Отсечная гидроизоляция. Битумные материалы

Все материалы для кровли, в основе которых лежит битум или других органические связующие, можно разделить на два типа: листовые и рулонные. Если рассматривать рулонные материалы, то они делятся на безосновные и основные.

Большинство кровельных материалов произведенных на таких битумных связующих, как рубероид, пергамин или рубемаст, страдают от процесса деструкции, который провоцирует образование трещин, вследствие окисления составляющих битума. Со временем масла превращаются в смолы, которые являются высокомолекулярными соединениями с большой массой.

В модифицированном битуме, который производится в соотношении 30% полимера и 70% битума, процессы старения замедленны. Он должен содержать эластомеры и пластомеры, такие, как СБС, АПП, ИПП. Поэтому кровельные материалы на модифицированном битуме имеют намного больший срок эксплуатации, чем кровельные материалы на пергамине или рубероиде.

Изменения в лучшую сторону коснулись и основы рулонных материалов для кровли. Если раньше использовался бумажный картон, то сейчас используется полиэстер, стеклохолст или стеклоткань. По сравнению с традиционными современные материалы имеют большую массу.

Современные кровельные материалы стоят по сравнению с традиционными несколько дороже. Это связано с применением высококачественных составляющих, а также увеличением их количества на площадь покрытия. Но, с другой стороны такие расходы вполне оправданы, так как кровля из современных материалов прослужит намного дольше. Если традиционные материалы кладут в несколько слоев, то тут хватит и одного, а это в значительной мере снижает трудозатраты. Расходы на покупку современных материалов для кровли со временем полностью окупаются, так как такая крыша длительное время не нуждается в ремонте.

Материал может быть покровным или беспокровным. Беспокровные материалы посыпаны тальком, их называют подстилающими или пароизоляционными. Покровной материал посыпан дробленными горными породами, песком, вермикулитом или слюдой. Чтобы полотнища не склеивались между собой при транспортировке и хранении, их покрывают полиэтиленовыми пленками.

Современные кровельные материалы, изготовленные на основе битумов, называются наплавляемыми. При установке кровельного ковра они не требуют привычных холодных или горячих мастик. Эти материалы склеиваются благодаря прогреву факелом горелки и прижатию к склеиваемой поверхности. Такой метод монтажа не занимает много времени, не требует битумоварочных агрегатов, а также значительно повышает технику безопасности строительных работ.

Когда возникает необходимость ремонта старой кровли или монтажа новой, главной проблемой гидроизоляционных работ является выбор материала. Совсем недавно такой проблемы не возникало, так как все выбирали рубероид. Из всех предоставляемых материалов он самый дешевый и доступный. Но у него есть существенный недостаток - рубероид совершенно не подходит для климатических условий России. При температуре ниже +5°С материал уже трескается при сгибании, а теплостойкость не больше +70°С.

Используемая технология подготовки битума приводит к его быстрому старению под воздействием озона и ультрафиолетового излучения. В результате материал коксуется и растрескивается. Дождевая вода или растаявший снег проникают глубоко внутрь через образовавшиеся трещины. Уже через 5 лет защитное покрытие превращается в смесь из целлюлозы и битума, насквозь пропитанную водой.

Сегодня рубероид остался далеко позади, как материал, который не оправдал ожиданий. Его заменило большое количество разнообразных рулонных наплавляемых гидроизоляционных и кровельных материалов. При изготовлении таких материалов на прочную основу наносится с двух сторон полимерно-битумная или битумная смесь. Также на поверхность материала может быть нанесен слой из песка, слюдяной или сланцевой крошки, который послужит дополнительной защитой.

Толщина такого материала гораздо больше рубероида, что существенно снижает слойность кровли. Материал очень легко приклеивается с помощью обычной пропановой горелки. Стоит лишь слегка подплавить нижнюю поверхность материала. В отличие от рубероида этот материал не требует каких-то агрегатов для разогрева и подачи горячих клеящихся мастик. А это делает работу более безопасной. Технология монтажа водозащитного покрытия во много раз стала более удобной и экономной, как в вопросе времени, так и денег.

В качестве основы в современных наплавляемых материалах используется стеклоткань, стеклохолст или полиэфирное полотно, называемое еще полиэстером. Из всех трех вариантов самым дешевым считается стеклохолст. По прочности он такой же, как и картон, но при этом не подвержен гниению. Стеклоткань по сравнению со стеклохолстом прочнее в 5 раз. Такая основа совершенно не подвергается гниению и обладает высокой прочностью. Имеет длительный срок эксплуатации, что снижает возможность повреждения гидроизоляционного и кровельного ковра при эксплуатации.

Прочность полиэстера точно такая же, как и у стеклоткани, он не гниет. Отличительной особенностью является его возможность идеального сцепления с битумом, а это в несколько раз повышает свойства стройматериала.

Материал можно разделить на два класса, в зависимости от битумной смеси, которая наносится на основу: полимерно-битумный материал и материал на основе окисленного битума. Цена такого материала гораздо выше цены на рубероид. Но, если говорить об эксплуатационных характеристиках, удобстве применения, необходимости ремонтных работ и долговечности, то готовая кровля намного выгоднее и даже дешевле. Если обратить свой взор на такие европейские страны, как Финляндия и Италия, то можно увидеть, что в 90% случаев используются для кровли именно полимерно-битумные материалы.

Все гидроизоляционные материалы для кровли можно условно разделить на три группы:

1. Высокотехнологические универсальные однослойные полимерные мембраны ПВХ и EPDM - это будущее гидроизоляции кровли. Эта технология в скором времени заменит старые гидроизоляционные материалы. Однослойные кровельные мембраны - это материал несравнимого ни с чем качества. На российском рынке стройматериалов его количество будет лишь умножаться за счет сокращения части наплавляемых битумных материалов.

Стоимость мембраны намного выше стоимости привычных битумных материалов. Но, если учитывать, что она укладывается в один слой, очень просто монтируется, что не занимает много времени, по качеству и долговечности ее не сравнить ни с каким материалом, то такая цена вполне оправдана.

Если покупать однослойную кровельную мембрану у проверенного производителя, то потребитель получает целый комплекс: непосредственно сам материал, проектно-монтажную документацию, подробно разработанную технологию укладки, отработанную годами систему проверки качества, со стороны производителя гарантированный контроль качества.

В результате, кровельная мембрана высокого качества - это полноценный технологический комплект, который обеспечивает гидроизоляцию для любого элемента кровли: фасонные элементы для таких деталей кровли, как трубы, углы и примыкания, самоклеющиеся ленты для нестандартных узлов и многие другие комплектующие, которые существенно ускоряют рабочий процесс, облегчают работу строителям и повышают надежность кровли. Благодаря отличным характеристикам мембран и комплектующих, строительные работы можно производить круглый год, при этом, не меняя технологий.

2. Битумные системы и наплавляемые материалы принадлежат к типу классической кровли. Укладку наплавляемых материалов нельзя назвать легким делом, она требует довольно кропотливой работы. Обработка труб, стыков и других неудобных элементов кровли требует особого подхода и умений. Все эти старания не дают должной отдачи, так как уже через два года эксплуатации, при условии идеального монтажа, в результате действия мороза и ультрафиолетового излучения кровля приобретет массу повреждений, из-за которых образуется течь.

Чтобы уберечь кровлю от протекания наплавляемые материалы укладывают в несколько слоев, если речь идет о рубероиде, то здесь не помешает и 5 слоев. Это значительно увеличивает затраты труда и расходы на приобретение материала. В итоге готовая кровля стоит недешево, а идеального качества нет.

Чтобы сэкономить на строительстве, многие подрядчики выбирают именно этот вариант кровли. Если проанализировать европейские или американские кровельные системы, то можно увидеть, что в Европе на основе битума построено около 71% домов, а в Америке битумные системы занимают около 64%. Здесь процент меньший, потому что американцы раньше других открыли для себя преимущества однослойных кровельных мембран.

3. Наливные кровли хороши тем, что для их монтажа не требуется профессиональный строитель. Покрытие наносится так же, как обычная краска, а это умеют практически все. О затратах труда и сроках выполнения работ не приходится говорить, потому что при использовании вакуумного распыления покрытие наносится очень быстро.

Срок эксплуатации мастичной кровли небольшой - традиционный битурел продержится до двух лет, а высококачественная полиуретановая мастика - от пяти до десяти лет. Мастики хорошего качества дают возможность самостоятельно контролировать качество покрытия. Так, можно нанести разными цветами два слоя. Самыми долговечными наливными кровлями являются однокомпонентные полиуретановые. Для бюджетного строительства - это идеальный вариант.

Довольно часто на страницах специализированных журналов можно встретить одну классификацию современных мягких кровельных материалов. Согласно ей существует 3 класса материалов для устройства мягких кровель, основой для выделения которых служит их состав. Первый класс - битумные материалы на основе битума, второй - битумно-полимерные материалы сложного состава и третий - целиком полимерные материалы на основе нефтеполимерных смол или каучука.

I. Битумные материалы

Битумные материалы - это кровельные материала вчерашнего дня, которые тем не менее остаются достаточно популярными то ли в силу неосведомленности о последних достижениях науки, то ли по инерции, то ли благодаря их доступности и дешевизне. Первая причина, скорее всего, исчезнет после прочтения данной главы. Второй момент - психологический. А что касается третьего момента - дешевизны, то периодический ремонт недолговечных битумных кровель в результате выльется в еще большую сумму, чем покупка более дорогого, но одновременно и более долговечного материала.

В основе битумных кровельных материалов лежат битумы - сложные соединения углеводородов, которые в зависимости от исходного сырья делятся на природные и нефтяные. Природные битумы добываются из асфальтовых пород, а нефтяные - это остаток при перегонке нефти. Так как битумы обладают такими полезными свойствами, как пластичность, водонепроницаемость, стойкость к различным атмосферным осадкам, высокая степень сцепляемости с деревом, металлом и камнем, то их широко используют в кровельных работах. Однако в большинстве случаев низкая морозостойкость битумов делает кровельное покрытие недолговечным. Срок жизни и полноценной службы битумной кровли достигает максимум 5-7 лет, а то и меньше.

Самый традиционный битумный материал - рубероид. Рубероид - это полотнища из кровельного картона, пропитанные и покрытые с обеих сторон нефтяным битумом. Верхняя поверхность рубероида может иметь крупнозернистую или чешуйчатую посыпку, а нижняя - мелкозернистую или пылевидную. В зависимости от назначения рубероид делят на РКК (кровельный) и РКП (подкладочный). Первый используется для устройства наружного слоя кровельного покрытия, а второй - для внутренних слоев. Внешне подкладочный рубероид отличается тем, что имеет с обеих сторон мелкозернистую или пылевидную посыпку. Приклеивается рубероид горячими и холодными мастиками.

Металлоизол - гидроизоляционный материал на основе отожженной алюминиевой фольги толщиной 0,05-0,2 мм, покрытый с обеих сторон защитным битумным или резино-битумным слоем. Металлоизол выпускается в виде рулонов шириной до 460 мм и длиной до 20 м.

Разновидностью металлоизола является фольгоизол - кровельный материал из тонкой рифленой или гладкой фольги, покрытой с одной стороны защитным резино-битумным слоем. Фольгоизол используют для пароизоляции и гидроизоляции, а также для устройства плоских крыш. Этот материал выпускается в рулонах и может быть окрашен в различные цвета.

Пергамин, как и рубероид, сделан на основе листов кровельного картона, пропитанных мягким нефтяным битумом. Пергамин не используют для внешних слоев кровли. Это подкладочный материал, который, как правило, стелят под рубероид.

Изол изготавливается из битума и измельченной резины с добавлением пластификатора и минерального наполнителя (талька, известняка). Изол выпускается в виде рулонов и используется для пароизоляции и покрытия плоских и пологих крыш.

Гидроизол - еще один подкладочный материал, который изготавливается путем пропитки асбестового или асбестоцеллюлозного картона битумом. Основное свойство гидроизола - гнилостойкость, поэтому его используют для устройства гидроизоляции кровли, что и отразилось на его названии.

Особняком стоит толь, который нельзя отнести к битумным материалам. Он, как и многие битумные кровельные материалы, имеет картонное основание, однако пропитано оно не битумом, а другим вяжущим - дегтем. Деготь - это продукт разложения твердого топлива. Основным свойством дегтя является очень высокая способность к сцеплению. Однако в отличие от битума, деготь менее гнилостоек и больше подвержен разлагающему действию солнечной радиации.

Толь, как и рубероид, бывает двух видов: кровельным и подкладочным (толь-кожа). Кровельный толь в свою очередь подразделяется на толь с крупнозернистой посыпкой (для устройства верхнего слоя кровельного ковра) и толь с песочной посыпкой (для устройства кровель временных сооружений). Толь-кожа используется как подкладочный материал под кровельный толь с крупнозернистой посыпкой, а также для пароизоляции. Приклеивается толь только на горячую мастику.

Для крепления битумных кровельных материалов используют битумные мастики (соответственно для крепления дегтевых полотнищ нужна мастика на основе дегтя).

Мастики - это пластичные гидроизоляционные материалы, получаемые путем смешивания органического вяжущего вещества (битума, дегтя) с минеральными наполнителями и различными добавками, улучшающими качества мастик. Наполнителями могут быть как пылевидные вещества, так и волокнистые (стекловолокна, асбест, торфяная крошка). Добавками, улучшающими качество мастик, а именно дающими им пластичность, являются полимеры.

В кровельных работах используют горячие и холодные мастики. Последние более безопасны, так как разбавителем в холодных мастиках служит вода. Горячие мастики готовятся на заводе или непосредственно на стройке. Битумные и дегтевые мастики используют главным образом для приклеивания к основанию и для склеивания между собой рулонных материалов, а также для устройства безрулонных кровель и пароизоляционного слоя.

Если вы все-таки решили приобрести битумные рулонные материалы, тогда вам следует знать об особенностях битумных кровель в период их эксплуатации. Дело в том, что они очень чутко реагируют на различные атмосферные воздействия и на перепады температуры.

Самое простое: сильный ветер часто срывает отдельные плохо приклеенные полотнища, особенно с карнизов. Кроме того, ветер, а также солнце, действует иссушающе на верхний слой кровельного ковра. Впоследствии сухая кровля начинает реагировать на самые незначительные изменения атмосферных условий: она сильно увеличивается в объеме при поглощении влаги и резко уменьшается при ее потере. Такая встряска буквально коробит верхний слой.

Солнце отрицательно влияет и на качество клеющих мастик: оно убивает летучие вещества. Под воздействием солнечной радиации (или низких температур) мастика твердеет, теряя эластичность. В результате снижается прочность и самого рулонного кровельного материала, в котором образуются мелкие трещины. Впоследствии с наступлением дождливой осени в трещины вместе с влагой попадают различные бактерии, разрушающие волокна кровельных полотнищ.

Град пробивает битумную кровлю, образуя отверстия с рваными краями.

Частые дожди при нестабильной и изменчивой температуре служат причиной образования небольших трещин, через которые вода просачивается под верхний слой кровельного ковра и образует так называемые «водяные мешки».

Чрезмерная температура летом сильно нагревает битумную кровлю. Температура такой кровли поднимается на 40-50° выше температуры окружающего воздуха в тени. При этом часть влаги в виде капель и паров, ранее проникшая в поры и трещины, начинает расширяться, образуя в наружных слоях кровли вздутия, а иногда и разрывы. Кроме того, высокая температура приводит к сильному нагреванию мастики. Для легкоплавких видов мастики это даже полезно, так как мастика расплавляется и заполняет собой отверстия и трещины. В качестве же наглядной иллюстрации отрицательной стороны данного явления служат сползающие с крутых скатов полотнища кровельного ковра.

Низкая температура окружающего воздуха и высокая температура и относительная влажность воздуха в верхних помещениях здания вызывает выпадение росы. При поврежденной пароизоляции роса может выпасть и в самом теплоизоляционном слое, причем она будет стремиться проникнуть наружу.

Как правило, вышеописанные биологические процессы чаще всего наблюдаются на затененных скатах крыши, что тоже необходимо помнить при кровельных работах.

II. Битумно-полимерные материалы

Битумно-полимерные материалы состоят из битумного и полимерного компонентов. Доля последнего не превышает 12%.

Битумно-полимерные материалы давно уже начали вытеснять битумные кровли. Они были известны в нашем стране еще в 60-х годах (естественно, в несколько ином варианте!). Сейчас же несколько отечественных заводов предлагают уникальные и современные виды кровельным материалов на основе битума и полимеров.

Наличие полимерного компонента придает кровельному материалу большую гибкость. Он легко укладывается на покрываемую поверхность и без труда принимает ее форму. Недостатком битумно-полимерных материалов, как и битумных, является многослойность кровли с дополнительным устройством защитного слоя гравия и каменной крошки. Без этого кровля не будет выполнять своих основных функций. В то же время многослойность приводит к утяжелению кровли и к проблемам, связанным с ее ремонтом. При ремонте старое битумно-полимерное покрытие придется полностью удалить, прежде чем стелить новый кровельный ковер.

Для покрытия крыши битумно-полимерными материалами необходим открытый огонь, который опасен не только для человека, но и для самого кровельного материала так как перенагрев может привести к снижению его технических свойств.

Битумно-полимерные покрытия делятся на мастичные (наливные) и рулонные.

А. Мастичные битумно-полимерные материалы - это кровельные мастики, используемые в качестве самостоятельных кровельных материалов при устройстве бесшовных кровель. Мастики наносятся на поверхность в жидком виде и образуют гидроизоляционную пленку, отличающуюся от полиэтиленовой мембраны отсутствием швов и стыков.

В состав битумно-полимерной мастики входят вяжущее вещество (битум), растворитель, наполнители, различные добавки и, конечно же, термопластичные полимеры (например, синтетический каучук или нефтеполимерные смолы). В результате конечный продукт - мастика - приобретает следующие качества:

  • стойкость к воздействию агрессивных сред, окислению и УФ-излучению;
  • антикоррозийная стойкость в широком диапазоне температур от - 40° до 100°С;
  • высокая прочность;
  • эластичность;
  • легкий вес;
  • долговечность (до 20 лет).

Однако большинство мастик токсичны, так как содержат 10-15% растворителя.

Битумно-полимерные мастики можно наносить на любые поверхности (стальную, бетонную, рубероидную) любой, даже самой сложной, конфигурации, но при одном условии: поверхность должна быть идеально ровной, иначе будет невозможно добиться одинаковой толщины мастичного покрова.

Ниже дается краткое описание некоторых отечественных мастик на основе битума и полимеров.

«Поликор-2» - готовая битумно-полимерная мастика, в которой битумный и полимерные компоненты уже смешаны в одной упаковке. Мастика обладает лучшими качествами мастик данного класса, не уступающими зарубежным аналогам. Однако срок службы «Поликора-2» снижен до 10-15 лет из-за того, что в основе мастики лежит бутадиенстирольный каучук, подверженный быстрому старению.

«Поликор-6» - одноупаковочная битумно-полимерная мастика для защиты в первую очередь металлической кровли, а также неметаллических конструкций. «Поликор-6» сочетает в себе свойства грунтовки и эмали: он не только защищает кровлю, но и придает ей эффектный внешний вид. Срок службы мастики - 5-8 лет.

«Антикор МПБ-1» представляет собой двухупаковочную систему, содержащую отдельно полимерный и битумный составы, которые необходимо смешать перед началом кровельных работ. Модификации «Антикора МПБ-1»: «Антикор МПБ-2» и «Антикор МПБ-3».

«Битурэл» и «Гермокров» - двухкомпонентные битумно-полимерные мастики, используемые для устройства новой кровли и ремонта старой (шиферной, металлической, рулонной).

«БМК-100» - каучук-битумная мастика, служащая для антикоррозийной обработки металлических конструкций. «БМК-200» - модификация «БМК-100», используемая для гидроизоляции и при ремонте мягких кровельных покрытий.

Б. Рулонные битуино-полимерные материалы:

«Монофлекс» («Monoflex») изготавливается на основе модифицированного битума (эластомера СБС) и имеет многослойное строение: сверху «Монофлекс» укреплен полиэстером, с нижней стороны покрыт пленкой. Для декоративных целей верхний слой посыпан керамической крошкой различных цветов. «Монофлекс» выпускается в рулонах длиной 8 м и шириной 1 м при толщине 4 мм. Свойства «Монофлекса»:

  • морозостойкость до - 50°С;
  • теплостойкость до 100°С;
  • пластичность и гибкость, которые сохраняются и при очень низких температурах.

Используется «Монофлекс» для устройства кровли с уклоном не более 25°. Срок службы - 10 лет.

Разновидность «Монофлекса» - «Copperflex» и «Aluf-lex», которые отличаются большей теплостойкостью (до 115°С) и долговечностью (до 30 лет). Внешний слой «Copperflex» составляет инертная медь, со временем приобретающая зеленоватый оттенок. «Aluflex» имеет блестящую алюминиевую поверхность.

«Изопласт» (продукция завода «Изофлекс») - кровельный рулонный матеряал, состоящий из битума, модифицированного полипропиленом, и нетканной основы из полиэстера или стеклохолста. Существует два вида «Изопласта»:

  • «Изопласт-К», который имеет крупнозернистую посыпку с внешней стороны и полиэтиленовую пленку с внутренней. Используется для устройства верхнего слоя кровли.
  • «Изопласт-П», имеющий либо полиэтиленовую пленку о обеих сторон, либо полиэтиленовую пленку только с внутренней стороны и мелкозернистую посыпку с лицевой. Используется как подкладочный материал.

«Днепрофлекс» и «Днепромаст» - гидроизоляционные мембраны на стекловолокнистой основе с нанесением с обеих сторон битумно-полимерного покровного слоя. У обоих материалов на внешней стороне - мелко - или крупнозернистая посыпка различных цветов. С внутренней стороны у «Днепрофлекса» - пылевидная посыпка из талька, а у «Днепромаста» - полиэтиленовая пленка толщиной 8 мм, которая улучшает сохранность кровельного материала и облегчает его укладку. Обе мембраны стелятся в 1-2 слоя путем подплавления нижней поверхности.

«Люберит» (продукция АОЗТ «Люберит») - мягкий кровельный и гидроизоляционный битумно-полимерный материал. Основа «Люберита» - стекловолокно с двухсторонним покрытием, состоящим из битума, полимера, пластификатора и наполнителя. В качестве защитного слоя используется крупнозернистая или пылевидная посыпки. Выпускается в рулонах длиной 0,85 - 1,14м. Существует 3 вида «Люберита»:

  • «Люберит-К»: имеет крупнозернистую посыпку с внешней стороны и пылевидную посыпку или легкоплавкую пленку с нижней стороны рулона. Используется для верхнего слоя кровли.
  • «Люберит-П»: имеет либо пылевидную посыпку с обеих сторон, либо пылевидную посыпку с верхней стороны и пленку с нижней. Применяется для устройства верхних и нижних слоев кровли.
  • «Люберит-Г»: имеет пылевидную посыпку о обеих сторон. Применяется только для гидроизоляционного слоя.

«Филизол» (продукция завода «Филикровля») - битумно- полимерный рулонный материал, обладающий высокой теплостойкостью (до 80°С) и относительной морозостойкостью (до -18-24°С). Для укладки «Филизола» требуются холодные или горячие мастики. Выполняется укладка материала с посыпкой песком.

Виды «Филизола» (с некоторыми характеристиками)

Для однослойной кровли выпускается комбинированный «Филизол» с двумя основами, полиэфирным полотном и стеклотканью, и внутренним слоем из металлической или полимерной фольги. Фольга служит для абсолютной паро- и гадроизоляции.

Какому битумно-полимерному материалу отдать предпочтение? Что выбрать? Дело в том, что основные параметры большинства кровельных материалов схожи или имеют очень близкие значения. Это касается пластичности, теплостойкости, морозостойкости, водопроницаемости. Гораздо более важный фактор, на который следует обратить внимание,- это устойчивость к старению (а это, в первую очередь, устойчивость к воздействию кислорода и УФ-излучениям).

III. Полимерные кровельные материалы

Полимерные кровельные материалы изготавливаются на основе каучука или нефтеполимерных смол и не содержат битума. Их можно использовать для покрытия крыш с крутыми скатами, так как не существует опасности, что полимерная кровля оползет. Полимерные рулонные материалы крепятся либо сплошной приклейкой, либо частичной (полосовой). Последний способ создает «дышащую кровлю» с хорошей вентиляцией.

Полимерные материалы также делятся на мастичные (наливные) и рулонные.

Обычно рулонная кровля из полимеров требует недешевых клеевых мастик и дорогостоящей подготовки основания.

Полимерная пленка (мембрана) - высококачественный кровельный и гидроизоляционный материал вулканизированного происхождения, который отличается высокой прочностью, эластичностью, высокой атмосферо- и озоностойкостью, стойкостью к окислению и воздействию УФ-лучей, а также морозостойкостью. Срок службы плёнки - до 25 лет.

«Кровлен» - вулканизированный рулонный материал, предназначенный для кровельных работ и гидроизоляции. «Кровлен» можно использовать для устройства однослойной кровли с широким диапазоном уклонов крыши. Выпускается этот материал в виде рулонов длиной до 30 м и шириной в 1 м. На обрешетку рулоны укладываются несколькими способами: путем приклейки, укладкой насухо и путем механического крепления. Срок службы - 20 лет.

«Кромэл» - рулонный кровельный и гидроизоляционный материал. Он идеально ложится на любую неровную поверхность (в том числе на старый кровельный ковер). «Кромэл» выпускается в мягком и жестком (армированном) виде, а также со светоотражающим слоем (для устройства крыш в южных регионах). Способы укладки «Кромэла»:

  • наклейка при помощи холодных мастик или липкой ленты, причем наклейка может быть сплошной или частичной. Рулоны «Кромэла» продаются в комплекте с холодной полимерной («Мастмэл-1») или битумно-полимерной («Мастмэл-2») мастиками, герметиками и липкими лентами.
  • свободная укладка с пригрузом;
  • свободная укладка с механическим креплением;
  • особая модификация «Кромэла» с уже нанесенным на нижнюю поверхность клеящим слоем.

Срок службы «Кромэла» - 25-30 лет.

Полимерная рулонно-наливная композиция «Поликров» - это попытка соединить полимерные рулонные и полимерные наливные материалы в одну композицию, предпринятая силами трех подмосковных заводов. «Поликров» состоит из рулонной основы, армированной стеклотканью, («Поликрова-АР»), который приклеивается к основанию при помощи мастики («Поликрова-М») и сверху покрывается несколькими слоями наливного покрытия («Поликрова-Л»). Благодаря рулонной основе «Поликров» легко укладывается на основание и быстро приклеивается к нему. А верхние наливные слои создают бесшовную пленку, облагораживающую внешний вид кровли. Полимерная композиция «Поликров» имеет довольно-таки широкую цветовую гамму, однако лучше отдать предпочтение материалу серебристого цвета, так как он хорошо отражает свет и долго создает ощущение чистоты кровли. Все мастичные материалы композиции («Поликров-М» и «Поликров-Л») являются однокомпонентными.

Обычно в результате эксплуатации здания стареет лишь внешний мастичный слой «Поликрова», непосредственно подверженный воздействию УФ-лучей, озона и атмосферных осадков. Рулонное же основание не подвергается негативным влияниям. Поэтому для ремонта кровли, выполненной из «Поликрова», достаточно обновить наливной слой («Поликров-Л»). С другой стороны, «Поликровом» можно ремонтировать старые металлические кровли, что значительно легче и приятнее, чем полная замена старой кровли на новую. При ремонте «Поликровом» стальные листы нет необходимости удалять. Такой способ ремонта имеет еще ряд достоинств:

  • новая кровля из полимерной композиции по многим параметрам будет превосходить старую металлическую;
  • «Поликров» не намного увеличит вес кровли;
  • при ремонте многощипцовых кровель со сложной геометрией почти не останется отходов кроя, так как обрезки покрытия можно использовать для изоляции мест примыкания и стыков.
Технология ремонта металлической кровли полимерной композицией «Поликров» следующая (рис. 8):

Рис. 8 ремонт старой металлической кровли полимерной композицией «Поликров»:
1 - слой защитного лака «Поликров-Л»; 2 - рулонное покрытие «Поликров-АР»; 3 - полоски плотной ткани; 4 - старая металлическая кровля; 5 - фальц

  • Плотно пригните к поверхности стоячие фальцы 5 старой металлической кровли при помощи молотка.
  • Очистите металлическую поверхность от мусора.
  • Поверх загнутых фальцев проклейте мастикой «Поликров-М140» полосы плотной технической ткани 3 (мешковины или стеклоткани). Ширина полос должна составлять 15-20 см.
  • Устройте новое изоляционное покрытие из рулонного материала «Лоликров-АР-130» («Поликров-АР-150») 2. Если длина ската кровли не превышает длину стандартного рулона (20-22 м), то покрытие можно выполнять одним сплошным полотном по направлению от конька к карнизному свесу. При работе на больших поверхностях рулонный материал следует приклеивать снизу вверх в направлении основного тока воды (в направлении отгиба фальцев).
  • Проклейте дополнительной полосой «Поликрова-АР-13» «Поликрова-АР-150») конек крыши. и Покройте всю крышу защитным однокомпонентным лаком «Поликров-Л» 1.

«Поликров» можно применять во многих регионах, так как диапазон выдерживаемых им температур велик: от -60 до 140°С.

«Поликров» выпускается в виде рулонов по 20 м 2 при ширине 90 см и толщине 2 мм. Вес 1 м 2 равен 2,5 кг. Мастики поставляются в бочках (до 200 л) или в бидонах (по 20 л).

Срок службы полимерной композиции составляет 25 лет. Ниже приведена диаграмма, построенная на сравнении долговечности «Поликрова», битумных и битумно-полимерных материалов: где 1 - битумная кровля, 2 - битумно-полимерная кровля, 3 - кровля из «Поликрова».

Заштрихованная область указывает на срок эксплуатации кровли до первого ремонта, а незаштрихованная - на срок службы до второго ремонта. Над столбцами диаграммы проставлен общий срок эксплуатации кровли да второго ремонта. При этом интересно будет обратить внимание на материальную сторону вопроса, проследив, сколько денег уйдет на устройство и ремонт каждого вида кровли.

Затраты на устройство и содержание разных видов кровли

А теперь сравните общую стоимость каждого вида кровли с общим сроком его службы до второго ремонта и сделайте самостоятельно вывод о том, что вам больше подходит. Так, битумная кровля обойдется в среднем в 105 руб/м 2 за 6 лет, битумно-полимерная - в 150 руб/м 2 за 12 лет и полимерная - в 130 руб/м 2 за 21 год.

Битум - это продукт переработки нефти и составная часть полезных ископаемых. В его состав входят углероды, кислородные, азотистые, серные и металлосодержащие производные. Существует несколько разновидностей этого материала, отличающихся по свойствам, составу и применению.

Разновидности

Битумы классифицируются по нескольким признакам. Первый критерий - происхождение и состав.

  1. Природные битумы получают при добыче нефтяных полезных ископаемых. Их основной состав - углеводороды и производные, которые получаются при активном окислении нефтяных веществ в недрах земли. Природный углеводород может быть твердым или вязким. В привычном виде вещество получают на производстве, отделяя нужные фракции.
  2. Битумы для укладки асфальта получают при добыче пористых полезных ископаемых, залегаемых глубоко в недрах земной коры. Породу измельчают вместе с углеводородным веществом, получается материал для дорожных работ.
  3. Строительный битум - это синтетический продукт, получаемый из нефти промышленным путём. Материал используют для гидроизоляции конструкций и производства кровельных рулонных материалов и мягкой черепицы. Синтетический углеводород твердой структуры, для применения его растапливают до жидкого состояния, после чего он снова фиксирует свою форму уже на рабочей поверхности.

Состав

В строительных битумах, которые используют для гидроизоляции и изготовления кровельных материалов, состав приблизительно одинаковый. Его составляют:

  • Углерод - около 80%;
  • Водород - приблизительно 15%;
  • Сера - 2…9%;
  • Кислород - до 5%;
  • Азот - до 2%.

Основные фракции внутри материала:

  1. Твердая часть - асфальтены - высокомолекулярные углеводороды, их дополняют парафины.
  2. Смолы тёмно-коричневого окраса, придающие битуму насыщенный цвет.
  3. Консистенцию в расплавленном состоянии обеспечивают масляные фракции углеводородов.

Разное сочетание компонентов определяет разные характеристики, например, плотность битума кг/м3 может быть от 100 до 1400, в зависимости от марки.

Маркировка

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК - битум нефтяной кровельный;
  • 90 - оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 - величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Битум нефтяной общего назначения

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом - БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума - изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума - 0,95…1,50 г/см3.

Битум кровельный

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

Дорожный битум

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие - климатическая зона, ведь дороги - это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

Технология приготовления и нанесения

С рулонными материалами из битума для кровли и гидроизоляции всё просто - их раскатывают по конструкциям или по кровле и фиксируют наплавлением или приклеиванием на расплавленный битум. Последний, в свою очередь, может применяться как самостоятельный компонент в строительстве. Для этих целей его нужно правильно подготовить.

Существует 2 формы продажи битума:

  • Твёрдая;
  • Готовая жидкая.

Готовые мастики размешивают и наносят на поверхность кистью. Стоят такие растворы дороже твердого битума, а в качестве практически не уступают, но и не выигрывают, кроме удобства.

Чем растворить битум, если он загустел? Подойдут керосин, бензин и уайт-спирит. Их добавляют в небольшом количестве, дожидаются реакции с мастикой и тщательно размешивают. Этими же веществами можно вывести битумное пятно с поверхности пола, автомобиля или ткани.

Чтобы растворить твердый битум, понадобится газовая горелка и толстостенный котел с крышкой. Материал крошат на кусочки небольшого размера и заполняют ими емкость на 2/3. Нагревают котел до заданной в марке температуры, возможно превышение на 10-15°С. При этом, следует следить и за температурой, и за временем: градусов горелки может быть больше, тогда раствор расплавится быстрее, но перегрева допускать нельзя - качество углеводорода будет падать. Температура кипения битума у разных марок своя, самой высокой считается +200°С.

Во время нагрева всплывающие твердые частицы следует вылавливать и утилизировать.

Нагретый раствор наносят на поверхности широкой кистью и валиками. Следует соблюдать технику безопасности при работе с горячим материалом, использовать индивидуальные средства защиты.

Средний расход битума на 1 м2 гидроизоляции при слое 1,5…2,5 мм составляет 1…1,5 кг.

Битум - это один из самых древних строительных материалов, известных человечеству. В наше время его применение предполагает достаточно разнообразные варианты. Существует множество разновидностей этого материала.

Разновидности

Битумные вещества - это органические материалы, к которым относится несколько видов.


Состав

Битум имеет следующий состав в классическом варианте:

Перечисленные вещества находятся в виде соединений углеводородов, серы, кислорода и азота.

Все элементы можно классифицировать по трем группам.

1. Твердая составляющая - высокомолекулярные углеводороды, которые называются асфальтенами. Также к твердым составляющим относятся парафины.

2. Смолы - аморфные материалы, которые имеют темно-коричневый окрас.

3. Масляные фракции - это различные углеводороды, которые имеют плотность менее 1.

Битум - это достаточно сложное вещество с определенным соотношением всех составляющих. Повышение в его массе асфальтенов приведет к увеличению твердости, хрупкости и температуры размягчения.

Парафины также снижают пластичность битума, поэтому при производстве уделяется внимание снижению их содержания до 5 % и менее.

Область применения

В зависимости от физических свойств различают следующие направления применения битума:

  • дорожное строительство;
  • устройство кровли;
  • гидроизоляция;
  • производство электорокабеля;
  • шино-резиновая технология;
  • аккумуляторы;
  • лакокрасочная продукция;
  • металлургия;
  • производство углебрикетов;
  • нефтепереработка.

В проведении строительных работ своими силами битум является самым востребованным материалом для гидроизоляции различных объектов, особенно погребов и подвалов.

Нефтяной дорожный

В строительстве дорог используются битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 22245-90). Существует несколько марок такого материала.

Чтобы правильно подобрать разновидность, следует определиться с типом климатической зоны.

Для природных условий, которые характеризуются температурой в холодное время года в среднем не выше -20 ˚С, подойдут в соответствии с ГОСТом такие дорожные битумы, как БНД 200/300, БНД 130/200, а также БНД 90/130.

Для регионов, где средние температуры в холодное время года составляют от -10 до -20 ˚С, предусмотрены битумы нефтяные дорожные ІІ и ІІІ климатической дорожной зоны. К ним относятся приведенные выше разновидности, а также БНД 60/90.

Если же среднемесячные температуры в холодное время года находятся в пределах от -5 до -10 ˚С, то ГОСТ предусматривает использование таких нефтяных дорожных битумов, как все вышеперечисленные виды, а также БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.

Для местности, в которой зима характеризуется среднемесячными температурами не ниже +5 ˚С, подходят нефтяные дорожные битумы таких типов, как БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.

Нефтяной

Существуют разновидности, которые используются для строительства не только дорог, но и жилых объектов. Это универсальные марки. Есть только три марки, к которым относятся такие битумы нефтяные, как БН 70/30, БН 90/130, БН 50/50.

Так же как и битумы нефтяные дорожные, ГОСТ которых регламентирует условия применения каждой разновидности, для строительных битумов действует ГОСТ 6671-76.

Чем меньше температура окружающей среды, тем более эластичный материал необходимо применять для строительства. Это обеспечит его долговечность и длительность эксплуатации.

Нефтяные кровельные материалы

Для различных работ по монтажу кровли используют специальный битум. Свойства и область применения его регламентирует ГОСТ 9548-74. Данный стандарт подразумевает использование трех разновидностей этого материала кровли:

  • БНК 90/30 - имеет такую сферу применения, как образование покровного слоя крыши.
  • БНК 40/180 - используется для совершения пропитывания.
  • БНК 45/190 - выбирается для обработки кровли и получения материала для крыши.

Факторы, влияющие на тип дорожного материала

Битум дорожный, ГОСТ которого предусматривает несколько типов такого вещества, характеризуется множеством различных свойств. Каждое придает определенные качества материалу.

Самыми важными из них, определяющими область применения битума, считаются пластичность, температура размягчения, хрупкость, вспыхивание, вязкость, адгезионные качества.

Высокие температуры способствуют увеличению степени вязкости битума. При похолодании материал теряет это качество и в момент достижении тепловой границы становится хрупким.

Увеличить пластичность помогает добавление в состав материала масел. Чем больше морозоустойчивость нефтяного дорожного битума, тем выше класс его качества.

Температура вспыхивания также является очень важным показателем для такого материала, как битум дорожный. ГОСТ предусматривает стандартную величину этого показателя +200 ˚С и выше. Чем больше температура вспыхивания, тем меньше пожароопасность вещества.

Показатель адгезии поможет узнать, как хорошо схватывается битум с основанием поверхности. Чем выше этот показатель, тем прочнее держится материал на поверхности.

Технология использования материала

При строительстве дорог и других объектов применяется технология разогревания битума. Этот процесс проводится в соответствии с определенными правилами. Техника использования материала заложена в характеристиках такого вещества, как битум. ГОСТ раскрывает его самые важные свойства.

Для разогрева материала, применяемого в строительстве и ремонте, используется специальный котел с толстыми металлическими стенками и герметично закрывающейся крышкой. Толщина материала позволит ему избежать подгорания.

Заполняется 2/3 емкости. Битум перед загрузкой раскалывается на куски небольшого размера.

Подогрев производится на небольшом огне, и материал растапливается до однородной массы. При появлении инородных примесей их извлекают специальным ситом. Предельная температура разогревания составляет +200 ˚С.

При температуре подогрева от +160 до +170 ˚С битум расплавится приблизительно за 3 часа. Если увеличить ее до предельного значения, процесс разогрева составит всего 1 час.

Не терпят увеличения подогрева свыше +200 ˚С, ведь их свойства от этого будут ухудшаться. При +220 ˚С начнет образовываться кокс.

При перегреве битума образуется неприятный желто-зеленый дым, а при достижении границы в +240 ˚С вещество может даже вспыхнуть. Тогда крышку котла закрывают, чтобы потушить пламя.

После перегрева и вспыхивания битум дорожный становится хрупким и уже не подойдет для проведения работ по строительству или ремонту.

Хранение и перевозка

Складирование битумов происходит в специальных резервуарах. Они оборудованы механизмами перемешивания подогреваемого вещества. Эта техника должна иметь особые пути подачи водяного пара для профилактики вспыхивания паров материала.

Для опустошения резервуаров в них предусмотрено дно под уклоном.

Техника, перевозящая жидкий битум дорожный, оборудована специальными насосами, которые перекачивают вещество.

Если же материал перевозят в твердом виде, используются специальные разборные формы.

В процессе транспортировки и хранения обеспечиваются все требования пожарной безопасности, так как битум относится к легко воспламеняемым веществам. Выполняя все правила безопасности, можно не бояться возникновения непредсказуемых ситуаций в работе с этим материалом. Изучив свойства и разновидности материала, можно грамотно применять его в строительстве различных объектов.

Битум - это вещество, обладающее такими положительными качествами, как влагостойкость, прочность, неподверженность климатическим воздействиям, низкая звуко- и теплопроницаемость, а также малая проводимость тока. Благодаря этим свойствам он является очень востребованным и надежным строительным материалом.

Битумные кровельные материалы широко используются в промышленном и гражданском строительстве. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ, среди которых: прочность, надежность, пластичность, стойкость к осадкам и температурным перепадам. Такой вид кровли выбирает все большее количество квалифицированных строителей.

Современные битумные кровельные материалы представляют собой многослойную конструкцию, которая сочетает в себе прочную основу, покрытую с обеих сторон битумным или битумно-полимерным вяжущим веществом. Правильная укладка данного покрытия, позволит прослужить битумной кровле до 25-30 лет даже в самых суровых условиях.

Укладка битумной рулонной кровли

  • Вначале нужно нанести подготовленную мастику на покрываемую поверхность.
  • Потом при помощи газовой горелки уложить первый кровельный рулон.
  • Следующие рулоны нужно укладывать строго внахлест от 5 до 15см. (современные направляющие кровли имеют специальную кромку для нахлеста).

*Работы по укладке желательно выполнять бригадой из двух человек (первый раскатывает рулон, а второй работает с газовой горелкой).
Так же укладку можно выполнять самостоятельно при помощи крюка, который позволит самостоятельно раскатывать рулон.

Маркировка битумной рулонной кровли

Первая буква рулонных кровельных материалов обозначает название или основу:
Х – стеклохолст
Э – полиэстер
Р – рубероид
Т - стеклоткань

Вторая буква указывает на предназначение:
П - подкладочный (большинство кровельных систем состоят из двух и более слоев, подкладочные слои являются более дешёвыми).
К - кровельный (в данном материале есть крупнозернистая посыпка верхнего слоя, защищающего от природных воздействий).

В третьей букве зашифрована информация о посыпке:
Ч - чешуйчасто-слюдяная
К – крупнозернистая
П – пылевидная
М - мелкозернистая

*Так же в некоторых случая в конце буквенного сочетания находятся цифры. Они зачастую могут означать толщину картона для рубероида или массу вяжущего состава на одном квадратном метре.


В нашем магазине представлены:

Оргкровля-2 . В качестве армированной основы битумных материалов используется стеклохолст или стеклоткань. Полотно не гниет, не деформируется, проявляет высокую устойчивость к перепадам температур.
Икопал . Рулонно-битумные материалы этого бренда производятся с использованием уникальных однослойных и двухслойных решений и могут применяться для гидроизоляции фундаментов, мостов, подземных сооружений, ремонта и устройства эксплуатируемых, а также неэксплуатируемых кровель.
Рубероид . Гибкий, удобный в монтаже битумный кровельный материал. Он может использоваться в качестве промежуточного гидроизоляционного слоя или финишного покрытия (в зависимости от марки).
Пергамин . Удобное в использовании полотно для паро- и гидроизоляции утеплителей, создания дополнительной ветровой защиты.