель информирует отдел ОО и РП. Сотрудник отдела ОО и РП координирует время и место проведения консультаций.

4.18. На экзамене обязательно заслушивается Производственная характеристика на ученика и Оценочный лист (Приложение № 6).

4.19. Экзамен считается сданным в случае, если кандидат ответил на все вопросы билета. Члены комиссии могут задавать наводящие и дополнительные вопросы.

4.20. В случае если кандидат не сдал квалификационный экзамен, ему предоставляется право на повторную пересдачу. С момента получения соответствующей квалификации сотруднику может быть присвоена более высокая квалификация не ранее, чем через 3 месяца.

4.21. Информация о присвоении квалификации сотрудникам хранится в базе данных отдела ОО и РП. Копия протокола передается в отдел по работе с персоналом.

4.22. На основании Протокола комиссии, отдел по работе с персоналом готовит приказ о присвоении квалификации. Информация о присвоении квалификации заносится в трудовую книжку, личную карточку сотрудника и выдаётся сертификат.

4.23. Отдел ОО и РП совместно с Отделом по анализу и улучшению процессов производства оказывают методическую поддержку руководителям подразделений в оформлении экзаменационных билетов, обеспечивают их хранение и выдачу необходимого количества наборов экзаменационных билетов для подготовки учеников.

4.24. Ответственным за координацию процесса разработки и актуализацию экзаменационных билетов является ОО и РП.

4.25. Ответственными за разработку вопросов:

  • по специализации - являются специалисты и руководители технических служб производства;
  • по качеству - специалисты службы контроля качества;
  • охране труда, промышленной и пожарной безопасности - инженер по охране труда.

5. Порядок формирования квалификационной комиссии

5.1. Состав квалификационной комиссии утверждается приказом генерального директора. Заместителем председателя комиссии является представитель местного комитета профсоюзной организации, который назначается Председателем Местного комитета. В состав комиссии входят представители: службы качества, службы охраны труда, промышленной безопасности и экологии, отдела охраны, отдела по обучению и развития персонала, технических и инженерных служб.

5.2. Заседания комиссии созываются по мере необходимости проведения квалификационного экзамена. О дате и месте очередного заседания комиссии сообщает посредством электронной почты специалист ОО и РП. Для участия в квалификационном экзамене представителей Местного комитета профсоюзной организации, уведомление в электронной форме направляется Председателю Местного комитета профсоюзной организации ЗАО « Лиггетт-Дукат».

5.3. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов. В обязательном порядке в заседании квалификационной комиссии принимают участие: Председатель комиссии и/или его заместитель, представитель службы ООС, ПБ и ОТ, службы менеджера по качеству, представитель Местного комитета и члены комиссии в соответствии со специализацией экзамена.Комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа участвующих в заседании членов квалификационной комиссии (при равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии или его заместителя). Принятое решение подписывается членами комиссии, принявшими участие в заседании.

5.4. При условии предварительного не менее чем за 3 рабочих дня уведомления членов комиссии о месте и времени заседания комиссии, отсутствие кого-либо из членов комиссии указанных в т.ч. и в п. 5.3 не препятствует проведению заседанию комиссии.

6. Ученический договор

6.1. Право работника на Профессиональное обучение реализуется путем заключения Ученического договора (Приложение № 3) между работником и Работодателем.

6.2. Ученический договор с работником Организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется ТК РФ.

6.3. На время Профессионального обучения работнику выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного Коллективным договором минимального размера оплаты труда.

6.4. Работникам без квалификации, впервые принятым в Организацию, которые направлены на обучение новым профессиям, устанавливается стипендия в размере 80% от должностного оклада соответствующей профессии, на которую учится работник.

6.5. При обучении второй профессии или направлении Работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы/без отрыва от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, но не ниже размера должностного оклада по основному месту работы.

6.6. Наставникам за обучение работников выплачивается вознаграждение. Размер вознаграждения регулируется Положением о наставничестве, которое является Приложением № 2 к настоящему Положению.

7. Заключительные положения

7.1 Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится сторонами Коллективного договора.

7.2. Во всех случаях, не рассмотренных и не включенных в данное Положение, применяется порядок и нормы, установленные действующим законодательством РФ.

Скачать полную версию положения о профессиональном обучении работников основного и вспомогательного производства можно после регистрации .

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.

Участие также дает много дополнительных возможностей.

Обучение рабочих по охране труда состоит из теоретической и практической подготовки с последующей проверкой полученных знаний и навыков. Чтобы получить практические навыки на конкретном рабочем месте сотрудника, нужна стажировка под руководством более опытного работника.

Кто должен проходить стажировку по охране труда? Работодатель обязан проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ, п. 7.2.5 ГОСТ 12.0.004–90, п. 2.2.2 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). Для остальных работников, не связанных с вредными условиями, работодатель сам определяет необходимость стажировки.

  • Обратите внимание Стажировка проводится только после обучения по охране труда

Проводить стажировку обязательно, если:

  • к работам предъявляются повышенные требования безопасности труда;
  • работы ведутся на объектах, на которые распространяются требования промышленной безопасности.

Пример. Компания заключила договор на подведение инженерных систем к зданию. Для этого необходимо вырыть траншеи глубиной 2 м. Такая работа относится к работам повышенной опасности (приложение 1 к ПОТ РО 14000-005-98). Поэтому работодатель может допустить к ее выполнению только тех сотрудников, которые прошли стажировку по данному виду деятельности.

Если на предприятии утвержден список профессий, освобожденных от инструктажа на рабочем месте, то они же освобождаются и от стажировки. От стажировки можно освободить работника со стажем работы по специальности не менее трех лет , который переходит из одного структурного подразделения в другое. При этом характер его работы и тип оборудования не должны поменяться.

Кто проводит стажировку? Стажировку проводит опытный работник, который назначен приказом или распоряжением работодателя. В некоторых случаях вводится ограничение на количество стажеров для одного руководителя стажировки. Например, при работах на высоте их должно быть не больше двух. Также может быть введено требование к квалификации и опыту работы руководителя стажировки.

Пример. Водитель на время стажировки закрепляется за наставником на весь срок обучения. Наставников подбирают из числа наиболее опытных и дисциплинированных работников со стажем работы на автобусах не менее пяти лет, такси и грузового автомобиля - не менее трех лет . У наставников не должно быть нарушений Правил дорожного движения и ДТП за последние три года. Кроме того, они должны пройти предподготовку в учебном комбинате и иметь свидетельство на право стажировки водителей автобусов.

Кто обычно проходит стажировку по охране труда? Среди рабочих специальностей стажировку проводят:

  • сварщикам;
  • электромонтерам;
  • операторам котельных;
  • водителям, занятым на пассажирских перевозках;
  • монтажникам-высотникам и т. д.

Также стажировку проходят ремонтный, оперативный, оперативно-ремонтный персонал и оперативные руководители.

Остальным работникам стажировка необходима, если их нельзя сразу допускать к самостоятельной работе из-за особенностей конкретного предприятия или технологического процесса.

Какие документы подготовить перед стажировкой по охране труда? Минимально необходимый перечень документов для оформления стажировки выглядит так:

  • Положение о стажировке поможет составить РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Руководящий документ.
  • Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» положение о стажировке;
  • программа стажировки;
  • приказ о стажировке;
  • приказ о допуске к самостоятельной работе.

В Положении о стажировке подробно описывают права и обязанности работника и руководителя стажировки, сроки, порядок и особенности проведения стажировки.

Программа стажировки определяет:

  • порядок и время стажировки по конкретной профессии;
  • типичные действия, которым должен обучиться работник;
  • объем теоретических знаний, которые он должен получить;
  • порядок проведения контрольных проверок в процессе стажировки и т. д.

Начало и конец стажировки оформляют приказом или распоряжением работодателя. В приказе о начале стажировки указывают основание для стажировки и ее срок, перечисляют работников, которые должны пройти стажировку, и их наставников - руководителей стажировки.

Что входит в программу стажировки по охране труда? За время стажировки работник должен:

  • усвоить правила нормативно-технических документов по охране труда,
  • научиться применять их на рабочем месте;
  • изучить схемы, инструкции по эксплуатации и инструкции по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности (профессии);
  • отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;
  • приобрести необходимые практические навыки в выполнении производственных операций;
  • изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования.

Стажировка длится от 2 до 14 смен. Продолжительность в каждом случае зависит от уровня профессиональной подготовки работника и характера выполняемой работы. Иногда конкретные требования по стажировке прописаны в отраслевых правилах по охране труда.

Пример. Для водителя автобуса, который раньше не работал водителем и только получил удостоверение на право управления автобусом, стажировка составит 224 часа: 61 час - предмаршрутная стажировка; 163 часа - маршрутная стажировка. Опытный водитель, которого переводят с одной марки автобуса на другой, обойдется без предмаршрутной стажировки. Ему нужна только маршрутная стажировка - 32 часа. Если же по вине водителя случится ДТП, то его направят на восьмичасовую стажировку с последующей сдачей тестовых экзаменов.

Как оценивают результаты стажировки по охране труда? Стажировка заканчивается экзаменом. Если работник не смог пройти проверку знаний, ему назначают дополнительное время для подготовки и сдачи экзамена сроком не более 30 дней . При этом работника не допускают к работе. Решение оформляют приказом. В протокол проверки знаний вносят запись «не сдал», а удостоверение не выдают. Только после успешной проверки знаний, оформленной протоколом и удостоверением, работника можно допускать к самостоятельной работе. Запись об окончании стажировки вносят в журнал инструктажей на рабочем месте.

Что будет, если не провести стажировку? Если не провести стажировку, грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

Важно соблюдать порядок и сроки прохождения стажировки, правильно оформлять все документы. В противном случае ГИТ может посчитать, что стажировка не проводилась (проведена с нарушениями), и оштрафовать работодателя.

При расследовании несчастных случаев на производстве прохождение пострадавшим стажировки, наряду с обучением по охране труда, будет одним из основополагающих факторов для установления вины работодателя.

Руководитель учебного центра на производственном предприятии должен обладать большим массивом информации из разнообразных источников: государственных органов, образовательных учреждений и, конечно, непосредственно от самих рабочих. Важно понять цели и задачи обучения на производстве. С чего начать? Читайте в новой статье.

Когда я впервые пришла работать на производственное предприятие руководителем учебного центра, чувствовала себя словно турист, заблудившийся в чужой стране, в незнакомом городе. Всё было не так, как в прошлом опыте руководителя государственного образовательного учреждения, не так, как читала в книжках, не так, как меня учили в институте и на курсах повышения квалификации. Сколько новых слов и понятий обрушилось на меня: «атомка», Ростехнадзор, НАКС, охрана труда, ядерная безопасность, ПНАЭГ и т.д. Как в этом разобраться?!

Опытный проводник, с улыбкой, обращается к группе туристов, в горах:

- Смотрите, это опасное место. Осторожно, не сорвитесь. Ну, а если уж это случилось, то, падая, обязательно посмотрите направо - редкой красоты пейзаж!

В интернете много рекомендаций для заблудившихся туристов. Мне понравилась памятка «Что взять с собой, если Вы намерены заблудиться»: обязательно понадобится карта и фонарик. Некоторые правила подходят и для начинающего руководителя, которому доверили настроить процесс обучения производственного персонала. Остановлюсь на пяти из них. Остальные прочтите в интернете и при желании адаптируйте под себя.

Правило первое «Без паники!»

Говорят, «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Чтобы почувствовать себя уверенней в новом месте, в первую очередь возьмем управление в свои руки, оглядимся вокруг и найдем ориентиры. Туристам-«потеряшкам» рекомендуют определить местонахождение по карте. Организационная структура предприятия сойдет за «карту местности». На ней видно, кому я подчиняюсь, кому подчиняется мой непосредственный руководитель, какое место занимает отдел, в котором я работаю, с кем взаимодействовать и по каким вопросам.

Здорово, что на предприятии, куда я впервые попала, найти нужного сотрудника можно было на корпоративном электронном ресурсе, посмотреть на фотографии, как он выглядит, в чьем подчинении работает, по каким контактам связаться. Внутреннюю «карту» процессов отдела пришлось складывать из того, что мне говорили руководители и коллеги, отыскивая в «Консультант плюс» нормативные акты, способные прояснить картинку.

Правило второе: «Не заплутай еще больше!»

Турист спрашивает местного жителя:

- Вы не подскажете, как мне побыстрее попасть вон на ту гору?

- Минуточку, сейчас отвяжу свою собаку…

Четыре вопроса - как четыре ножки у стола, помогли мне найти опору в действующей на предприятии системе подготовки кадров:

  • Что делаем?
  • Как делаем?
  • Кто делает?
  • Сколько стоит то, что мы делаем?

1. Что делаем?

Например, подготовка рабочих включает три основных направления:

  1. Обучение и проверка знаний в области промышленной безопасности, охраны труда. В Постановлении Правительства РФ №263 от 10.03.1999 говорится, что это вопросы отдела охраны труда, но иногда их отдают на отработку дирекции по персоналу. Здесь не будем спорить, кто кому и что должен, а разберемся, чтобы в дальнейшем чувствовать себя уверенно и комфортно.
  2. Обучение рабочим профессиям.
  3. Оценка квалификационного уровня рабочих (иначе - «повышение разрядов»).

2. Как делаем?

Обучение рабочих (даже инструктаж) включает в себя теоретическое и практическое обучение. Практику организуют на рабочих местах начальники цехов в форме стажировки, закрепляя ученика за наставником с квалификационным разрядом выше третьего, иногда роль наставника выполняет мастер или бригадир.

На экзамене комиссия проверяет теоретические знания и практические навыки - для этого рабочий выполняет в цехе пробную (квалификационную) работу.

Технологии обучения и проверки знаний используются как традиционные - «из уст в уста», так и современные, с электронными средствами, симуляторами и т.д. Это зависит от уровня экономического развития отдельно взятого предприятия и целесообразности.

3. Кто делает?

Когда нет возможности провести обучение внутренними ресурсами, обучают во внешних образовательных центрах, потому что нет образовательной лицензии, нет соответствующих «носителей» знаний - преподавателей, обучение (аттестация) в специализированных центрах регламентируется нормативным актом. Набирая большую по количеству группу, провайдера (как юридическое, так и физическое лицо) приглашают обучить сотрудников на территории предприятия.

Для организации внутреннего обучения преподавателями выступают сотрудники предприятия по согласованию с их непосредственными руководителями.

4. Сколько стоит организуемое обучение?

Стоимость услуг внешних провайдеров договорная или на основании официального прайса. В основу бюджета внутреннего обучения включают оплату преподавателей и наставников и расходные материалы (тетрадки, ручки, тиражирование раздаточных материалов, тестов, блокноты для флипчарта).

Правило третье: «Язык до Киева доведет!»

Заявление от работника:

На мой взгляд, этот анекдот отражает суть работы учебного центра на производственном предприятии. Поначалу я не понимала, почему мы с производственными руководителями иногда не понимаем друг друга? Вроде на одном языке разговариваем. Они говорят про обучение и я про обучение, они про аттестацию персонала и я про аттестацию, они про повышение квалификации и я про то же. Когда же я стала внимательней вслушиваться в то, что говорят производственники, оказалось, что слова-то мы употребляем одинаковые, да вот смысл в них вкладываем разный!

Процесс

Понимание службой персонала

Понимание производственным персоналом

Обучение персонала

Процесс приобретения знаний, умений, навыков

Получение «корочки» для допуска к работам

Аттестация персонала

Оценка (проверка) уровня знаний и умений в соответствии с требованиями к занимаемой должности

Оформление документов (протоколов, удостоверений)

Повышение квалификации

Обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников

Повышение квалификационного разряда/категории с целью повышения заработной платы

Развитие персонала

Комплекс мероприятий службы управления персоналом, включающий в себя обучение, оценку, адаптацию, карьерное планирование и др.

Абстрактное понятие

Язык до Киева доведет, главное - говорить на одном языке с теми, кто поможет приблизиться к цели.

Правило четвертое «Обратись к стражу порядка!»

«Стражи порядка» для сотрудников учебного центра - нормативные акты, в том числе внутренние стандарты, такие, как:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон «Об образовании в РФ»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
  • РД-3-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • РД-3-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве (документ утратил силу);
  • Порядок обучения по охране труда;
  • Методические рекомендации по организации обучения по пожарной безопасности;
  • Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты ЧС»;
  • Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

Для работы со студентами:

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
  • Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
  • Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;
Ниже приведена таблица, которая помогла мне сориентироваться в видах обучения и аттестации персонала. Только нужно не лениться и периодически обновлять информацию, так как законодательство постоянно меняется.

Таблица 1. Виды обучения* (требует актуализации в соответствии с законодательными требованиями на сегодняшний день).

Формы обучения

Программы

Аудитория

Документ

(на выходе)

Профессиональное обучение

Обучение рабочим профессиям

После прохождения теоретического курса обязательна стажировка (практическое обучение)

Специалисты (преподаватели, мастера производственного обучения) должны иметь педагогическую подготовку и аттестованы в Ростехнадзоре по преподаваемой дисциплине

Свидетельство

Повышение квалификации

Программы в объеме от 16 до 250 часов

Руководители, специалисты, рабочие

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Профессиональная переподготовка

Программы в объеме свыше 250 часов

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Специальная подготовка (технические курсы)

ПНАЭ Г-7-003

Сварщики

Не требуется

ПНАЭ Г-7-010

Контролеры

Согласование программ с головной материаловедческой организацией

Не требуется

Подготовка по безопасности в атомной энергетике

Руководители, специалисты

Внутренний стандарт предприятия

Не требуется

Подготовка по промышленной безопасности

Руководители, специалисты

Программы, согласованные с Ростехнадзором

Не требуется

Охрана труда

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Обучение проводит непосредственный руководитель

Запись в журнале

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты, электрогазосварщики

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Согласование программ с МЧС России

Удостоверение

Гражданская оборона

Руководители

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Правило пятое «Найди других туристов!»

Совет для тех, кто не хочет «заблудиться» в управлении заводским учебным центром - найти себе подобных, чтобы пообщаться, обменяться опытом, узнать последние новости в профессиональной сфере. Места скопления «HR-туристов» - это специализированные конференции, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы. На курсах повышения квалификации слушатели с жадностью изучают опыт коллег, разговаривая в перерывах и после лекций. На конференциях совершают виртуальное путешествие по HR-достопримечательностям, анализируя наработанный опыт и отвечая на вопросы: что я правильно делаю, что скорректировать, куда стремиться и какие они - HR-вершины заводского учебного центра.